Новости Все новости

Кунсткамеру ждёт «тотальная реэкспозиция» в ближайшие пять лет

21 сентября 2017 | 15:21| Культура

В ближайшее время в Кунсткамере планируются масштабные преобразования коллекции. Об этом сообщил назначенный летом 2017 года директором Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамеры) профессор Андрей Головнёв, передаёт корреспондент «Диалога».

«Руководить таким могучим и сложным кораблём, как МАЭ – это новый вид искусства, новый уровень ответственности навигатора. Первые три месяца я активно адаптировался, а теперь, надеюсь, от стадии соответствия перешёл к креативному этапу. Иметь дело с колыбелью отечественной науки, одним из центров антропологических исследований планеты, будет непросто. Наша задача – найти алгоритм активации тех несметных ресурсов, которыми располагает Кунсткамера. Это – настоящее научное Эльдорадо, где есть всё… в том числе проклятие изобилия. Задача – найти интересные ходы для развития, сделав Кунсткамеру не полкой, где хранятся вещи старины, а возродить в ней тот импульс инновационности, с которого она, собственно, и начиналась», — пояснил Головнёв.

При заявленной «тотальной реэкспозиции» будут сохранены многие принципы, которые определяют МАЭ (например, модули старой экзотики), но будут применена новая композиция. Главным принципом, который будет применяться при составлении новой экспозиции, Головнёв назвал сценирование, тогда как нынешнее размещение экспонатов он считает зачастую слишком тяжеловесным. Так, предметы коллекции Фредерика Рюйша (изначальные собрания анатомических диковин, приобретённые Петром I в 1717 году – ИА «Диалог») предполагается вернуть в состояние «анатомического театра».

«Композиция должна быть внятной, как путешествие по музею – с открытием, если угодно, и себя (как человека, некогда произошедшего в природе), и мира, запечатлённого в результате многочисленных путешествий, и истоков науки, знания и особенностей мировосприятия, которые ныне существуют в России. Нужно ориентироваться на то, чтобы этот музей был музеем диковин и чудес, комнатой открытий и удивления. Есть мнение, что это ненаучно – но я, как член-корреспондент РАН, решительно отстраняюсь от такого подхода, потому что наука всегда была тем, что заходила за пределы знаемого. В какой-то мере каждое смелое открытие – это сенсация, а я не боюсь сенсаций. Так что старая Кунсткамера и новейший Музей антропологии и этнографии – а я не разделяю эти понятия – вполне гармоничны. Мы должны удивлять нашего посетителя ничуть не меньше, чем удивлял Европу Марко Поло в своём путешествии, когда он описывал мир как последовательность диковин», — отметил Головнёв.

По словам директора, старые инструменты не препятствуют применению новых подходов – в частности, среди идей, которые можно будет реализовать, он назвал «виртуальную Кунсткамеру XVIII века». Другие инициативы – восстановление конференц-зала, который также предполагается сделать кинозалом; дополнение существующих экспозиций мультимедийными элементами; привлечение студентов, проходящих практику, к научной деятельности музея. Закрывать значительные части музея в период реэкспонирования, сопряжённого с ремонтом, который ведётся в настоящее время — не предполагается.

Андрей Головнёв выразил надежду на то, что ФАНО (федеральное агентство научных организаций) как вышестоящая организация предоставит определённые фонды для показа. Впрочем, не надеясь на финансовую поддержку государства, директор МАЭ сообщил о намерении создать целевой фонд, обратившись к возможным донациантам, «которым не безразлична судьба отечественной науки».

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!
в темноте dans le noir
Как это?

Есть в полной темноте

13 декабря 2017
Репортаж