94.1$ 100.5€
-1 °С

Рождество и другие радости. Куда пойти в Петербурге 23-25 декабря

23 декабря 2022 | 11:30| Досуг

Событий на самый разный вкус в Петербурге происходит с каждыми выходными всё больше. Наш последний в нынешнем году дайджест – едва ли не самый большой по объёму, и мы надеемся, что он поможет вам сориентироваться в кипящем вихре событий в культурной жизни города.

***

24 декабря в 18:00 и 25 декабря в 12:00 на сцене Мариинского-2 состоится премьера последней большой оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Новую редакцию собственной постановки 1994 года готовит Алексей Степанюк. Музыкальный руководитель и дирижёр премьеры – Валерий Гергиев.

Мировая премьера «Китежа» состоялась в 1907 году на сцене Мариинского театра, который позже много раз возвращался к этой опере Римского-Корсакова: постановки последовали в 1910, 1918, 1926, 1958, 1994 и 2001 годах. Сергей Прокофьев вспоминал в своей автобиографии: «„Китеж“ сразу захватил меня. Больше всего понравилась „Сеча при Керженце“, которая в то время казалась мне лучшим, что сделал Римский-Корсаков. Я так много рассказывал дома об этой опере, что мать поручила мне достать на первое представление три билета, что я и сделал не без труда, а затем попросил отпустить меня на второе или третье представление. В общем, я слышал „Китеж“ 4 раза, но когда приехал отец, я потащил и его».

«Слушал я вчера „Китеж“. В некоторых местах партии Февронии у меня чуть-чуть не катились слезы. А действие, в котором град Китеж закутывался туманом, до сих пор заставляет мурашки бегать по моей спине», – вспоминал о той постановке 95-летней давности Дмитрий Шостакович.

В Мариинском театре напомнили, что билеты на оба представления в декабре можно приобрести в составе абонементов № 2 или № 3, куда также вошли балет «Щелкунчик», опера «Гугеноты» и концерт прославленного пианиста Владимира Троппа.

***

24 и 25 декабря на Основной сцене Александринского театра премьера – спектакль Николая Рощина «Отелло» по одноименной трагедии У. Шекспира. Начало – в 19:00 в оба дня.

«К наследию Уильяма Шекспира главный режиссёр Александринского театра Николай Рощин обращается впервые. Сюжет «Отелло» разворачивается на фоне венецианско-турецкой войны конца XVI века. В спектакле каждый из главных героев истории получает право представить свою правду; прозвучат версия самого Отелло, версия Яго, версия Дездемоны», – отмечают в театре.

Отелло играет Сергей Мардарь, Дездемону – Мария Лопатина, Яго – Иван Волков, Кассио – Тихон Жизневский. Кстати, нынешняя премьера станет первой постановкой этой классической пьесы в Александринском театре практически за тридцать лет (в прошлый раз её показывали там в 1993 году).

«В XX веке в историю театра вошли два легендарных спектакля александринской сцены: «Отелло», созданный Сергеем Радловым в 1927 году, и «Отелло» Григория Козинцева – спектакль 1944 года», – добавили в Александринке.

***

XXII Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» продолжается, и следующее его большое событие – спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату». Он состоится в 20:00 23 декабря в Большом зале Филармонии.

«Ван Гог. Письма к брату» – это пронзительная история о судьбе непризнанного миром гениального художника, рассказанная его собственными словами – и музыкой. Евгений Миронов и Камерный ансамбль «Солисты Москвы» во главе с Юрием Башметом представят в Петербурге в рамках XXII Международного зимнего фестиваля «Площадь Искусств» спектакль-концерт, поставленный Мариной Брусникиной, в основу которого легли письма Винсента Ван Гога. Младший брат художника Теодор был единственным на свете человеком, которому тот мог писать настолько откровенно и пронзительно: именно он вынес на своих плечах, на жаловании маленького служащего, десять лет жизни безработного, непризнанного, одержимого страстью к искусству и опустошенного душевной болезнью брата», – рассказывают об этом событии в Филармонии.

«Письма к брату Тео – это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц. Это диалог не только с адресатом писем, но также и с самим собой, с Богом, с миром», – говорится о спектакле на официальном сайте Евгения Миронова.

«Это история художника, который, несмотря на все обстоятельства, до последнего хотел жить, работать – и, не считая себя великим творцом, оставить после себя нечто, что хоть как-то оправдывало бы его невероятно тяжелую жизнь», – отмечает Евгений Миронов.

Музыка, отобранная для спектакля, призвана усилить заключенные в письмах эмоции: в исполнении Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета прозвучат сочинения Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Эдварда Грига, Густава Малера, Альфреда Шнитке, Кузьмы Бодрова. Билеты ещё доступны, хотя их и осталось немного.

***

В субботу, 24 декабря, Эрмитаж проведёт в Ассамблейном зале Меншиковского дворца вечер-концерт, посвящённый Дворцу дожей – самому знаменитому архитектурному памятнику Венеции. В программе будет, разумеется, итальянская музыка (конкретно – относящаяся к XVI-XVII векам) в исполнении Ансамбля старинной музыки Владимира Шуляковского. А до того зрителям прочитают лекцию об истории дворца: сделает это Виктория Яковлевна Снеговская – искусствовед Эрмитажа, специалист по западноевропейскому искусству.

«Палаццо Дукале представлял собой гигантский сложный организм. Здесь проводились заседания всех органов государственной власти Венецианской республики от Совета Пятисот, Сената и Коллегии до могущественного Совета Десяти. В специально отведенных апартаментах проживал дож, а в парадных залах давали пышные празднества по случаю прибытия высоких иностранных гостей. Здесь же вершили суд и содержали в тюремных камерах тех, кто посягнул на устои республики. Дворец дожей является шедевром европейской архитектуры, основная часть которого создавалась в ХIV- ХV веках. В разное время в украшении дворца принимали участие все крупнейшие венецианские мастера – Беллини, Тициан, Тьеполо», – пояснили в Эрмитаже.

Начало – в 18:00. Билеты доступны на сайте музея. Меншиковский дворец, напомним, расположен по адресу Университетская набережная, 15.

Не стоит забывать об уже открывшихся в последнее время в Эрмитаже выставках – например, о «Сокровищах Аланского царства». С 24 декабря там будет работать ещё одна, о которой расскажет наш корреспондент.

***

В воскресенье, 25 декабря, в 19:00 на сцене КСК «М-1 Арена» (Приморский пр., 80) состоится концерт «Музыка венского бала». Вена – это Штраус(ы), и действительно, в исполнении симфонического оркестра «Классика» прозвучат самые известные произведения семьи Штраусов: увертюра к оперетте «Летучая мышь», польки «В Павловском лесу», «Болтушки», вальсы «Розы юга», «Королевский», «На прекрасном голубом Дунае», «Персидский марш», знаменитый «Марш Радецкого». Художественный руководитель, главный дирижер – заслуженный артист России Александр Канторов.

«Музыкальными ритмами в Вене пропитано буквально все: от брусчатки на мостовой до величественных стен вековых особняков. Как точно выразился Стефан Цвейг, Вена – это «великолепно оркестрованный город». И говоря о музыке праздничной Вены, нельзя не вспомнить ещё одного талантливого жителя австрийской столицы – Франца фон Зуппе. Слушатели концерта смогут насладиться музыкой великолепных увертюр композитора: «Пиковая дама», «Легкая кавалерия», «Поэт и крестьянин», «Прекрасная Галатея». На предновогоднем концерте также прозвучит музыка французского композитора Эмиля Вальдтейфеля, которого современники называли «французским Штраусом». В программе – вальсы «Конькобежцы», «Эспаньола», «Волшебство Сирен», – добавляют организаторы.

Билеты доступны на сайте оркестра.

***

23 и 24 декабря (а также 12 и 31 января, 11 и 19 февраля) в театре-фестивале «Балтийский дом» состоятся премьерные показы спектакля «Палата № 6».

«Знаменитая чеховская история в ярком прочтении художественного руководителя Экспериментальной сцены Театра-фестиваля «Балтийский дом» Анатолия Праудина – режиссёра, который способен заглянуть внутрь самых сложных cостояний человеческой души. Вот и спектакль «Палата № 6» становится настоящим зеркалом, смотреть в которое одновременно и тревожно, и невероятно интересно. Как часто мы лишаем себя возможности изменить жизнь вокруг, считая, что это бесполезно? И сетуем на окружающих, чья ограниченность, кажется, настолько нелепа, что сводит с ума? Беспросветный быт больницы маленького городка, по безысходности сравнимый разве что с тюрьмой, вырастает до масштабов всего человечества, своими собственными руками делающего жизнь невыносимой», – рассказывают о постановке в театре.

Билеты на 24 декабря доступны на сайте театра, но их осталось ничтожно малое количество.

***

22 года истории, 2022 год на дворе. Культовая петербургская рок-группа Animal ДжаZ представит программу «XXII» в клубе «Космонавт». На концерте, который начнётся 25 декабря в 20:00, обещают сыграть все главные композиции группы за её историю.

«Ровно 22 года назад, 22 декабря 2000 года, группа Animal ДжаZ сыграла свой первый концерт. Сегодня мы отмечаем День рождения группы. А ровно год назад Animal ДжаZ выпустили альбом «Раритеты» и клип «Отъ**ись от себя». Увидимся уже совсем скоро», – лаконично говорит коллектив о грядущем событии.

***

Двадцать четвёртое декабря – это рождественский сочельник для западных конфессий, поэтому тем, кто интересуется традициями и обрядами этой ветви христианства, имеет смысл обратить на их городские церкви. Лютеране отмечают Рождество, например, в Анненкирхе, где пройдёт соответствующее богослужение. Рождественская выставка будет открыта для посетителей, а 25 декабря двери будут открыты только на главное рождественское богослужение, после которого церковь закроют на празднование Рождества для прихожан церкви. Для жителей и гостей города выставка продолжит работу 26 декабря.

Узнать про историю лютеранского Рождества можно будет 23 декабря на «Самом рождественском концерте» (начало – в 20:00), где сам настоятель Анненкирхе расскажет о рождении Христа под шедевры классической музыки от «Оркестра 1703» и красочные видеопроекции. Наконец, 27 декабря в 20:00 в Большом зале церкви состоится ещё один концерт – «Музыка Рождества». Подробнее о них можно узнать в сообществе церкви в соцсети «ВКонтакте».

В церкви воскресения Христова в Пушкине (ул. Набережная, 4) также приготовили интересную программу для всех гостей: 24 декабря в 12 часов там начнётся ярмарка с подарками ручной работы, мастер-классы по созданию новогодней игрушки, кукольное представление с вертепом для детей, Рождественский концерт (в 17:00) и богослужение Сочельника (в 19:00).

Наконец, в церкви святой Марии на Большой Конюшенной улице, 8А, также запланировано праздничное богослужение, а в воскресение в 18:00 состоится бесплатный концерт, где прозвучат Рождественские произведения И.С.Баха, К.Дакена, А.Корелли.

***

Центр Курехина, продолжая идущий там международный фестиваль видеоарта «Видеоформа-9», явно идёт на рекорд. 24 декабря там покажут «Танец по обе стороны экрана» – девятичасовую инсталляция-перформанс. Начнётся действо в 12 часов, а закончится, что логично, в 21:00.

«Танец – самое летучее из искусств. Танец инициирован человеческим телом. Тело человека – вместилище танца и его первейший смысл. Можно ли его зафиксировать? Поддается ли танец документации? Как будет он функционировать в цифровом пространстве? Танец как экспонат и танец как документ – вот что предлагает в качестве концепции инсталляция-перформанс «Танец по обе стороны экрана», – рассказали организаторы.

Произведение создали/создадут медиахудожник Виктор Тяпков и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Это, говорят авторы, будет марафон-исследование восприятия человеческого тела, движения, танца в двух ракурсах: в пространстве выставочного комплекса и в цифровой реальности. Попасть на событие можно по билету на «Видеоформу-9».

***

В Михайловском замке открылась выставка «Рисунки и акварели. XVIII век». Она проработает до 27 марта и представит экспонаты из обширной коллекции русского рисунка и акварели XVIII века, которой обладает Русский музей. Произведения отечественных художников соседствуют в ней с работами европейских мастеров, чьё творчество оказалось связанным с Россией.

«Натурные штудии, наброски и этюды к живописным полотнам Антона Лосенко и Петра Соколова, эскизы будущих барельефов Михаила Козловского, загадочная серия типажей нищих-слепцов Ивана Ерменёва, серии видовых акварелей Семена Щедрина и Михаила Иванова в своём жанровом и типологическом разнообразии отражают сложившуюся структуру рисунка этого времени, а искусное использование различных техник демонстрирует высокий уровень профессионального мастерства, достигнутого русскими художниками в стремительном становлении русской художественной школы в XVIII веке», – объясняют в музее.

Выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с наиболее интересными и значительными образцами графики XVIII века из музейного собрания, которые по причине своей хрупкости экспонируются крайне редко.

***

В Шереметевском дворце (наб. Фонтанки, 34) открылся мультимедийный выставочный проект «Когда зеркало зеркалу снится», посвящённый творчеству Аллы Сергеевны Демидовой. Там представлены костюмы Демидовой в семи избранных ролях: Гертруды («Гамлет», Театр на Таганке, 1971), Раневской («Вишневый сад», Театр на Таганке, 1975), Федры («Федра», Театр на Таганке, 1989), Медеи («Медея», Театр Attis, 1996), Гамлета («Гамлет-урок», Театр Attis, 2001), Ахматовой («Ахматова. Поэма без героя», Гоголь-центр, 2016) и Старика («Старик и море», Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, 2018), а также вещи из личного собрания актрисы, фотографии, видеофрагменты спектаклей.

Выставка продлится до 16 апреля 2023 года.

***

В Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) открылась выставка «Аптекарский остров. XX век». Посвящена истории этой части Петроградского района (где, что логично, находится и сам принимающий её музей), которая является одной из старейших в городе.

Выставка рассказывает об Аптекарском острове, одном из старейших районов Санкт-Петербурга. На картах XIV-XVII веков он назывался Корписаари. Финское слово «корпи» в переводе на русский язык обозначает и «глушь», и «дремучий лес», и «ворон». Отсюда различные названия острова на русском языке — Дикий, Вороний, Лесной. Также остров называли Еловым из-за преобладания на территории густого елового леса, который первые жители Петербурга рубили на дрова для окрестных пороховых заводов. Указом Петра I от 1714 года на Аптекарском острове разрешалось селиться только аптекарским служителям, и предназначен он был для возделывания «аптекарского огорода». От «аптекарского огорода» он и получил свое название», – рассказали в Музее истории Санкт-Петербурга, частью структуры которого является и Музей петербургского авангарда.

На выставке показаны открытки, фотографии, живописные и графические работы из фондов музея, изображающие различные места Аптекарского – от Ботанического сада до башни телецентра. Пять разделов рассказывают об основных транспортных артериях острова с прилегающими улицами – набережной реки Карповки, Каменноостровском проспекте, улице Академика Павлова, Аптекарской набережной и улице Профессора Попова.

***

С 22 декабря в музее современного искусства АРТМУЗА (13 линия В.О., д. 70) работает выставка работ финалистов всероссийского конкурса «ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО!!!» Свои работы представили художники из Калининграда, Самары, Ростова-на-Дону, Перми, Салехарда, Красноярска, Томска, Хабаровска. Всего – 104 работы, отобранные из 1260 присланных на конкурс картин, скульптур, инсталляций. Вход – свободный. Выставка будет работать до 22 февраля будущего года.

«Что чувствуют и думают жители этих и множества других городов России? Что помогает им сохранять оптимизм и силы в наше непростое время? Ответы – в работах художников», – говорят организаторы.

***

Наконец, помимо долгоиграющих (пред)новогодних ярмарок, о которых мы писали в своё время большой материал – и рекомендуем добавить его содержание к списку мест для возможного посещения.

Так, 24-25 декабря повторится проходившая на прошлой неделе «Петербургская ярмарка» – только на этот раз в ДК имени Кирова.

«Мы соберём более 100 креативных и талантливых локальных проектов в одном месте. Будут украшения, косметика, одежда, товары для дома, новогодний декор, детские товары и многое другое. У нас вы точно найдете идеальные подарки на праздники. «Петербургская ярмарка» – большой хендмейд фестиваль, доказывающий, что ручная работа – это настоящее искусство. Сотни мастеров, десятки тысяч изделий, воркшопы, лекции, живая музыка и блюда разных стран – у нас есть всё», – указывают организаторы. Простим их за обилие англицизмов.

Три дня – 23, 24 и 25 декабря – будет работать предновогодняя «Интеллигентная барахолка» в «Севкабель Порту». Как обещают устроители, в программе – 300 локальных брендов одежды, украшений, аксессуаров, декора, косметики, книг и сладостей. Также ожидается распродажа винтажных и редких товаров, гадания, мастер-классы для детей и взрослых, обмен украшениями и аксессуарами («приносите бусы, кольца, браслеты, короны, очки в хорошем состоянии, без поломок», подсказывают организаторы). Наконец, будут еда и музыка самых разных жанров.

Ещё одна двухдневная предновогодняя ярмарка пройдёт в «Этажах» на Лиговском, 74 – точнее, в тамошнем пространстве «Синий пол» (на втором этаже) – в субботу и воскресенье с 12 до 19 часов. Там свои творения представят авторы изделий ручной работы – кондитеры, художники, дизайнеры одежды или украшений. Для посетителей вход будет свободным. Дополнительную информацию можно получить в группе ярмарки в соцсети «ВКонтакте».

Подготовили Рената Мансурова, Елизавета Зыкова, Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!