«Мы открыты для всех, кто готов помогать парку»: как был создан и чем занимается Общественный совет по сохранению Шуваловского парка
30 августа 2022 | 13:01| ГородВ МО Парголово уже восемь лет как существует Общественный совет по сохранению Шуваловского парка. О том, как появилась эта организация, с чего началась её работа и как она сейчас помогает благоустройству и защите излюбленной зелёной зоны парголовчан, корреспонденту «Диалога» рассказал Дмитрий Ширшков – член ОССШП с многолетним стажем.
— Давно ли вы входите в совет?
— С 2017 года.
— А когда он был создан? Кто это придумал, как появилась такая необычная форма организации?
— Совет организовали в 2014 году. Тогда по инициативе двух парголовчан началась уборка Шуваловского парка – в районе храма. Постепенно присоединялись другие люди – из других микрорайонов – и постепенно организовался небольшой совет, состоявший из 6-7 человек, которые занимались вопросами, связанными с уборкой парка. Впоследствии люди менялись – и вопросы благоустройства тоже изменялись и расширялись.
— А как часто проходит эта ротация, и каков её механизм?
— Это происходит время от времени – раз в год или, может быть, два раза в год. Всё зависит от того, насколько люди готовы помогать. Иногда к нам приходят люди только с одной инициативой; они готовы её реализовать, и на этом наше взаимодействие потихоньку угасает. А есть люди, которые приходят, остаются, помогают, чем могут – и поэтому мы их включаем в совет, и они в нём постоянно присутствуют.
Сейчас в совет входят семь человек, их имена – на нашем сайте. Правда, возможно, Максим Леонидов из состава выйдет, так как он уехал за границу…
— Это серьёзное имя. Как он проявил себя в работе на благо Шуваловского парка?
— Он присутствует у нас как медийное лицо, для узнаваемости – но он не исключение из правил: он участвовал в субботниках по благоустройству парка, помогает в общении с депутатами, помогает в качестве рупора для СМИ. Так что он сыграл большую роль и весьма нам помогал!
— Может ли в совет вступить только житель муниципалитета Парголово или его окрестностей?
— Нет, на самом деле совет открыт для любых жителей Петербурга, которые готовы помогать парку – хоть из Купчино!
— А какова процедура? Что должен сделать человек, чтобы войти в состав совета? Понятно, что это не должно быть для него самоцелью…
— Я могу рассказать на своём примере – как я попал в совет? Для меня это тоже не было самоцелью – нужно просто желание помогать парку. Вы приходите в парк – не ежедневно, конечно, а по своим возможностям – убираете мусор, либо общаетесь с прессой, либо помогаете бригаде Общественного совета (например, если идёт санитарная вырубка, оказываете помощь в вывозе мусора и дровяных остатков). Или же вы приходите с какой-то инициативой, которую готовы реализовать сами и за собственные средства. С помощью совета мы помогаем оформить всё это юридически – в том числе в КГИОП или комитете по благоустройству. И, соответственно, прикладываем руки, когда нужна физическая помощь.
Я начал – в 2017 году – с того, что когда речка Старожиловка по весне сильно подтапливала нижнюю часть парка, прилегающую к Заречной улице, я, как рыболов, не смог этого терпеть – и вычистил, вытаскал все брёвна, которые там скопились возле коллектора. Сделал это раз, два – потому что мусор постоянно наплывал – а потом меня нашли журналисты с телеканала «78», я дал им несколько интервью по этой теме, и меня пригласили поучаствовать в заседаниях совета. Так и пошло дальше – постепенно я вошёл в состав.
— На сайте в последнее время почему-то нет новостей и информации о предстоящих событиях. Почему?
— Сейчас мы в основном обратили внимание на социальные сети. На сайте стараемся держать в основном статичную информацию – правила поведения в парке, основные достопримечательности, которые там можно посмотреть… а новости там выкладываем в основном какие-то глобальные (например, о том, что может сильно изменить сам парк). Пока таких крупных событий, тьфу-тьфу, не случалось. В основном все новости у нас идут в соцсетях – там, где большинство народа сидит и общается, может всё это увидеть в онлайн-режиме, обсудить. Так что – мы там.
— А какие мероприятия у вас запланированы на ближайшее время – для читателей, которые не пользуются соцсетями? Уборка, например?
— У нас планируется традиционный осенний субботник – в сентябре-октябре, чтобы прибраться после всех этих шашлычных сезонов. Дата пока не определена – мы смотрим уже по погоде, чтобы было более-менее сухо. Мусор-то там есть всегда, чтобы его убрать… Сейчас пока у нас идут экскурсии и различные небольшие мероприятия исторического плана: у нас есть экскурсовод Виктория Демидова, и она ведёт экскурсии по парку, мы вместе с ней организуем маленькие события – скажем, отмечали 150-летие венчания Римского-Корсакова в нашем храме. По этому поводу выпустили книгу, провели музыкальный вечер…
— Самая нашумевшая тема, связанная с парком в последнее время, – это продажа дворцового комплекса. Какие в этой связи были ваши действия?
— Как представители общественности мы встречались с представителем владельца. Выставки общественного совета про дачу Месмахера, про парк и выставку фотографий Сергея Скворцова пришлось перенести в кафе «Мыза Парголово». Но диалог постепенно налаживается – сейчас даже уже зашёл разговор о возврате экскурсий по усадьбе.
— Вы уже пять лет являетесь членом совета и наблюдаете за всем, что происходит в Шуваловском парке. Скажите, как меняется его состояние? Его ухоженность, например?
— За последние годы произошли довольно серьёзные изменения в том, что касается мусора. Если пять лет назад в парке, приходя по весне, можно было наткнуться на всё, что угодно – мешки с мусором могли валяться прямо возле дорожек, по всем кустам были разбросаны отходы – то сейчас такого нет. Более-менее администрация района поставила урны, мы провели несколько раз работы по очистке дренажных канав – соответственно, такой угрозы затопления в южной части парка уже нет. Ну и стало больше культурных мероприятий проводиться, проходимость парка возросла, поменьше стало шашлычников, чем в прошлые годы (хотя они всё равно ещё есть). И отношение к парку у людей понемногу меняется – кто-то уже считает для себя неприемлемым оставить где-то мусор, и доносит его до урн или пухто. Есть люди, которые уже сами к нам приходят и просят организовать какие-то мероприятия – йогу, экскурсии… Обращаются фотографы – спрашивают, где можно сделать более удачные фотографии. Народ с нами общается, народ спрашивает.
Запросы, соответственно, тоже повысились. Люди хотят скамейки, благоустройство дорожек…
— А в чьей это компетенции сейчас находится? Чтобы люди знали, куда обращаться?
— Сейчас за парк отвечает городской комитет по благоустройству. Мы периодически с ними разговариваем, что-то согласовываем – но подвижек к большому, серьёзному благоустройству пока ещё нет.
— Знакомые, которые постоянно бывают в парке, рассказывают, что количество людей сильно увеличилось.
— Да, это так, ведь вокруг построили столько новостроек со стороны Парнаса – и с каждым годом гостей всё прибавляется. И с других районов люди приезжают. Кто-то приходит, прочитав правила, кто-то их не читает – и мусорит… Люди приходят разные – с разным отношением к парку. Но потом, посмотрев, как ведут себя другие, в любом случае меняются. Повторюсь – ситуация сейчас намного лучше, чем несколько лет назад.
— А каким бы вы видели идеальный Шуваловский парк своей мечты? К чему нужно стремиться?
— Наверное, к тому, чтобы он был как Гатчинский парк, скорее всего, или парки в Пушкине – такие, по которым можно просто гулять (или там сидеть) и наслаждаться природой… вместе с исторической составляющей. Получить на входе брошюру с описанием парка – и ходить самостоятельно (либо в составе экскурсии), изучая восстановленные достопримечательности. А они у нас есть. Таково моё видение будущего.
— Гатчинский парк – это всё же государственный музей-заповедник. Когда продавали дворец, снова говорилось о том, что люди добиваются, чтобы Шуваловский парк тоже стал музеем-заповедником…
— Понимаете, в чём вопрос: несмотря на то, что в парке есть исторические постройки и достопримечательности – например, Холодные бани или мостик Адольфа, или сама гора Парнас – почему-то у нас власти игнорируют статус наследия ЮНЕСКО. Просто считают его городским парком с историческим обременением. Они хотят провести экспертизу, но всё упирается в то, что мало краснокнижных растений и животных, исторические памятники находятся в полуразрушенном состоянии. Что смотреть? На этом мы и буксуем. Каждый раз начинаем разговор – и каждый раз поднимается вопрос: «А что у вас есть?» Да, вроде бы согласны в одном компоненте, а дальше… политическая ситуация в стране меняется, экономические трудности возникают, и разговор приходится начинать заново. Городские власти же пока не видят наш парк как ГМЗ. Уже хорошо, что деньги на парк выделяются, производится уборка.
Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»