«Куда ж нам плыть?..»: в KGallery показывают выставку барабанщика группы «Кино»
09 августа 2022 | 18:17| культураВ прошлом месяце в KGallery открылась выставка «Куда ж нам плыть» барабанщика легендарной группы «Кино» Георгия Гурьянова. Именно так о нём обычно вспоминают: как о музыканте, который ещё и рисовал. Однако многие его современники настаивают: Гурьянов — художник, который был ударником в «Кино».
Кто такой Георгий Гурьянов?
Гурьянов был барабанщиком в группе «Кино», их аранжировщиком, иногда бэк-вокалистом и живописцем. В общем, он был рок-звездой. Этот статус немного пошатнулся из-за получения слишком почётного и очень академического звания. В 1993 году он стал профессором петербургской Новой Академии изящных искусств.
У самого Гурьянова, к слову, было хорошее художественное образование. Он учился в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова (сейчас — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха), но, как истинный бунтарь, он его не окончил. Кстати, на выставке можно увидеть работу художника в академической манере – это рисунок «Битва лапифов с кентаврами».
Так что в арт-тусовке будущий ударник «Кино» состоял задолго до прихода к нему популярности. Со знаменитым художником Тимуром Новиковым Гурьянов познакомился ещё до своей встречи с Виктором Цоем. Вскоре именно Цой и группа «Кино» прославила Гурьянова как музыканта, хотя он никогда не прекращал рисовать.
После «Кино»
От встречи с Цоем в 1982 году до его смерти в 1990 прошла целая эпоха, но нам это придётся опустить, если мы говорим о Гурьянове, как о художнике. Потому что именно смерть Виктора Цоя стала для Георгия Гурьянова разделительной полосой, очертившей переход от скорее музыканта к скорее художнику.
После 90-ого года он начинает участвовать в выставках и активно выставляться как в России, так и в других странах. Гурьянов-художник стремительно становится популярным: у него проходят персональные выставки, его творчеством начинают интересоваться европейские кураторы и коллекционеры.
В 1998 его картину «Гребцы» выберут в качестве плаката Олимпийских гей-игр в Амстердаме. Да, такие соревнования существуют. Вариант этой работы на выставке в KGallery тоже представлен и занимает особое место в экспозиции. Однако гей-игры тут стыдливо называют «альтернативной олимпиадой». Звучит странно, ведь «альтернативной олимпиадой» можно назвать всё, что угодно: от туристического похода до похода по магазинам.
О выставке
Организаторы выставки, видимо, боятся тотального запрета «гей-пропаганды» в России, о котором в последнее время часто говорят. Однако не смотря на запрет страшного слова из трёх букв, в глаза сразу бросаются гомоэротизм, телесность и маскулинность – важнейшие черты в художественном творчестве Гурьянова. Хотя основное в его творчестве – это стремление к идеалу.
Перфекционизм художника заметен и в знаменитых «Гребцах» идеальных во всём – от композиции до прорисовки деталей, и в других работах автора. Именно поэтому здесь много незаконченных полотен. Создаётся впечатление, что некоторые персонажи не прорисованы намеренно (это делает картины более мистическими а эстетику — эфемерной).
На выставке можно увидеть портрет Цоя, но узнать его вряд ли получится (лицо не дописано). Есть парный портрет с Юрием Каспаряном (гитаристом «Кино») в образах моряков.
В картинах «Балтийский флот», «Боксёр», «Прыжок в воду» – экспозиция пропитана воспеванием эротизма атлетически сложенных, практически античных юношей. Этажом выше – личная барабанная установка Гурьянова, его портрет работы Новикова и плакаты «Гагарин-пати» и «Мобиле» к первым в России рейвам (да-да!).
А в последнем зале крупный диптих кисти Гурьянова под названием «Строгий Юноша». Работа чуть ли не в стиле социалистического реализма, напоминающая картины Дейнеки и вдохновлённая одноимённым фильмом Абрама Роома. Кстати, так же называлось и ателье, в котором одевался Гурьянов и остальные участники группы «Кино». Костюмы модельера и художника Константина Гончарова, основавшего модный дом «Строгий юноша», принесли Гурьянову статус «совести петербургского стиля», который он почётно носил до самой смерти в 2013 году.
Упрощая вышесказанное, можно сказать, что Гурьянов был настоящим «крашем» девяностых, рок-звездой, бунтарём и смелым человеком. Посетить и разобраться в выставке такой личности однозначно стоит. Ну, или хотя бы посмотреть одним глазком, не вникая в суть.
KGallery довольно часто своими небольшими, но смелыми выставками заставляют проникнуться теми или иными художниками. Совсем недавно там проходила выставка друга Гурьянова — Владислава Мамышева-Монро. Эта же продлится до 4 сентября, а значит есть ещё месяц, чтобы познакомиться с работами художника.
Роман Деренский / ИА «Диалог»