Выставка-призрак. Почему в «Манеже» не покажут «Призраков» Кристиана Болтански
09 марта 2022 | 18:50| КультураВ середине марта в «Манеже» должна была открыться персональная выставка знаменитого французского художника Кристиана Болтански. Проект «Призраки» — последняя выставка, над которой работал художник перед своей смертью в прошлом году. В неё вошли инсталляции, видео- и фотоработы, отобранные самим Болтански.
Кто такой Кристиана Болтански?
Кристиана Болтански можно назвать одним из самых известных европейских художников, ассоциирующимся с современным искусством. Болтански был не только художником, но и скульптором, режиссёром и даже работал над театром марионеток, однако наибольшую известность ему принесли его инсталляции. В своих работах он всегда обращался к теме памяти, забвения, истории и войны. Сам он родился в годы второй Мировой войны в семье еврейского эмигранта из Одессы и французской писательницы. В первый год жизни будущего художника родители прятали в потайной комнате в своей квартире. Впоследствии же тема холокоста и геноцида стала одной из основных в его творчестве. В своих работах он часто обращался к мотивам военного быта, архитектуры, разрушенной войной и звуку. Сейчас произведения Кристиана Болтански можно найти в экспозициях различных музеев мира: от Музея современного искусства в Нью-Йорке до музея на острове Тешима в Японии, где находится его постоянная экспозиция «Les Archives du Cœur».
О чём были «Призраки»?
Выставка «Призраки», как и другие проекты Болтански, должна была рассказывать об истории, памяти, судьбах ушедших людей и утратах. Концепция выставки строилась вокруг «Кровавого воскресенья» (жестокий разгон шествия рабочих к Зимнему дворцу в 1905 году). Художник, работая над проектом, представлял, как «блуждают души восставших рабочих в ожидании распределения в ад или рай». Выбор места для проведения выставки также не случаен. По заявлениям автора, «Манеж» — это «место, наполненное историей и отсылками к древнегреческой мифологии». В экспозицию должны были войти масштабные инсталляции, видео и другие объекты последних лет жизни и творчества Кристиана Болтански, которые он отбирал сам.
Почему выставку отменили?
Решение отменить выставку приняли наследники Кристиана Болтански. Связано оно, конечно, со «спецоперацией» РФ в Украине.
«Кристиан никогда бы не согласился представить выставку в таком контексте. Этот конфликт, имеющий отношение к его личной истории, сильно повлиял бы на него», — заявили родственники художника.
Есть какой-то печальный символизм (очень присущий нашей стране) в том, что выставка, посвящённая кровавым событиям в истории нашей страны и тоталитарной эпохе, была отменена из-за военной операции России в Украине. «Манеж» же, кажется, очень расстроился из-за случившегося и удалил с сайта и из социальных сетей все упоминания о готовящейся выставке.
По правде сказать, «Призраки» были бы очень актуальны в это непростое время. Ведь Болтански в каждом своём произведении отражал ужасы прошедших военных событий и их последствий. Да и тему переплетения правды и вымысла в освещении документальных событий художник очень любил, а это тоже невероятно актуально в наши дни.
«Вы можете рассказать историю более правдиво, если соврёте», — сказал Болтански ещё в 1986 году. Иногда кажется, что мир прислушался только к этой фразе художника, упустив из виду всю глубину его работ.
Роман Деренский / ИА «Диалог»