Почему крышки люков круглые и о чём может рассказать их внешний вид?
26 октября 2020 | 12:00| Просто о сложномРазнообразные инженерные сети – часть жизни любого поселения, и поэтому горожане привыкли каждый день натыкаться взглядом на десятки люков, закрывающих входы в различные подземные коммуникации. «Диалог» разобрался в том, почему эта неизбывная деталь городского ландшафта выглядит именно так и что определяет её стандартную круглую форму.
В СССР с 1947 года внешний вид крышек (и того, что их окаймляет) определяется ГОСТ 3634, который с тех пор несколько раз обновлялся, всякий раз получая к своему номеру дополнительную цифру, обозначающую год (47, 61, 79, 89, 99). Совсем недавно этот стандарт обновился снова – его нынешняя версия была принята 24 декабря 2019 года, а действовать начала с 1 июня 2020-го – однако большинство крышек, которые вам доведётся видеть на улицах Петербурга, скорее всего, будут иметь надпись «ГОСТ 3634-99».
Этот ГОСТ описывает великое множество различных люков, дождеприёмников и коверов для закрытия подземных коммуникаций (например, газопроводов) – от лёгких малогабаритных до сверхтяжёлых усиленных, предназначенных, скажем, для аэродромов и доков. В документе скрупулёзно регламентированы размеры, масса, глубина и допустимые нагрузки, а также особенности устройства, зависящие от конкретного типа (скажем, крышка должна быть рельефной, и выпуклые части должны занимать не менее 10, но и не более 70 процентов поверхности).
Движение вниз: как поезда попадают с заводов в петербургскую подземку?
Обычно люки бывают круглыми, поскольку такая форма означает, что крышка не провалится внутрь, если её неудачно сдвинуть. Кроме того, круглую крышку проще и отливать, и перемещать, к тому же она прочнее прямоугольной, поскольку на углы приходится основное напряжение, и с большей долей вероятности квадратное изделие сломается именно там. Впрочем, и прямоугольные отверстия можно видеть там, где предусмотрена необходимость (и, соответственно, возможность) опускать в проём оборудование, но подавляющее большинство люков имеет именно круглую форму. Четырёхугольными зачастую остаются и дождеприёмники ливневой канализации, но и их при проектировании дорог всё чаще делают круглыми.
Первый послевоенный ГОСТ – 3634-47 – предписывал сделать крышки люков не выпуклыми, а плоскими, чтобы они не выпирали из проезжей части и тротуаров (а значит, медленнее истирались и с меньшей вероятностью продавливались), ставить на них клейма завода-изготовителя и номер самого регламента, а также указывать на них назначение колодца. Теперь стандарт 3634 распространяется на металлические люки колодцев и камер не только канализации, но и любых подземных инженерных коммуникаций. К ним относятся также тепломагистрали, водопровод, дренаж, кабельные сети (электрические и телефонные), пожарные гидранты и, наконец, дождеприёмники ливневой канализации. Так что буквы, обычно указанные в середине круглой крышки, имеют набор определённых значений: «К» или «ГК» означает канализацию, «В» или «ГВ» – водопровод, «ВД» или «Д» – дождевой водосток (двухбуквенные обозначения – более старые). Менее распространены аббревиатуры «ПГ» – пожарный гидрант, «ТС» – тепловые сети, «МГ» – магистральный газопровод, «ГТС» – «городская телефонная сеть», «ТСОД» – технические средства организации движения.
Чем новее крышка, тем больше разной информации можно узнать из нанесённых на неё надписей: это уже не только логотип (или название) изготовителя, номер ГОСТ и год выпуска, но и указатель модели, в котором обязательно содержится буква, указывающая на класс люка (как уже упоминалось – от лёгкого до сверхтяжёлого).
Количество вариантов крышек по всей стране измеряется многими сотнями, если не тысячами, и распространялись они порой за сотни и тысячи километров от места изготовления – например, во Владивостоке можно найти изделия предприятий из Керчи. После введения ГОСТ на улицах советских городов вместо различных «неформатных» крышек стали появляться более-менее стандартизованные (впрочем, при большой удаче в не самых парадных местах центра Петербурга можно найти и довоенные, и даже дореволюционные виды; некоторые образцы есть в музее «Водоканала»). Во многих случаях – особенно в последние годы – крышки стали практически одинаковыми по всей стране, от Петербурга до Приморья – лишь с небольшими различиями в дизайне, зависящими от каждого конкретного изготовителя.
Почему от самолётов остаются следы в небе? Рассказывает лётчик
Делали эти крышки, кстати, на великом множестве заводов, потому что отливка чугунного изделия подобного рода – процесс, в общем-то, несложный, и помимо специализированных предприятий, изготавливающих элементы коммунальной инфраструктуры, производством крышек в качестве побочного источника дохода занимались многие металлообрабатывающие и судостроительные заводы, и даже исправительные колонии, имеющие собственные литейные мастерские. В последние 30-40 лет (после внедрения ГОСТ 3634-79) наибольшее распространение получили крышки с волнообразными или лучевыми рисунками, а также концентрическими кругами. Такими их делают тоже отнюдь не для красоты: узор исполняет роль наружной стяжки, повышая жёсткость конструкции (более старые виды, например, для этой же цели имели усиления с оборотной стороны).
ГОСТ 3634 описывает только металлические крышки, которых на улицах российских городов по-прежнему большинство – хотя всё чаще можно наблюдать аналогичные кругляши из пластика, стеклопластика или даже полимерно-песчаной смеси. Новые материалы применяются для того, чтобы крышки были легче, а также с целью обезопасить их от кражи с целью продажи на лом чёрных металлов. Предосторожность не лишняя: как свидетельствует статистика, приводимая ресурсоснабжающими организациями типа ГУП «ТЭК СПб» или ГУП «Водоканал», чаще всего эти изделия пропадают именно из-за хищения «металлистами» (по несколько сотен в год).
Разумеется, полностью заменить чугунные крышки полимерными (или другими подобными) не представляется возможным, да и не нужно: в некоторых городах пробовали делать это, но неметаллические элементы часто ломались, когда их размещали на проезжей части, из-за сильной нагрузки и ударов. Поэтому пластмассовые крышки можно чаще увидеть на газонах, в крайнем случае – на пешеходных дорожках; на дорогах по-прежнему царит металл.
Кстати, а сколько всего в Петербурге этих неизбежных элементов любого городского пейзажа? Как рассказали «Диалогу» в городских ресурсоснабжающих организациях, число люков превышает 600 тысяч: по одной крышке на каждые 8 жителей! Большая часть относится к хозяйству ГУП «Водоканал», заведующего и водопроводом, и канализацией. А у теплоэнергетиков из ГУП «ТЭК СПб» их, например, ровно 68604, указали на предприятии.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»