В воскресенье, 26 июля, Петербург вместе со всей страной отмечает День военно-морского флота России. В этом году в Кронштадте и центре Северной столицы традиционно состоялся парад исторической и современной морской техники. Но посмотреть на образцы выдающихся судов можно не только во время праздника. «Диалог» рассказывает, какие корабли-памятники, кроме известной всем «Авроры», есть в нашем городе и чем они знамениты.
Где: на пересечении проспекта Чернышевского и Воскресенской набережной.
Когда действовал корабль: с 1712 по 1732 года.
Чем известен: Проект «Полтавы» — 54-пушечного парусного корабля — разрабатывал лично Пётр I, заручившись поддержкой опытного кораблестроителя Федосея Скляева. В декабре 1709 года на верфи петербургского адмиралтейства император заложил будущий корабль и вплоть до 1712 года участвовал в строительных работах в качестве главного корабельного мастера (за что даже получал жалованье): рубил топором и, конечно, командовал остальными плотниками.
Готовую конструкцию из дуба и железа назвали в честь победы в Полтавской битве и спустили на воду 15 июня (26 числа по новому календарю) 1712 года. «Полтава» стала первым крупным кораблём в составе российского флота. Во время службы она защищала российские границы от шведов в ходе Северной войны, прикрывала наши корабли в Балтийском море и высаживала десант на шведский остров Готланд. С 1723 года «Полтаву» перестали выпускать в море: признали слишком старой для военных кампаний, а в 1732 и вовсе разобрали из-за непригодности.
Где: Александровский парк со стороны Каменноостровского проспекта.
Когда корабль действовал: с 1902 по 1904 года.
Чем известен: «Стерегущий» построили на верфи Петербурга и отправили служить на другой конец страны — в ныне принадлежащий Китаю город Порт-Артур. Там в 1904 году вместе с миноносцем «Решительный» он участвовал в Русско-японской войне: почти ежедневно выходил на разведку, чтобы обнаружить японскую базу, с которой противник нападал на русские суда.
В ночь с 9 на 10 марта миноносцы-таки обнаружили вражеское логово, но дым из трубы «Решительного», который шёл первым, выдал местонахождение кораблей японцам. Те пустились в погоню. «Решительному» удалось прорваться к Порт-Артуру, а вот «Стерегущий» на рассвете окружили четыре миноносца и два крейсера противников. Судно приняло бой. У экипажа были шансы на спасение до тех пор, пока очередной японский снаряд не сделал в борту фатальную пробоину: через неё вода хлынула в топки миноносца и остановила ход корабля. На «Стерегущем» отстреливались ещё около часа. Вскоре миноносец затонул, в сражении погибли 48 русских моряков.
В честь экипажа «Стерегущего» в 1911 году открыли памятник, на котором изображена часть корабля и два матроса. Они — следуя легенде, появившейся после гибели миноносца, — открывают кингстоны (специальные задвижки), чтобы затопить корабль и не сдать его врагу.
Где: на пересечении набережной Лейтенанта Шмидта и 23-й линии Васильевского острова.
Когда корабль действовал: с 1917 года до конца 1980-х.
Чем известен: История ледокола началась в 1915 году на британских верфях: англичане строили судно для военно-морского флота Российской империи, ведь, несмотря на Первую мировую войну, страна планировала осваивать Арктику. Ледокол прибыл к российским берегам под именем «Святогор» и в марте 1917 года вышел в море.
Спустя год ледокол встал на оборону Архангельска от английских интервентов, желавших вмешаться в гражданскую войну в России. Чтобы не пустить противников, российское командование решило затопить «Святогор», что не спасло город от захвата. Также англичане смогли достать со дна ледокол и в 1920 году увезли с собой.
Судно вернулось домой в 1921 году благодаря договорённости наркома внешней торговли Леонида Красина, чьё имя затем присвоили ледоколу. В 1922 году «Красин» спас от гибели итальянскую экспедицию Умберто Нобиле, двигавшуюся к Северному полюсу и потерпевшую крушение. В годы Великой Отечественной войны же ледокол участвовал в полярных конвоях — проводил суда с важными грузами в Арктические моря и даже сбил два фашистских самолёта. Последний арктический поход судна состоялся в 1971 году.
Где: площадь Балтфлота на Морской набережной (перед домом 18 по улице Кораблестроителей)
Когда корабль действовал: с 1936 по 1974 года.
Чем известен: Первая боевая операция крейсера «Киров» состоялась в ходе советско-финской войны в 1939 году: обстреливал финскую береговую батарею на острове Руссарэ.
В полной же мере проявить себя кораблю удалось в ходе Великой Отечественной войны: он оборонял Таллин от фашистских войск. Историки считают, что его участие позволило советским войскам, отступавшим из Прибалтики, закрепиться на линии обороны и на некоторое время удержать немцев от подступов к Ленинграду. После этого крейсер ежедневно обстреливал противников из Кронштадта и с позиций на Неве, а в 1944 году участвовал в полном снятии блокады. Боевая служба в Великой Отечественной войне для «Кирова» завершилась в июне того же года: в последний раз он выстрелил в ходе Выборгско-Петрозаводской операции.
За заслуги в 1941-1945 годах крейсер хотели по аналогии с «Авророй» поставить на стационарную стоянку и сделать музеем, но вскоре проект изменили. Так на Морской набережной появился памятный знак экипажу «Кирова» — подлинные башни и гребные винты судна.
Где: Шкиперский проток, дом 10.
Когда корабль действовал: с 1929 по 1987 года.
Чем известен: в годы войны подлодка ходила в четыре боевых похода, первый из которых — в сентябре 1942 года — чуть не закончился трагедией. Во время движения «Народоволец» запутался в противолодочной сети немцев. Экипажу пришлось двое суток трудиться над освобождением и срезать стальную сеть. Вскоре подлодка начала проводить торпедные атаки по вражеским судам. Одно из них — «Якобус Фрицен» — потопила, ещё одно под названием «Дойчланд» серьёзно повредила. После войны «Народоволец» остался в Балтийском флоте, а в 1956 году превратился в учебно-тренировочную базу для военных.
Армейские традиции: от торжественных до забавных
Сейчас Д-2 установлена недалеко от «Ленэкспо», а внутри организован музей: посетители могут увидеть, как подводная лодка устроена изнутри, и узнать о подвигах экипажа «Народовольца».
Подготовила Евгения Чупова / ИА «Диалог»