102.6$ 107.4€
-0.53 °С

«Осталась в пижамных штанах»: российские студенты-выпускники о дистанционной защите дипломов

29 июня 2020 | 12:00| Образование

В мае в вузах страны стартовала летняя сессия: студенты впервые массово сдавали зачёты и экзамены онлайн. Учащимся выпускных курсов в новой форме пришлось представлять и дипломные работы — без традиционных комиссий, торжественно накрытых столов, нарядов и цветов. «Диалог» узнал у выпускников, как пандемия изменила их итоговую аттестацию и каково это — защищать диплом дистанционно.

Екатерина Ковальчук, выпускница кафедры хореографии СПбГУП

Дипломная работа на нашей кафедре — разработка урока по хореографии и постановка танцевального номера. Это может быть бессюжетный номер, сюита танцев (композиция из нескольких танцев, объединённых одной темой — ИА «Диалог») или танцевальный спектакль. Студент сам выбирает направление, стиль хореографии и тему постановки. Затем придумывает либретто, подбирает музыку и декорации, разрабатывает костюмы и проводит репетиции. В качестве исполнителей он может пригласить своих одногруппников, учащихся младших курсов или даже танцоров не из университета.

Кроме этого, есть письменная часть. Нужно расписать урок и постановку — объяснить идею, рассказать о героях и сюжете, проанализировать музыкальный материал и зафиксировать несколько фрагментов постановки: описать движения, комбинации, рисунки перемещения исполнителей.

Пандемия перевернула всё с ног на голову: студентов распустили по домам, и ни о каких репетициях речи идти не могло — нет исполнителей, нельзя собираться вместе. Даже сольные номера и фрагменты репетировать негде — в залы не пускают. Соответственно, как бы обидно нам ни было, практическую часть пришлось отменить.

Поступление-2020: ответы на главные вопросы о приёме в вузы

Но ещё хуже то, что нам пришлось расписывать всю постановку на бумаге. Мои 20 минут танцевального спектакля превратились в 140 страниц скучного текста с хореографическими терминами и картинками из геометрических фигур-«танцоров». Додумывать хореографию пришлось не в зале, перед зеркалом, с живыми исполнителями, а в голове — без возможности увидеть, как это будет смотреться на самом деле.

Защита дипломного проекта обычно проходит после показа работ на сцене: комиссия задаёт вопросы об увиденном, а студенты отвечают и отстаивают свою точку зрения. В этом году всё то же самое будет проходить в онлайн-формате на платформе Mirapolis.Только остаётся загадкой, как комиссия будет оценивать вместо живой постановки «писанину», ведь сложно получить объективное представление о танце, если он записан словами. Думаю, это сильно усложнит защиту — придётся многое объяснять устно.

Мариам Татишвили, выпускница направления «Международная журналистика» СПбГУ

Я делала научно-исследовательскую работу, поэтому коронавирус не помешал её созданию. Изначально защита должна была проходить очно в университете: мы бы выступали с презентацией перед комиссией, отвечали на вопросы и сильно волновались. Но в итоге всё провели дистанционно в университетской системе Blackboard — туда мы заранее загрузили дипломы и речь, которую говорили бы на очной защите. Члены комиссии за несколько дней до аттестации туда же отправляли вопросы, но их нельзя было увидеть.

В день экзамена мы заходили в систему — каждый в свой аккаунт. Всё проходило с использованием прокторинга — во время защиты за нами наблюдали специальные люди, прокторы. Сначала мы отправляли им своё фото, включали демонстрацию экрана, давали доступ к видео и звуку. И только после этого получали доступ к вопросам комиссии, на которые нужно было ответить письменно. На все задания давали час.

Нам заранее порекомендовали надеть на экзамен приличный верх, а не халат. Что у тебя на ногах — было неважно. Уверена, многие сидели в домашних штанах или шортах. Также нас просили, чтобы был однородный фон и тишина в помещении, потому что прокторинг может выявлять шумы и посторонних людей.

Я сидела одна в комнате с закрытой дверью и окном. Но система всё равно постоянно писала, что улавливает посторонние звуки — может, слышала работу настенных часов. Сначала такие уведомления нервировали, но потом я перестала обращать на них внимание.

Результаты появились через три-четыре часа. К счастью, никаких технических проблем не было. И, скажу честно, дистанционная защита для меня — лучшее последствие коронавируса. Она прошла легче, проще и быстрее, чем очная. Я сэкономила миллион нервных клеток — домашняя обстановка помогла.

Маргарита Тали, выпускница кафедры графического дизайна СПбГУПТД

Дипломная работа у нас — это готовый личный проект. На начальном этапе каждый студент проводил исследование и разбирал аналоги. Затем создавал техническое описание, концепцию и разрабатывал проект от скетча до итогового продукта. Я делала дизайн авторского ежедневника.

Морально к созданию диплома в условиях коронавируса точно не была готова. За последние пару лет у меня появилась привычка работать в библиотеке, кафе или стенах университета. Оказаться на три месяца в своей комнате не входило в стратегические планы, но по-настоящему пандемия помешала только на последнем этапе.

В обычной ситуации мы печатаем на защиту готовый проект. Сейчас было разрешено этого не делать, поэтому кто-то подкреплял выступление только видео или гифками. Но мою идею сложно было бы объяснять на пальцах, и я решила за один день сделать экземпляр своего ежедневника в копицентре.

В итоге он получился совсем не такой, как мне хотелось : там должна была быть другая обложка — не просто картон, а ламинированная бумага, которую в копицентре не могли сделать в тот же день. Ещё они неправильно нанесли печать на кальку, которая есть внутри ежедневника, и неверно обрезали листы. В нормальной ситуации я сказала бы переделывать и пришла на следующий день, но времени исправлять не было.

Сама защита отличалась только тем, что я была дома. Обстановка во время аттестации должна была быть рабочей, поэтому я закрылась в комнате, проверила порядок на заднем плане и надела рубашку. Но осталась в пижамных штанах, что поднимало настроение. Ну когда ещё такое можно сделать?!

В Петербурге два года работает университетская программа по киберспорту. Чему там учат и что ждёт студентов?

В день экзамена я созванивалась в конференции с комиссией, демонстрировала паспорт, а дальше — показывала презентацию и рассказывала про проект. Посреди защиты моё соединение подвело. Быстро переключилась на мобильный Интернет. Все были готовы к такому техническому казусу (кроме меня, разумеется). В итоге комиссия поддержала, и мы спокойно продолжили дальше. Результаты сказали где-то к вечеру.

Если честно, я безумно боюсь выступлений, поэтому такой формат для меня был комфортнее. Но технические моменты и сама мысль о том, как бы чего не вылетело, напрягали. Ещё не хватало суматохи и поддержки друг друга, которая есть на обычной сессии. И, конечно, очень жаль, что после защиты я не могла лично всех поблагодарить и отправиться гулять с одногруппниками.

Ян Горшенин, выпускник факультета эстрады ГИТИСа

У нас несколько выпускных экзаменов. Первый — грим, где до пандемии нам должны были дать практическое задание. Допустим, сделать возрастной грим или характерный (отражающий основные черты образа — эпоху жизни, этнос, социальное положение и многое другое — ИА «Диалог»). Но в итоге мы сдавали его в письменной форме — делали доклады.

Следующий экзамен — история эстрады. Для него мы должны были сделать доклад о любимом исполнителе XX века, выступить перед педагогом и ответить на вопросы. Из-за пандемии просто выслали всё преподавателю на почту и потом на конференции в Zoom получили оценки. Идентификации личности на такой защите не было.

Ещё у нас есть вокал, где нужно спеть перед комиссией какое-то произведение. Провести его онлайн невозможно, поэтому будем сдавать чуть позже — пока в университете обговаривают даты.

Дипломный проект тоже нельзя перевести в интернет-формат: мы должны сыграть спектакли в театре Центра драматургии и режиссуры (ЦДР) в Москве. У нашего курса три дипломные постановки: «Игры богов», «Фабричная девчонка», «Дом актёра». Мы ставили их с педагогами и режиссёрами на протяжении четырёх лет.

Эти три постановки будем играть либо в июле, либо в августе. Правда, непонятно, можно ли будет приглашать в театр зрителей. Возможно, просто сыграем спектакли перед комиссией из педагогов, профессоров и мастеров. Нам уже не терпится это сделать: не для того, чтобы поставить галочку и получить диплом — мы соскучились по зрителю и нашему любимому делу.

К сожалению, коронавирус помешал созданию крайнего спектакля перед нашим выпуском — по пьесе «Прощай, конферансье!». Мы начинали ставить её с действующими артистами ЦДР. Но из-за пандемии всё приостановилось. Возможно, этого спектакля уже не будет.

Екатерина Балашова, выпускница направления «Менеджемент» ВШЭ

До пандемии на защиту я должна была приехать в корпус, где училась. Но в итоге мы защищались в формате видеоконференции с помощью программы MS Teams. Раньше я с ней никогда не работала — пришлось экстренно осваивать. Накануне мы с друзьями провели в ней несколько вечеров: тыкали на разные кнопочки, репетировали и исправляли друг друга.

Требований к внешнему виду на защите не было, как и за всё время обучения. Просто нужно было одеться в комфортную одежду, пусть даже и в пижаму. Со светом, конечно, пришлось помучиться: позади меня находилось окно, пришлось закрыть его плотными шторами и включить лампу на столе с ноутбуком. Про домашних животных нам тоже ничего не говорили, но мой котёнок был изгнан из комнаты, где я защищалась. Никто бы не удивился, если бы он промелькнул где-то на фоне, но я знала, что он может попроситься на колени.

«Мы не пережиток советского прошлого, мы эволюционировали»: как устроены петербургские студенческие отряды

Перед защитой была короткая процедура идентификации личности: нужно было в камеру показать паспорт. Тем, кому это было принципиально, разрешали закрывать серию и номер. Само выступление длилось чуть больше десяти минут, вопросы — ещё около семи. Результаты говорили минут через 30 после последней защиты.

У меня технических проблем, слава проводному Интернету, не было. А вот у моей подруги за пару минут до начала защиты полетел ноутбук, и она не могла показывать свою презентацию. Для предупреждения подобного мы накануне защиты загружали презентации в вышкинскую систему и на Гугл-диск, чтобы сотрудники отдела сопровождения учебного процесса могли нас подстраховать. Это очень помогло.

Из явных плюсов новой формы аттестации: можно контролировать, с кем и когда ты контактируешь. Знаю, что после своей защиты я бы вышла из аудитории, чтобы перевести дух. Возможно, расплакалась бы из-за нервного напряжения. Дома моих слёз никто не видел.

Но родные стены — это и минус, потому что в них бывает сложно сконцентрироваться. Ещё я до последнего боялась, что соседи начнут сверлить или под окном будут косить газон…

Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!