Предшественники коронавируса: какие пандемии сотрясали мир в прошлом
11 февраля 2020 | 13:00| Медицина и ЗОЖС начала 2020 года весь мир следит за развитием событий в Китае и за его пределами. Свежие данные о заразившихся коронавирусом и погибших от него появляются ежедневно — и выглядят всё более и более тревожными. «Диалог» решил вспомнить, по каким сценариям развивались пандемии в прошлом и похожи ли они на новую болезнь.
Холера
Начало XX века ознаменовалось эпидемией холеры. Это была шестая вспышка в истории – предыдущие пришлись на XIX столетие. В Российской империи эпидемические пики регистрировали в 1910, 1915, 1918 и 1921 годах. Только с 1902 по 1916 годы в нашей стране заболели 358 тысяч и умерли более 150 тысяч человек.
После 1926 года всё было относительно спокойно – вплоть до 1961-го, когда началась седьмая пандемия. Она, что примечательно, до сих пор не окончена: в некоторых странах холера является эндемической болезнью.
Основной симптом холеры – тяжёлая острая диарея. Между попаданием в организм заражённых продуктов или воды и появлением первых признаков болезни у заболевшего проходит от 12 часов до 5 дней. При отсутствии лечения холера может убивать молниеносно — иногда достаточно всего нескольких часов. Но пугаться рано: по данным ВОЗ, у большинства из тех, в чей организм попадает бактерия, вызывающая холеру, не развивается никаких симптомов, хотя они могут заразить окружающих. Более того, у существенной части людей, у которых болезнь всё-таки даёт о себе знать, она протекает с лёгкими и умеренными симптомами и не заканчивается летальным исходом.
В настоящее время с холерой врачи вполне в состоянии справиться. Прежде всего, речь идёт о превентивных мерах: ВОЗ рекомендует придерживаться правил гигиены, а также не пренебрегать вакцинацией. Но и лечение уже заболевших в XXI веке не является проблемой: медики используют регидратационные соли для возмещения потерянной жидкости, что обычно приводит к быстрому выздоровлению больного.
Испанский грипп
Самой масштабной пандемией в человеческой истории считается «испанка». Её впервые зафиксировали в США в 1918 году – и к 1920 году из-за неё население Земли сократилось как минимум на 40 миллионов человек. Всего же за это время болезнь настигла 500 миллионов людей (на тот момент – треть населения планеты).
Считается, что своё название она получила едва ли не случайно: во время Первой мировой войны о болезни первыми написали газеты нейтральной Испании, не скованные цензурой. «Испанка» проходила для заболевших тяжело: она сопровождалась повышением температуры, хрипами и кашлем, кровотечением из слизистых оболочек, отёками, болями в разных частях тела. В некоторых странах были популярны идеи, что недуг специально заносит противник – как своеобразное биологическое оружие. Впрочем, никаких подтверждений этой гипотезы так и не нашлось.
С момента пандемии прошло более ста лет – за это время вирус успел мутировать и измениться, и вряд ли предстанет перед человечеством в «первозданном» виде. Впрочем, сейчас, помимо прочего, существует вакцинация против гриппа, а также развито симптоматическое лечение.
Тяжёлый острый респираторный синдром
Эпидемия, захватившая мир в 2002-2003 годах, началась с китайской провинции Гуандун: именно оттуда приехал в Гонконг 64-летний доктор, заразивший, сам того не зная, 16 человек, которые начали «перевозить» вирус в другие страны. За 114 дней ТОРС передался более чем восьми тысячам людей, из которых умерли около 800.
ТОРС похож на грипп или пневмонию: его сопровождают лихорадка, головная и мышечная боли, общее недомогание и сухой кашель. К счастью, активное распространение болезни удалось остановить летом 2003 года – спустя менее полугода после начала его активной «миграции», однако единичные случаи заражения наблюдались и позднее.
Сейчас существуют стандарты лечения больных с ТОРС: им назначают сразу несколько видов терапий, в том числе противовирусную. Одной волшебной таблетки не существует, однако вполне рабочим оказался вариант комплексного лечения недуга.
Свиной грипп
В апреле 2009 года в Мексике зафиксировали первые вспышки нового заболевания, которое люди предположительно получили от свиней. К июню того же года, когда ВОЗ официально объявила о пандемии, 74 страны и территории сообщили о лабораторно подтверждённых случаях заражения. К февралю 2010 года цифры стали довольно устрашающими: число погибших перевалило за 16 тысяч.
Этой разновидности гриппа была присвоена шестая, наивысшая, степень угрозы – однако стоит понимать, что речь шла о распространении вируса, а не о его летальности.
Свиной грипп на первый взгляд мало отличается от сезонного: среди симптомов – сонливость и плохой аппетит, жар, насморк, кашель и воспалённое горло, тошнота, рвота и диарея. Однако из-за того, что он был вызван не «классическим» штаммом, лечить его традиционными препаратами не всегда удавалось – впрочем, в результате ВОЗ удалось составить рекомендации по лечению и профилактике нового гриппа. В некоторых случаях используются противовирусные лекарства от сезонного гриппа. В целом же, чтобы не заболеть, не нужно предпринимать никаких особенных шагов: достаточно избегать контактов с заражёнными, часто и тщательно мыть руки, вести здоровый образ жизни.
Эбола
Геморрагическая лихорадка Эбола, громко заявившая о себе в 2014-2016 годах, не была незнакомой для врачей и учёных. Её обнаружили в 1976 году в ходе двух одновременных вспышек в Африке, одна из которых произошла в селении рядом с рекой Эбола, от которой болезнь и получила своё название. Врачи полагают, что естественными хозяевами вируса являются летучие мыши.
Во время эпидемии Эболой заразились 28,6 тысяч человек, более 11 тысяч скончались. В Африке вспышки меньшего масштаба происходят и сегодня.
Симптомы Эболы могут наступить внезапно и включают в себя лихорадку, слабость, мышечные боли, головную боль, боль в горле. За этим следуют рвота, диарея, сыпь, нарушения функций почек и печени, а в некоторых случаях – внутренние и внешние кровотечения. В 2015 году была создана первая вакцина против Эболы – и сейчас болезнь уже лечат и даже предотвращают, однако работа над борьбой с заболеванием продолжается до сих пор.
Подготовила Дарья Тюрина / ИА «Диалог»