76.4$ 82.6€
1.98 °С

«Вместо клея используем обычную воду»: как в Петропавловской крепости создают скульптуры изо льда

18 декабря 2019 | 14:12| Город

Пока петербургская зима решает серьёзную дилемму — быть или не быть, улицы и горожане страдают от снежного дефицита. Но не всё так плохо: в недрах Петропавловской крепости уже обосновался свой маленький Северный полюс — сейчас там находится более 250 тонн льда. И нет, это не сходка тех, кто решил запастись на случай конца зимы на планете. Так готовится к открытию ежегодная выставка ледовых скульптур Ice Fantasy. Как создают фигуры, почему они до сих пор не растаяли и зачем после закрытия их ломают — «Диалог» узнал у куратора фестиваля Александра Грицая.

Если лёд не идёт к Магомеду

Снег и лёд мы производим по собственным технологиям. Тем более сейчас их нигде не найдёшь: сугробы есть, наверное, только в Перми и Тюмени. На производстве лёд замораживаем и там же храним. Затем его доставляют в шатёр в Петропавловской крепости в относительно небольших кирпичиках: метр на полметра и на 25 сантиметров. В шатре ничего не тает. При том, что снаружи погода капризная: сегодня +3, завтра -2, потом опять +5. Внутри же всё время -6 градусов.

Затем все блоки калибруются: они подгоняются под единый размер, а все грани и углы выравниваются. Из получившихся кубиков льда удобно складывать любые скульптуры. Это как с кирпичами: если бы они были разные, невозможно было бы построить здание.

От бумаги к ледовому конструктору

Работа над фестивалем ледовых скульптур начинается с создания плана выставки. Мы, кураторы, придумываем концепцию. Например, тема 2019-2020 — мир животных. Это не привязано ни к каким событиям: мы абсолютно аполитичны, памятные даты тоже не используем. Просто животных ещё ни разу не было — решили удивлять именно этим. В конце концов, люди должны отдыхать.

Исходя из концепции, мы говорим художникам (они же одновременно и скульпторы), что хотим видеть зебру, которая будет стоять в такой-то позе под таким-то углом и занимать определённую ширину и высоту. После этого делаются эскизы. Для дальнейшего воплощения отбираем из них те, которые могут получиться наиболее зрелищными: например, если змея, то у неё должна быть красивая чешуя. А если мы хотим какую-то высокую скульптуру, то, естественно, выберем жирафов. Эскизы дорабатываются, и в конечном итоге получается скульптурная композиция.

После этого мы «расставляем» скульптуры по местам на бумаге — где что должно располагаться. Всё делается в клетчатой тетрадке старым дедовским способом. Лично мне так намного удобнее, чем в 3D.

Дальше размечаем на квадраты сам эскиз: каждый квадрат — будущий ледовый блок. В этом порядке скульптор сложит заготовку для фигуры, как из кирпичей. Делается это руками, а если нужно поднять кубы льда на высоту — погрузчиками. У нас есть стандартные электрические, которые поднимают груз на уровень до 6,5 метров. Все блоки крепятся друг к другу обычной водой — она используется в качестве клея.

Мастера на все руки

У нас большой пул профессиональных скульпторов из России, Украины и Польши. В основном, конечно, мастера советской школы. Они могут работать с абсолютно любыми материалами: традиционными — камнем или бронзой, а ещё, например, с песком и даже тыквами. Конечно, лёд — специфичный материал, требующий особого внимания к деталям. Но созданием скульптур занимаются ребята, которые не одно десятилетие с ним знакомы. Это люди, принимающие участие во многих мировых ледовых фестивалях. Большая часть команды приехала после мероприятий в Германии, некоторые после Голландии, а потом они сразу же уедут творить в Финляндию и Норвегию.

Ничего, кроме белого

Из заготовок скульпторы создают фигуры с помощью стамесок (ручных режущих инструментов для создания небольших углублений, рельефной и контурной резьбы — ИА «Диалог»), различных пил и пилочек. Используется много специфических инструментов, хотя есть некоторые, так сказать, общегражданского применения. Например, деграйдер — это шлифовальная машинка. Если на неё надеть специальные фрезы (инструменты с режущими лезвиями — ИА «Диалог»), можно чистить ржавчину. Мы же ей создаём рисунки, вырезаем орнаменты.

Часть элементов делаем глянцевыми, прозрачными, а часть — матовыми, белыми. И сочетаем их. Например, так создан огромный тарантул: его тело полностью состоит из белого льда, а сверху вставлены круглые прозрачные глаза, которые из-за особого эффекта кажутся чёрными.

Белый лёд можно создать четырьмя способами. Первый — наверное, самый простой. Берётся выкружная пила — мелкая-мелкая пилка, которой скульптор в разные стороны проводит по заготовке, пока та не станет матовой.

Второй способ: когда часть льда выбирается (выпиливается — ИА «Диалог») из скульптуры деграйдером, и потом выемки забивают снегом. Но этот вариант подходит для тонких линий, потому что если большую часть выбрать и закрыть снегом, то элемент получится не белым, а немного прозрачным. Это из-за того, что вода от снега внутри немного потечёт.

Третий вариант — распылить краску, обычную гуашь. Но лёд всё-таки может быть или бело-голубой, или прозрачный. Поэтому другие цвета, кроме белого, мы не используем — это смотрится вульгарно. А подкрашиваем только небольшие детальки.

И есть ещё четвёртый способ — заморозка белого льда. В этом случае мы добавляем в воду совсем немного гуашевого пигмента. И самое главное — в нужный момент останавливаем моторчики, которые помогают замораживать лёд. Это нужно для того, чтобы, говоря на нашем профессиональном сленге, его «порвало». То есть в момент остановки в центре образуется водяной пузырь, который на последней стадии замерзания под давлением расширяется и проникает в микротрещины всего остального льда. Так он становится более белым.

В этом году мы решили сделать и снежные скульптуры. Раньше они, конечно, тоже были, но буквально какой-нибудь снеговик, не больше. А сейчас вот, например, в полном объёме змея. На изготовление таких скульптур идут снежные опилки после обработки льда пилой.

Голограмма леопарда и пиксельный заяц

Около 15-16 дней уходит на одну скульптуру. В этом году всего будет сделано около 20 композиций, на которые суммарно ушло порядка 230-250 тонн льда.

Например, у нас есть работа по мотивам рисунков петербургского художника Владимира Румянцева и его мультяшных котиков. У Северной столицы с котами многое связано: они живут в Эрмитаже и охраняют особые секреты в Петропавловской крепости.

Чай, печеньки, лофт и… кот! Как живёт тайм-кафе «Город кошек» в Кудрово

Ещё на выставке можно попасть на скотный двор, или в так называемую Альпийскую деревню. Эта часть посвящена домашним животным. Так как тема года — «Живая планета», мы посчитали, что обязательно нужно отдать должное зверям, которые нам помогают.

Рядом с ними сидит заяц Арсений — копия того, который расположился на бревне у Иоанновского моста в крепости. Только он здесь более современный: как будто из пикселей.

Петербург и его сердце

А одну из ледовых стен украшает леопард. Он сделан похожим на старые открытки-голограммы, которые раньше были популярными — такие, где справа один сюжет, слева другой.

И, конечно, каждый год на фестивале есть традиционный небольшой квест для гостей: по всей выставке мы рассаживаем символы года. В прошлом году это были свинки, в этом — мышки. Юным (и не только) зрителям нужно их найти и сосчитать.

Испаряющиеся скульптуры

Во время выставки нельзя обойтись без ремонтных работ, иначе скульптуры не смогут простоять весь срок. Ведь точно так же, как испаряется вода из луж, она испаряется с поверхности ледовой скульптуры. То есть фигура «обдувается». Во время этого процесса матовые скульптуры становятся глянцевыми, прозрачными. Поэтому в течение фестиваля нужно заново придавать им матовость, если это задумано концепцией.

Зная, что фигуры обдуваются, мы, например, намерено не стали полировать замок Морской царицы. Когда его построили, он был матовый — гладкость и прозрачность появились естественным путём.

Ещё с течением времени какие-то сильно вытянутые прямые линии изо льда становятся более округлыми: лёд плывёт и гнётся. Яркий пример был на выставке три-четыре года назад: в скульптуре парусника изначально все верёвочки сделали ровными, но через месяц они превратились в дугообразные. Подобное никак не исправить, только менять детальки.

Разрушение ради пользы

После окончания фестиваля мы демонтируем скульптуры. Для этого есть специальное оборудование: тонкое острое шило в 3 мм толщиной. Толще брать не стоит — будет труднее колоть. Шилом все фигуры перемалывают в кусочки размером по 20 сантиметров, грузят в машину и увозят на производство по переработке льда.

Статуя Свободы на сёрфе и пингвин на разводном мосту: ледяные континенты «выросли» в стенах Петропавловки

Ломать скульптуры не жалко, потому что, если не разрушать предыдущее, нового ничего не сделаешь. Так бы в Петропавловской крепости до сих пор стояли фигуры пятилетней давности, которые мы бы немножко реставрировали. Это, конечно, здорово. Но у нас есть возможность каждый год делать что-то новое и удивлять.

Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!