Формула благотворительности: как цвет зубной щётки и политические взгляды влияют на желание помогать другим
25 ноября 2019 | 12:30| ОбществоПетербургский онколог и директор Фонда профилактики рака Илья Фоминцев вместе с коллегами провёл исследование, в котором выяснил, как система ценностей человека влияет на благотворительность. Здесь важны даже такие мелочи, как выбор зубной щётки или предпочтения в еде. А ещё немаловажным фактом оказались политические предпочтения. Так, сторонники провластных взглядов чаще оказывают адресную помощь, например, больному ребёнку, оппозиция же предпочитает инфраструктурные проекты: строительство больниц, развитие социальной помощи, борьба за экологию или спасение животных. Подробности – в материале «Диалога».
Речь идёт о выпускном исследовании Ильи Фоминцева, Анны Орешниковой и Полины Шило в Стокгольмской школе экономики. Информация собиралась по результатам интернет-опроса, в котором приняли участие около четырёх тысяч человек со всей России. Им пришлось отвечать на достаточно обширный список вопросов, некоторые из которых были неожиданными. Например, нужно было указать не только возраст, семейное положение, отношение к своему заработку и интересующие направления благотворительности, но и отменить своё отношение к религии, науке и даже рассказать про политические предпочтения.
«Вопрос вызывал недоумение, однако если регион проживания человека никак не влияет на его способность к благотворительности, то политические взгляды сыграли в этом огромную роль. Дело в том, что голосование за какую-либо партию — типичное покупательское поведение. Зная выбор человека, мы можем предсказать, какой тип благотворительности ему ближе. Это также можно выяснить и по СМИ, которые он читает, они ведь тоже делятся на провластные и оппозиционные. Те, кто склоняется к оппозиции, выбирают инфраструктурную помощь, то есть ту, которая подразумевает какие-то направления и широкие задачи, например, строительство больницы или борьбу за экологию. Другая же категория направляет адресную помощь, например, на лечение конкретного ребёнка», — объясняет Фоминцев.
В целом же, в основе исследования лежат вопросы из плоскости социальной психологии, связанные с системой измерения персональных ценностей. Она позволяет понять, что для человека важно. Определить это можно как по его выбору еды, так и по тому, зубную щётку какого цвета он купит в магазине.
«Ещё мы выдвинули гипотезу, что психологический портрет влияет на поведение благотворителя. Но это, скорее, относится к тому, как он жертвует деньги: спонтанно или регулярно. А вот система ценностей определяет, на что именно пойдёт помощь. Это коррелирует с другими его выборами в жизни. Вообще, человек всегда покупает что-либо, исходя из своих интересов. Допустим, он выбирает не жаренную, а пареную пищу, потому что для него главное – насыщенный образ жизни, здоровье семьи, забота о близких. Это касается даже мельчащих подробностей. Грубо говоря, вы подсознательно покупаете красную, а не синюю зубную щетку, что вероятно говорит о желании выделяться. А если кто-то предпочитает серую, то, скорее всего, – наоборот, ему не хочется привлекать к себе внимание. С благотворительными фондами происходит то же самое: когда мы выбираем, на что направить помощь, то удовлетворяем какую-то свою персональную ценность», — говорит Илья Фоминцев.
А вот субъективное восприятие собственного дохода, как показал опрос, не имеют влияние на желание оказывать благотворительную поддержку. Одно дело, когда у человека нет возможности помогать кому-то из-за низкой заработной платы, другое — как он сам оценивает свой уровень жизни.
«То, как респондент оценивает свой достаток, не отражается на том, будет он жертвовать деньги или нет. Не очень богатые и практически бедные равным образом участвуют в благотворительности. Но я говорю именно о людях, которые считают себя таковыми», — пояснил автор исследования.
Он отметил, что опрос помог выявить формулу благотворительности, которая в дальнейшем поможет фондам привлекать нужную им аудиторию. Исследование отвечает на вопрос, как искать этих людей и как с ними взаимодействовать. Результаты этой работы Илья Фоминцев планирует опубликовать в конце ноября, до этого момента он предпочёл не раскрывать все карты. Правда онколог пояснил, что в будущем обязательно продолжит научную деятельность в этом направлении, чтобы более точно предугадывать поведение жертвователей.
Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»