Осеменитель крупного рогатого скота: «Коровы реагируют на меня как на потенциального быка»
22 ноября 2019 | 12:17| I like my jobЕсть много версий, как появляются дети: их находят в капусте, в магазине «Дети Фри» или приносят аисты (но только не в Грузии — там это делают орлы). Швейцарцы же достают малышей из денежных сейфов, а австралийцы ищут в сумках кенгуру.
С тем, откуда берутся коровы, оказывается, тоже не всё так однозначно. В этом на личном опыте убедилась оператор по искусственному осеменению крупного рогатого скота Анжелика Почашева. Вот уже 15 лет она работает специалистом по воспроизводству. В беседе с «Диалогом» женщина рассказала, из-за чего осеменители лучше быков, какие есть опасности при работе с животными, и почему она считает свою профессию творческой.
«Первые мои действия были неуверенными и неловкими»
Я выросла в сельской местности — в посёлке Нижний Кисляй. Там родители имели своё подсобное хозяйство, а у меня был определённый круг обязанностей. По утрам, например, я должна была отгонять нашу корову в колхозное стадо и вечером забирать.
А во время летних каникул нас, детей, часто привлекали к работам на ферме. Там мы зарабатывали свои первые деньги. Но это всё было мне ещё и интересно. Поэтому после окончания школы я решила получить сельскохозяйственное образование.
Поступила в Архангельский аграрный техникум на зоотехника. Там получила и теоретическую подготовку, и практические навыки оператора по искусственному осеменению крупного рогатого скота.
Когда после учёбы пришла на производство, очень волновалась, как сложатся отношения с коллективом. Для стажировки меня закрепили к лучшему оператору хозяйства. Она уже в первый день доверила мне осеменить корову, которая была в охоте, то есть готова к случке с быком. Я очень нервничала, первые мои действия были неуверенными, неловкими, хотя чётко помнила всё, чему нас учили в техникуме.
Эта практика была в том же районе, где я родилась и выросла. Всё происходило на небольшой ферме с привязным содержанием коров, а затем я стала работать на комплексе с беспривязным (когда у животных есть возможность свободно перемещаться без фиксации в стойле — ИА «Диалог»).
«Не нужно много быков-производителей»
Искусственное осеменение используют потому, что благодаря ему спермой одного самца можно осеменить гораздо больше самок, чем в природе. С такой технологией не нужно выращивать большое число быков-производителей, а следовательно, уменьшаются затраты на содержание скота и ветеринарно-зоотехнические мероприятия. Плюс можно отбирать для производства самых выдающихся быков, сохранять их биологический материал в течение нескольких десятилетий и транспортировать его в регионы. Так улучшается селекционная работа и ускоряется воспроизводство стада.
«На оплодотворение одной коровы уходит 15-20 мин»
В задачи оператора по искусственному осеменению входит выявление признаков охоты у коров и тёлок (ещё не рожавших маленьких телят женского пола, готовых к беременности – ИА «Диалог»). Определяется это как визуально, так и по схемам синхронизации (курсу гормональных инъекций, назначаемых для появления охоты — ИА «Диалог»), которые уже проколоты животным. Если удалось обнаружить несколько признаков, специалист проводит осеменение.
Также он маркирует коров для того, чтобы с ними можно было эффективнее работать в расколах – узких, как галерея, прогонах. Эти прогоны перекрывают, и пока животные там стоят, с ними проводят утверждённые Минсельхозом мероприятия по осеменению.
Ещё сотрудник ведёт оперативный учёт и вносит данные об отёлах (родах у коров – ИА «Диалог»), осеменениях, результатах исследований, сведения о здоровье животных в программу управления стадом. Она используется для оперативности: на основании собранной в ней информации специалисты формируют месячные планы осеменений. Все необходимые мероприятия расписываются заранее по дням недели, а нагрузка зависит от количества коров в стаде.
Эта работа не сезонная, а постоянная. Мы трудимся по установленному распорядку. Смена начинается в шесть утра. Переодеваемся, готовим рабочее место, обходим секции с животными, выявляем коров и тёлок в охоте. Затем идём работать в расколе: маркируем животных, вводим инъекции гормонов, осеменяем тех из них, кто пришёл в охоту накануне вечером. На оплодотворение одной коровы уходит 15-20 мин.
«Коровы меня любят, и любовь эта взаимна»
Коровы – миролюбивые и дружелюбные животные, к тому же ещё и любопытные. Оператора по искусственному осеменению они видят сразу, как только он зашёл в помещение, и реагируют на него как на потенциального быка. Поэтому подход к коровам лично я нахожу легко. Они меня любят и ждут. И любовь эта взаимна.
Конечно, есть риск, что корова может навредить сотруднику. Но только в том случае, если не соблюдать правила техники безопасности. Подходить к животному следует спокойно, без резких движений. Нужно находиться в поле его зрения и обращать на себя внимание, чтобы корова не испугалась и случайно не нанесла травму. Также недопустима грубость при работе с животными.
Существует опасность причинить вред и самой корове, если не следовать инструкции и допускать ошибки в технологии осеменения. Например, пренебрегая санитарией, можно занести ей инфекцию и травмировать слизистые. В итоге животное станет бесплодным и из-за непригодности будет выбраковано из стада.
«Зарождение жизни — творческая работа»
Залог успеха оператора по искусственному оплодотворению зависит от здоровья животного, а также от уровня его квалификации и профессионализма. В моей практике сложных случаев не было.
Главная трудность – обнаружить коров с короткой и тихой (когда внешние признаки не проявляются или выражены очень слабо – ИА «Диалог») охотой. К тому же не каждое животное может стать стельным (готовым к беременности – ИА «Диалог»). Поэтому, когда удаётся осеменить корову и есть результат, испытываешь гордость и удовлетворение.
Эта работа требует большого терпения. Она, можно сказать, творческая — ведь это зарождение новой жизни. Мне кажется, в нашей профессии женщины-специалисты преобладают потому, что у нас больше терпения, чем у мужчин.
Беседовала Евгения Чупова / ИА «Диалог»