-1.36 °С

Генетики СПбГУ объяснили, почему ГМО не нужно бояться

22 октября 2019 | 20:21| Наука и технологии

Учёные Санкт-Петербургского государственного университета и Института молекулярной биологии растений в Страсбурге выяснили, что среди растений, которые человек регулярно употребляет в пищу, множество трансгенных: их геномы когда-либо были изменены агробактериями. Этот механизм встречается в природе, и человек, используя генную модификацию, лишь заимствует его. Результатами исследования учёные поделились с журналистами во вторник, передаёт корреспондент ИА «Диалог».

Ранее научное сообщество относило к естественным ГМО табак, льнянку и батат. Петербургские и страсбургские учёные проанализировали геномы и транскриптомы 631 вида растений и выяснили, что среди них гораздо больше природно-трансгенных (с изменённым геномом), чем считалось ранее. Среди них — арахис, клюква, хмель и чай. Результаты исследования опубликованы в журнале Plant Molecular Biology.

«Это, например, ближайшие родственники грецкого ореха, арахис, хмель, клюква, чай, который мы пьём каждый день. Некоторые люди боятся ГМО, потому что считают получение трансгенных растений неестественным процессом. Однако бактерии пользуются точно такими же механизмами, что и люди при получении коммерческих линий ГМО. Наше исследование показало, что это явление распространено гораздо шире, а значит, человечество постоянно сталкивалось с ГМО на протяжении всей своей истории», — объяснила ведущий автор статьи, доктор биологических наук, профессор СПбГУ Татьяна Матвеева.

Таким образом, объяснили учёные, человек на протяжении тысячелетий так или иначе взаимодействует с модифицированными растениями без какого-либо вреда для себя. Научное сообщество призывает не бояться ГМО, поскольку практически любой продукт — это последовательность ДНК, и какой бы эта последовательность ни была, организм её переваривает и не встраивает в собственный геном. Не важно, естественным или искусственным путём геном продукта был изменён — ведь механизм этого изменения один. «Употребляя в пищу рыбу, мы не становимся рыбами», — подчеркнула Татьяна Матвеева.

Она уточнила, что когда речь идёт о создании ГМО человеком, никаких искусственно созданных генов не внедряется: процесс подразумевает использование генов, и так существующих а природе. Свойства одного организма, пояснила учёный, передаются другому, и таким образом продукт модифицируется. «Это как селекция, но более точная,чёткая», — уточнила Татьяна Матвеева.

Исследователь отметила, что природно-трансгенные растения — хорошие объекты для изучения последствий распространения ГМО-культур, созданных человеком. Они могут помочь понять, что может произойти с модифицированными культурами не только через пять или десять лет их возделывания, но и спустя тысячелетия, а также разобраться в функциях участков Т-ДНК, которые сохранились в геномах некоторых представителей флоры. Они могут отвечать за важные признаки, которые необходимо учитывать при селекции, — однако этот вопрос ещё предстоит изучить.

Вероника Бабкина / ИА «Диалог»