100.7$ 106.1€
0.59 °С

Хищные травы века: как в городе и области идёт борьба с борщевиком

17 июня 2019 | 20:38| Общество

В нынешнем году война против борщевика Сосновского – невероятно быстро размножающегося и стойкого, словно живительные растения из повести «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», сорняка – приобрела в Ленинградской области новый характер. В том, какие меры уже приняли и только собираются принять власти двух регионов, 47-го и 78-го, а также о мнении представителя научного сообщества – в материале «Диалога».

Как стать вампиром, не отходя от грядки

Борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi) – некогда предмет работы советских селекционеров, которые изучали и культивировали это растение как силосное (благодаря потрясающей скорости его роста). Увы, как и в случае со многими другими достижениями науки, борщевик быстро вышел из-под контроля: происходящее с Северного Кавказа растение «вырвалось на свободу» и начало агрессивно внедряться в экосистемы российского севера. Особенно страдают от нашествия этой травы Ленинградская область и соседние регионы.

Мало того, что довольно быстро выяснилась, скажем так, сомнительная полезность борщевика Сосновского как кормового растения – молоко питавшихся им коров приобретало горький привкус – так ещё и проявилась в полной мере его химическая опасность. Подобно многим другим членам семейства зонтичных, это растение содержит биологически активные вещества (алкалоиды). В его эфирных маслах много фуранокумаринов – кислородсодержащих гетероциклических соединений, которые сами по себе в обычных дозах не обязательно ядовиты, но при попадании на кожу (например, при прополке заражённых растениями участков) вызывают сильную фотосенсибилизацию – повышение чувствительности к свету, видимому или ультрафиолетовому. Таким образом, возникающие из-за действия сока борщевика дерматиты и ожоги имеют не химическую природу, а световую. Как тут не вспомнить легенды о вампирах, которых нещадно опаляли солнечные лучи после восхода! Только теперь в роли нежити оказываемся уже мы сами…

«В городе за 2017 и 2018 год было зафиксировано примерно по 70 случаев обращений [с жалобами на поражения от контакта с борщевиком]. Понятно, что большая часть случаев происходит на территории области, и пострадавшие там же получают медицинскую помощь. Здесь, наверное, необходимо проведение профилактических мероприятий, в первую очередь – информирование жителей о данной проблеме. Может быть, нужны буклеты или памятки с информацией об оказании первой помощи и необходимости своевременного обращения за медицинской помощью; о том, что надо делать, почему к борщевику нельзя подходить и трогать руками (особенно – чтобы взрослые объясняли это детям). Эту информацию стоило бы распространять в садоводствах, расположенных либо в пределах города, либо у его границ», — отметил начальник сектора здорового образа жизни комитета по здравоохранению Петербурга Алексей Шашкин.

Добавим, что известны и смертельные случаи поражения борщевиком Сосновского: такое происходило, если сильные ожоги получали маленькие дети.

Кстати, слово «борщевик» не случайно родственно слову «борщ»: в средние века молодую зелень некоторых видов (например, борщевика сибирского) использовали для приготовления разных блюд. Со временем это растение вышло из подобного употребления, а слово «борщ» стало обозначать в первую очередь суп на основе свёклы.

Касив Ясь борщевичину

90-е годы, когда сельское хозяйство страны, как и вся экономика, оказалось на грани выживания, способствовали бурному распространению борщевика по северному, северо-западному и центральному регионам России. Некому стало следить за полями обанкротившихся колхозов и совхозов, зараставшими самыми разными сорняками. Регулярные агротехнические мероприятия не проводились и там, где жизнь ещё теплилась. Растение активно заселяло и «ничейные» территории – берега водоёмов, пустыри, полосы отвода дорог, лесные поляны и опушки, склоны гор, долины рек. Всё это способствовало тому, что к началу нового века в той же Ленинградской области борщевик стал одним из самых опасных сорняков.

Бывшая гордость селекционеров, а ныне сорняк постепенно, начиная с «приграничных» районов – Пушкинского, Колпинского, Московского – проникает и в Петербург, вынуждая и городские власти искать способы борьбы с ним. Татьяна Ковалёва, директор государственного казённого учреждения «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга», отметила, что борщевик наползает на ООПТ по окраинам города. Борьба с ним затруднена тем, что за «границей» города власти Петербурга работать не могут, а там сорняк может стоять стеной на заброшенных областных полях, периодически рассеивая по ветру летучие семена.

«Если помните, в прошлом году у меня была инициатива по введению штрафов для владельцев участков, если на них появляется борщевик и ничего не делается для борьбы с ним. Поддержки эта идея не нашла, но обращений меньше не становится – наоборот, сигналов поступает всё больше, и хочется подумать, есть ли у нас возможность и законодательно, и административно повлиять на ситуацию», — отметила председатель комиссии Законодательного Собрания Петербурга по экологической защите населения Надежда Тихонова.

Пустота хуже воровства

Специалисты отмечают: для Смольного главную проблему составляют не общественные территории, принадлежащие городской власти, а частные или федеральные. Соответственно, в Ленобласти основной рассадник сорняка – неиспользуемые угодья, на которых не ведётся сельскохозяйственная деятельность. Обязать собственника таких земель очищать их от борщевика можно через суд – но, во-первых, на это уходит время; во-вторых, у предприятия, находящегося, скажем, в процессе банкротства, не будет ни денег, ни возможностей для того, чтобы такую борьбу вести. Наконец, зловредное растение необходимо систематически изводить на протяжении нескольких лет подряд, а если допустить повторное заражение им территории, то работу приходится просто-напросто начинать сначала.

«В 2011 году было проведено обследование территорий муниципальных образований и земель сельскохозяйственного назначения [в регионе]. Из 346 тысяч гектаров разная степень засорения борщевиком была обнаружена на площади более 100 тысяч гектаров, причём степень заражения поселений была значительно выше, чем на сельскохозяйственных землях. При этом обследовали действующие предприятия – где ведутся работы на полях, нет такой проблемы с борщевиком, а основная проблема на землях сельхозназначения – там, где не востребованы доли, где предприятия в банкротстве; Россельхознадзор не может предъявить по ним претензии, не проводится муниципальный земельный контроль. Очень сложно надзирать за этими землями – участки не выделены, границы не определены…» – пояснила начальник сектора растениеводства комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленобласти Валентина Соболева.

«Комитету по благоустройству подведомственны зелёные насаждения общего пользования – сады, парки, скверы – и уличное озеленение. Нужно сразу понять, что решить проблему на отдельно взятой территории невозможно – она стала уже общегородской. Закон о зелёных насаждениях не распространяется на частные и федеральные территории – но, к сожалению, борщевик есть везде, и его становится всё больше и больше. Что мы делаем для борьбы с ним там, где это возможно? У нас регулярно проводится инвентаризация территорий, где появилось это растение, и ведётся борьба с ним. Это делается механическим способом – прополкой и выкашиванием (так же, как с любым другим сорняком). Это препятствует распространению растения, но эффективность недостаточная. Главная задача – не давать борщевику размножаться, избежать осеменения новых территорий», – добавил начальник управления садово-паркового хозяйства Петербурга Сергей Ляховненко.

По его словам, второй источник появления борщевика в Петербурге – семена, лежащие в земле, которую могут завозить в город для озеленения и благоустройства. По идее, грунт закупается только сертифицированный, и потенциально опасных включений – в том числе сорняков – там быть не должно, однако подобные случаи бывали – например, в парке Красного Села лет шесть назад. «До сих пор не можем избавиться, хотя принимаем исчерпывающие меры механической борьбы, не допуская появления семян», – пожаловался чиновник. Также семена могут распространяться на колёсах транспортных средств. Они очень живучи – способны сохранять всхожесть на протяжении 5-6, а порой и 8-12 лет. Все они сразу не прорастают, поэтому даже там, где борщевик единожды убрали механически, вплоть до корней, новые организмы могут снова прорасти в следующем сезоне.

«Основной метод – покос на протяжении многих лет, но эффективность, честно говоря, «никакая»: [борщевик] как рос, так и растёт. В нынешнем году мы попробуем на Пулковском шоссе применить химические препараты – хотим поэкспериментировать на конкретном участке: даст это результат, или нет? Потом уже сделаем выводы, как дальше работать», – отметила начальник отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Московского района Петербурга Ольга Гусева.

Для борьбы с этим растением применяются всё более изощрённые способы – обрезание цветоносных стеблей, глубокое перепахивание почвы, укрывание её тёмной плёнкой. И, разумеется, огонь.

Засудите эти сорняки!

Ляховненко добавил, что предложения о поправках в городские правила благоустройства разработаны, но ещё не внесены – идёт их юридическая оценка. По его мнению, для эффективной борьбы против борщевика в Петербурге должна быть разработана специальная программа и определена структура, которая будет отвечать за ликвидацию сорняка не только на городских, но и на муниципальных, федеральных и частных землях, поскольку растение не признаёт границ участков и свободно распространяется повсюду.

«Программа должна касаться не только комитета по благоустройству, но и всех правообладателей земель, на которых сорняк может появиться. Комитет в связи с этим – чтобы рассчитать стоимость программы на подведомственных ему территориях – занялся разработкой расценок на различные методы борьбы с борщевиком, потому что не имея данных о стоимости, мы не можем узнать стоимость этой статьи для бюджета. Сколько денег нам на это понадобится?» – отметил чиновник.

В Ленобласти такая программа уже имеется – она была разработана при помощи специалистов института льноводства и принята в 2011 году. С начала нынешнего года действуют специальные нормативные акты, направленные конкретно на борьбу с этим видом. «Под удалением борщевика Сосновского понимаются любые действия, направленные на уничтожение растения, в том числе выкапывание, выкашивание, обрезание соцветий, мульчирование укрывными материалами, использование химических препаратов», — пояснили в областной администрации.

С середины января 2019 года у органов местного самоуправления появилось право налагать административные штрафы за бездействие в отношении борщевика, растущего на землях населённых пунктов – для этого был изменён областной закон «Об административных правонарушениях». Физические лица могут быть оштрафованы за заросший характерными зонтичными силуэтами участок на 2-5 тысячи рублей, должностные лица – на 5-20 тысяч, юридические – на 20-50 тысяч. Правила благоустройства муниципальных образований Ленобласти могут регулировать вопросы удаления сорняка на землях поселений, обязательные для исполнения всеми физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (вне зависимости от их организационно-правовой формы).

«Сейчас поселения должны внести изменения в свои правила благоустройства (и они это делают) – как они будут проводить эту работу? По обращениям граждан они будут составлять свои планы проверок и выписывать собственникам земель предписания с установленным сроком, в пределах которого владельцы территории должны будут провести определённую работу по борьбе с борщевиком. Правда, мне пока не понятно, какие сроки будут устанавливаться, и какие методы будут предписаны. Возможно, в правилах благоустройства это будет прописано. Если эти указания выполняться не будут, вопрос будет передан на районный уровень», — пояснила Соболева.

Добавим, что в Московской области первый штраф за зарастание земель борщевиком был наложен в ноябре 2018 года.

Сводки с фронтов агротех-войны

Как пояснили в администрации региона, по итогам восьми лет войны регион вернул в оборот около 28 тысяч гектаров земель, освобождённых от борщевика. За 2019 год предполагается очистить от сомнительного растения 6800 гектаров. Из этого количества земель в зоне ответственности муниципальных образований находятся 2500 гектаров; для участия в программе заявились 72 поселения. Остальные 4300 гектаров будут обработаны 34 сельхозпредприятиями.

В Ленобласти на программу по борьбе с борщевиком выделено в 2019 году 35 миллионов рублей. Государство будет субсидировать поселениям по 70 процентов стоимости работ по ликвидации сорняка (в прошлом году – и 80 процентов).

«Условием предоставления субсидии является обработка на одном участке в течение 5 лет, поскольку семена, как уже было сказано, сохраняются в почве на протяжении 4, 5, а то и 10-12 лет; растение очень коварное. На территории поселений не все пестициды можно применять; сейчас мы работаем с глифосатом, но в Европейском сообществе сейчас идёт большая борьба за экологичность, глифосат пытаются запретить. Конечно, пестициды вредны для здоровья, и нужно строго соблюдать требования, прописанные для их применения», — указала Соболева.

Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета Василий Гедьо отнёсся к этой идее скептически.

«Если вы начинаете выделять субсидии на борьбу с борщевиком, его будет становиться всё больше и больше… и борьба станет вечной. К сожалению, есть такая тенденция – взять, к примеру, проблему с лесными пожарами. У нас есть хорошие разработки, мы предложили методики превентивной обработки лесов (ведь, по идее, поздно тушить, когда лес полыхает – надо создавать условия, при которых он не будет гореть)… На это один профильный чиновник мне в неформальной обстановке сказал: «Да ну, ты что! Деньги выделяют на тушение пожаров. А если не будет гореть, я сам пойду поджигать», – заметил он.

Пусть природа воюет с природой

При этом в городе и рядом с ООПТ запрещено использование пестицидов, но специалисты говорят – пока осторожно – о необходимости расширить применение ядохимикатов для борьбы с вредоносным растением. Специфических гербицидов, которые позволяли бы уничтожать только борщевик Сосновского, не имеется. Специфический вредитель у него есть – борщевичная совка (Dasypolia templi); разработки, связанные с её использованием, ведутся, например, в Московской области. Однако нужно учесть, что гусеницы этой бабочки атакуют и другие зонтичные растения, в том числе культурные (например, укроп и петрушку), поэтому масштабно применять эту моль нужно с осторожностью.

Василий Гедьо отметил, что СПбГЛТУ имени Кирова изучает возможность применения для борьбы с борщевиком гербицидов природного происхождения – основанных на соединениях, которые выделяются из хвои. Пока разработки находятся на ранней стадии, однако эта идея выглядит более привлекательной (в том числе – с точки зрения опасности / безопасности для окружающей среды), чем «просто залить заросли глифосатом и сжечь».

«Есть предположение, что можно найти препараты – не химические, а природные – которые будут действовать и на семена, и на рост самого растения. Пока готовой рецептуры нет, но мы сейчас думаем», – пояснил он.

Соболева поддержала это начинание. Областной комитет по агропромышленному комплексу, по её словам, обращался в федеральное министерство, предлагая создать общенациональную программу – и получил отказ. Однако искать альтернативные методы борьбы с сорняком необходимо, и область будет привлекать к этому учёных.

Из лимона можно сделать… биотопливо?

Интересно, что до недавнего времени – уже после начала своего нашествия на поля Северо-Запада – борщевик продолжал считаться культурным растением. Только семь лет назад (а точнее, официальным бюллетенем ФГБУ «Госсорткомиссия» от 20 апреля 2012 года) районированный сорт борщевика Сосновского «Северянин» (теоретически – содержащий меньше кумаринов, чем остальные) был исключён из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию – как утративший хозяйственную полезность. В декабре 2014 года коды продукции борщевика Сосновского (зелёная масса и семена) были убраны из Общероссийского классификатора продукции. С 1 января 2015 года борщевик утратил статус сельскохозяйственной культуры, а в том же декабре его уже внесли в Отраслевой классификатор сорных растений Российской Федерации за номером 5506. Собственно, только после этого стало возможно перейти к введению мер административного воздействия для тех, кто с сорняком не борется.

«Комитет проводил большую работу с Минсельхозом, чтобы лишить борщевик статуса «селекционного достижения». В итоге министерство признало его сорным растением, и борьба с ним из раздела растениеводства перешла в раздел благоустройства поселений», – пояснила Соболева.

Смиряться с непрекращающимся распространением борщевика Сосновского власти всех уровней (и в России, и в соседних государствах, в первую очередь – в бывших советских республиках), разумеется, не собираются. При этом специалисты указывают, что это растение приносит определённую пользу как элемент «зелёных лёгких» планеты. Благодаря своему агрессивному росту, оно поглощает много углекислоты, вырабатывая – как и большинство растений – при этом кислород путём фотосинтеза, также в больших количествах.

Наконец, раз не получилось использовать борщевик в качестве корма для домашнего скота – так может, получится применять его как химическое сырьё? Василий Гедьо указывает, что благодаря высокому содержанию сахаров в зелёной массе этого растения (до 3 процентов), оно хорошо подходит для переработки в биотопливо – в основном этанол.

«Может быть, борщевик стоит выращивать как топливную культуру? Скашивать и перерабатывать на биотопливо. В области это может быть актуально. В городе, конечно, надо его полностью убирать», — предположил учёный.

Конечно, трудно представить себе, чтобы страна вернулась к культивированию растения, которое так скверно себя зарекомендовало. Использовать его остатки по ходу дела, разумеется, возможно: главное — не увлекаться. Хотя если вспомнить, сколько неприятностей доставил борщевик Сосновского нашей стране, хочется просто сказать: «Убейте это огнём», и всё.

Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!