«Рибейт – это месседж, что вы френдли»: на ПМЭФ обсудили, как заработать на кино
07 июня 2019 | 20:30| ПМЭФ-2019Круглый стол «Главные роли кинопроизводства в стране» на ПМЭФ-2019 прошёл в подчёркнуто специализированном ключе. Наиболее употребляемым словом стал «рибейт» – особая скидка, с помощью которой кинематографисты могут вернуть часть денег, затраченных на создание кино. «Нужно создать систему рибейтов», – дружно твердили спикеры во главе с министром культуры Владимиром Мединским, обращаясь к сидящим в зале чиновникам, которые, кажется, не вполне понимали, о чём идёт речь. Это в итоге спровоцировало недовольство Фёдора Бондарчука: мол, мы вам не первый день твердим, а вы ни с места. Министр культуры поддержал режиссёра: оказалось, что от неумения региональных властей общаться с продюсерами ему хочется плакать.
Владимир Мединский: «Я больше люблю слушать, чем говорить»
Уже в начале дискуссии стало понятно, что грядущий час пройдёт не вполне обычно. Модератор беседы – генеральный директор ООО «Экспоконтент» Александра Модестова – дала слово Мединскому. А он его не взял.
— Предлагаю начать с самого главного игрока, который в нашей стране определяет правила игры, а именно – с государства. Хотела бы первый вопрос задать Владимиру Мединскому: что делает государство для развития регионального кинопроизводства? – обратилась Модестова к главе Минкульта.
— Спасибо, что дали слово первому, но я бы хотел сначала послушать остальных участников, а потом прокомментировать, – ответил Мединский.
— А если я открою секрет, что меня попросили [так начать]? – не сдавалась Модестова.
— Ну, а я вас прошу: я хочу сначала послушать, – парировал министр культуры.
— Вот, сразу у нас дискуссия не заладилась, – не удержалась Модестова.
— Нет у нас никакой дискуссии с вами. Вы меня попросили выступить. Я говорю, я больше люблю слушать, чем говорить. Вот чего вы хайпить на пустом месте? – рассердился (правда, скорее, в шутку, чем всерьёз) Мединский.
В итоге открывать круглый стол дали продюсеру Сергею Сельянову. Тот начал – и обнаружилось ещё одно неудобство: провода у его микрофона слишком короткие: рослому Сельянову пришлось говорить, слегка наклонив голову.
«Да, не заладилась дискуссия. А говорят, богатая эта организация, питерский форум. А провода короткие», – иронизировал Сельянов, подтягивая к себе микрофонный шнур.
На этом разговоры о бытовых неурядицах закончились. А о кинематографических – начались.
Сергей Сельянов: «Рибейты дают синергетический эффект»
Продюсер начал заявления: кинематографисты, «устав» от столичной фактуры, ищут возможности делать кино в регионах – тем более, что экономически это может быть выгодно обеим сторонам. Однако сотрудничеству зачастую мешают «детские страхи» субъектов – одни идут на попятный, опасаясь новизны процесса, другие ждут от кино, что оно будет восславлять местный колорит, а это в задачи кинематографистов не всегда входит.
«Без желания регионов ничего не получится. Это, конечно, прежде всего экономика, создание рабочих мест, желание участвовать в создании несырьевого продукта. Каким-то регионам детская боязнь новизны мешает войти в эту всероссийскую игру. И немного наивное желание своего национального представительства показать, как у нас здесь всё красиво. А где тут, говорят, наш регион? Я говорю, ну, подождите, это же фантастический фильм, тут инопланетяне, действуют, мы просто снимать будем в вашем регионе. Да, говорят, но хотелось бы всё-таки про себя любимых. Это можно понять, но тогда республика должна сам этим заниматься. Вряд ли она найдёт себе здесь попутчиков», – поделился опытом Сельянов.
Далее он перешёл к рибейтам. По его словам, нужно, чтобы рибейты (ох уж это слово!) были доступны не только для местных, но и для иностранных компаний – если в Россию будут приезжать для съёмок фильмов, это станет хорошей инвестицией в экономику страны.
«Вплотную к теме рибейтов для национальных компаний примыкает тема рибейтов для зарубежных компаний. Понятно, что они дают синергетический эффект, и сейчас правительство с нашей помощью этим активно занимается. Рибейты для зарубежных компаний могут составить 25-30%», – сказал Сельянов.
Продюсер убеждён: законодательство должно быть максимально дружелюбным по отношению к кинопроизводителям – и нашим, и зарубежным. Сельянов считает, что для деятелей кино рибейт – не только дешевизна, но и знак того, что чиновники готовы к плодотворному сотрудничеству.
«Закон должен быть максимально френдли и к зарубежному кинопроизводителю, и к нашему. Для зарубежных производителей рибейт важен не только потому, что так дешевле, но и потому, что это означает, что вы френдли, что вы хотите их к себе. Рибейт – это месседж, что мы вас хотим. Сейчас к нам не очень хотят ехать. Я надеюсь, что рибейт эту тенденцию переломит», – рассказал Сельянов.
Фёдор Бондарчук: «Будем снимать Россию в Венгрии»
В отличие от Сельянова, режиссёр высказался совершенно категорично. По мнению Бондарчука, основная проблема регионов – в их головах, в нежелании разобраться, как устроена система, в том, почему это выгодно. Соучредитель «Арт Пикчерс Студии» пригрозил: если регионы не «подружатся» с рибейтами, он будет снимать фильмы о России только за рубежом, потому что это оправдано экономически.
«Главная проблема – в голове. Работать за региональные власти мы не будем. Мы вынуждены снимать в Краснодарском крае, когда нам подходит по локациям что-то, но с точки зрения экономики там ничего нет. Я лично больше не буду ходить на такие дискуссии, потому что это не мы должны сидеть здесь и развлекать вас, а вы должны сидеть здесь и завлекать нас. Каждый раз, из года в год эти вопросы обсуждаются. Я больше не буду тратить время на это. Вы не понимаете, как это устроено – так изучите это. Что мы вам должны рассказывать? Не хотите – не надо. Будем снимать Россию в Венгрии», – пообещал Бондарчук.
По опыту режиссёра, в Венгрии, как и в большинстве развитых странах, система рибейтов работает хорошо, позволяя возвращать значительную часть затрат. Рибейты, считает Бондарчук, сегодня стали нормой для всей мировой киноиндустрии.
«Я три месяца в году провожу в Венгрии, потому что система рибейтов там работает изумительно и быстро – это большие деньги, 28 процентов. Закончили там – к нам приехали из Болгарии, чтобы нас «рекрутировать». Да, говорят, у нас пока нет системы рибейтов, но мы уже сейчас их вводим, сейчас всё это подпишем. Вот так работает весь мир. А вы нам не нужны, – снова обратился Бондарчук к представителям регионов России. – Нам нужна ваша природа, ваши люди, ваша прекрасная молодёжь. Люди вы добрые, хорошие. Только ничего не делаете. Наверное, потому что ничего в этом не понимаете», – предположил Бондарчук.
Владимир Мединский: «Хоть бы один губернатор сказал: страстно хочу рибейты»
Министр культуры с Бондарчуком согласился. И поделился мечтой – чтобы глава хоть одного региона пришёл к нему и попросил помочь наладить систему рибейтов. Но пока что мечты остаются мечтами.
«Хоть бы один губернатор пришёл ко мне и сказал – страстно хочу рибейты, чтобы не в Дубровнике снимали, а у меня. Но денег в бюджете не хватает, давайте договоримся – вы мне дадите бюджетную субсидию на строительство ДК, я на этом сэкономлю (это наши бюджетные полномочия, мы можем), а я за это затащу к себе «Игру престолов» или компанию из Голливуда. Но нет. Все говорят – мы не будем вводить рибейты, у нас не хватает социальных, так сказать… Ну и началось. Но это же живые деньги, это рабочие места. Я здесь пафос Бондарчука разделяю», – поддержал кинематографиста Мединский.
Далее глава Минкульта рассказал про опыт зарубежных коллег. По его словам, система рибейтов работает даже в Казахстане, где, по российским меркам, средств на кино выделяется очень мало.
«Казахстан недавно принял закон – 30% рибейты. Казахстан! У них очень небольшой по нашим меркам уровень господдержки кино. Они каждый фильм под лупой рассматривают – поддержать или не поддержать. Но дать 30% от затрат сразу любому, кто придёт – они это понимают, у них там с экономикой всё хорошо», – подчеркнул Мединский, дав понять, с кого брать пример.
Разумеется, Россия географически куда больше Казахстана, и законодательство следует менять, прежде всего, на федеральном уровне. Но, как считает министр, для этого потребуется время – а в регионах это сделать совсем просто. И от пассивности и отсутствия необходимых умений у чиновников министру культуры очень грустно.
«В США это законодательство на уровне штатов. И у нас это должно быть на уровне регионов главным образом. Мы сейчас пытаемся на федеральном уровне пробить – там не так всё просто, как в регионах, но мы работаем над этим. А в регионах совсем просто. И когда я слышу, что вы там письмо не можете написать продюсеру, я плакать хочу», – пожаловался министр.
Плакать Мединский, конечно, не стал – тем более, что нет худа без добра. Помимо рибейтов, есть более привычные – даже на лингвистическом уровне – способы заработать на кино, такие как экспорт и сопродукция. На них спикеры подробно останавливаться не стали – очевидно, на сегодняшний день проблемы с ними не кажутся им столь же животрепещущими.
Давая оценку беседе, участники круглого стола отметили, что она получилась не протокольной, а живой; рабочим разговором, из которого можно извлечь реальную пользу. И даже если для кого-то эта польза пока лишь в знании, что на свете существуют рибейты – всё уже не так плохо.
В заключение модератор Александра Модестова напомнила, что разговор проходил на площадке и при поддержке Красноярского края. А значит, интерес регионов к рибейтам и инвестициям в экономику с помощью кино всё-таки есть – даже если пока не вполне достаточный.
Подготовил Глеб Колондо / ИА «Диалог»