63.7$ 71.5€
14.42 °С
Новости Все новости

Медики на ПМЭФ: Искусственный интеллект помощник врача, но не панацея

06 июня 2019 | 21:35| ПМЭФ-2019

Российские поликлиники вскоре должны преобразиться: после 2021 года знакомая всем медицинская карточка станет «вымирающим» документом, её заменят информационные системы. В министерстве здравоохранения ожидают, что технологии изменят нашу медицину: все будут действовать по единым рекомендациям, а у рядового врача появится «коллега» — искусственный интеллект. Однако сами медики пока настроены менее позитивно и предпочитают здоровый скептицизм. В первый день работы ПМЭФ-2019 «Диалог» собрал мнения участников сессии «Трансформация здравоохранения: как современные технологии изменят жизнь».

Инновации, инновации и ещё раз инновации

Всё, что ждёт нашу систему здравоохранения в недалёком будущем, прописано в национальном проекте «Здравоохранение». И, как обещают, через пару лет даже самый невнимательный россиянин во во время очередного визита в поликлинику заметит, что его данные оцифрованы, как и вся информация из картотеки родного медучреждения.

«Будет установлена или модернизирована (где уже есть) цифровая система, далее все учреждения будут связаны защищёнными каналами передачи данных. Конечно, без пересмотра регламента и стандартов оказания медицинской помощи это не будет эффективным. С 2021 года будут внедряться в программное обеспечение медучреждений клинические рекомендации: врачи и эксперты должны их написать, а разработчики программ – загрузить. Ещё будет возможность в реальном времени, в процессе оказания медицинской помощи, сопровождать действия врача», – отметила заместитель министра здравоохранения РФ Елена Бойко.

Единые рекомендации, как считают в министерстве, помогут выровнять уровень оказания медицинской помощи – а впоследствии, как предположила Бойко, когда системы искусственного интеллекта начнут внедрять в медицину, они помогут убрать человеческий фактор из заключений, которые дают врачи. И всё же во время её речи в зале «Экспофорума» врачи недовольно перёшептывались: «Уже 20 лет одно и то же: ни одной новой цифры не сказали, ни одной новой технологии».

Иностранные специалисты – региональный директор по Европе отделения диагностики компании Abbott Костас Варлас и исполнительный вице-президент, директор по вопросам взаимодействия с пациентами, Отдел стратегических коммуникаций, глобальной общественной политики и здоровья населения компании MSD Джулия Гербердинг – тоже призвали не кидаться с головой в светлое технологическое будущее, а отметили, что сейчас важно думать о партнёрстве:

«У нас стареет население, есть болезни, лечение которых никто не может осилить – например, болезнь Альцгеймера. Справиться с этими проблемами в одиночку не может ни одна компания – нужно партнёрство. Бизнес привносит капитал и инновации, а государство поддерживает фундаментальные исследования. Но эти процессы должны регулироваться законом и быть этичными», – подчеркнула Джулия Гербердинг.

И хотя специалисты наперебой отмечают весомую роль технологий в будущем медицины, первенство над врачами им отдавать пока отказываются. Так, сооснователь компании Medopad Дан Вахдат настаивает: роботы с искусственным интеллектом лишь дадут новый пласт измерений и помощь в постановке диагноза, помогут сократить количество ошибок. Он предполагает, что каждый человек в недалёком будущем будет под постоянным контролем состояния здоровья со стороны машин (это, например, глюкометр и ЭКГ) такой своеобразный доктор 24/7. Но в конечном итоге принимать решение, кому в ответственный момент человек доверит своё здоровье, по мнению специалиста, всё равно предстоит именно человеку.

«Ответственность серая область. Но мы уже сегодня должны объяснять пациентам и раскрывать им их возможности. Люди должны сами принять решение: какого рода ответственностью наделить доктора, а какого рода машину», — подчеркнул он.

Центры ультрасовременной медицины VS реальность

Частные компании уже сегодня стремятся к коммерческой выгоде в сфере медицинских услуг. Например, в одной из клиник Германии смогли сократить составление протокола МРТ на 2 минуты и получили возможность проводить ещё 45 исследований в неделю  это принесло учреждению несколько миллионов реальной прибыли. А если это не один аппарат, а целый центр? По словам экспертов форума, если расширить линейку диагностики, можно сконцентрировать под одной крышей хороших специалистов и высокооплачиваемые услуги, а там и до внедрения искусственного интеллекта недалеко. Практикующие врачи, однако, поспешили остудить пыл частных компаний:

«В дополнение к национальному проекту необходимо создать комплексную стратегию развития первичного звена и амбулаторной службы. А открывать крупные медицинские центры, усиливая их специалистами и технологиями это малоэффективно, не решает многих задач. Поэтому мы должны говорить о первичном звене, ведь там обнаруживают и предотвращают многие заболевания», подчеркнул директор Университетской клиники МГУ им. М.В. Ломоносова и заведующий кафедрой урологии и андрологии факультета фундаментальной медицины в том же вузе Армаис Камалов.

Также он призвал доработать нормативно-правовую базу: по его мнению, даже такое благое для страны (с нашими-то просторами) начинание, как телемедицина, уже дискредитировано: 11 тысяч россиян уже были обмануты шарлатанами на 1 млрд рублей.

Общую эйфорию по поводу технологий не поддержал и Григорий Ройтберг, директор ОАО «Медицина», а также практикующий врач и учёный. Он заявил, что все изменения в медицине должны отвечать на три вопроса. Улучшает ли это качестве помощи? Повышает ли безопасность? И снижает ли стоимость?

«Например, внедрение системы Da Vinci (робота-хирурга) привело к увеличению стоимости на 5 тысяч евро, а в итоге – только снижение койко-дня. Я понимаю, что здесь заинтересованы в первую очередь компании: я слышал три-четыре года назад, как у нас всё будет модернизировано. То, что сейчас происходит, имеет очень серьёзные ограничения. Мы лечим, прежде всего, пациента, и от того, как он образован и как воспринимает ситуацию, многое зависит. Второй ограничитель образование врачей, которые, безусловно, очень низкого уровня, и отстаёт от требований, которые диктует цифровизация. Медицина не только наука, это и искусство», высказал свою точку зрения Ройтберг.

Тем не менее, специалист отметил, что инновации в логистике системы здравоохранения действительно необходимы и приносят хорошие результаты. Уже сегодня пациенты многих учреждений не стоят в очередях в регистратуру в поликлиниках, а записываются через автоматы. Кроме того, Григорий Ройтберг поддержал мнение, что помощь искусственного интеллекта как консультанта в некоторых областях будет востребована. По его словам, это уже происходит: например, программа успешно анализирует снимки рентген-аппарата на уровне хорошего специалиста.

Подготовила Рената Ильясова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!