Site icon ИА «Диалог»

Почему снятся кошмары, и откуда берутся лунатики? Рассказывает психоаналитик

Любому человеку хотя бы раз в жизни снился кошмар. Кто-то переносит это спокойно, а те, кто любят ужастики, могут даже получить удовольствие, как при просмотре фильма. Если же страшные картины подсознание показывает регулярно, в таком случае речь, вероятно, идёт о неврозе. «Диалог» пообщался с психоаналитиком, преподавателем Восточно-Европейского института психоанализа, а также куратором музея сновидений Фрейда Александром Кравцовым и выяснил, откуда берутся беспокойные сны, лунатизм, привычка разговаривать, находясь в объятиях Морфея, и почему нельзя верить сонникам.

Бессознательное и способы его трактования

Человеческий разум хранит в себе много неочевидных вещей. Например, по словам Александра Кравцова, с точки зрения психоанализа любое сновидение — это исполнение бессознательного желания, что делает такое явление, как кошмар — особенно удивительным.

«Казалось бы, зачем нам хотеть страшных вещей? В данном случае, нужно учитывать, что наши бессознательные стремления не имеют ни малейшего представления об этике, нормах морали и прочих человеческих чаяниях, к которым мы привыкли в своей каждодневной истории. Поэтому они могут в корне отличаться от того, чего нам хочется в реальной жизни. Соответственно, если человеку снятся какие-нибудь пугающие вещи, вроде каннибализма, это легко можно обнаружить в его подсознании. Но это не значит, что он будет осуществлять что-то подобное», — объясняет эксперт.

Он отмечает, что наши сны — не являются предсказаниями. «Это маркетинговый ход», — подчёркивает Кравцов и рекомендует не доверять изданиям или сайтам в интернете, которые обещают предсказать будущее по сновидениям.

«Есть простой ментальный эксперимент, который я всегда предлагаю провести на лекции или экскурсии. Например, стоят передо мной 20 человек. Им предлагается представить, что они увидели во сне собаку, а также озвучить ассоциации, связанные с этим животным. Понятно, что прозвучат такие слова, как «друг», «преданность», «верность», кто-то скажет «страх» или «укус» — всё, что угодно. В итоге, мы получаем 20 совершенно разных собак. То есть, в зависимости от контекста, от того, что происходило сегодня днём, от того, какое место вообще в вашей жизни занимает тот или иной символ, значение всё время будет меняться. Поэтому сонники — смешная развлекуха, доверять им нельзя ни в какой мере. Более того, они всё время пытаются транслировать идею сновидения в будущее. А психоанализ и логика говорят, что сны не могут ничего предсказывать. Это остатки наших переживаний. Они, скорее, говорят о прошлом и настоящем, о желаниях, которые мы по каким-то причинам не осознаём», — подчеркнул психоаналитик.

В качестве примера Кравцов проанализировал сон про пауков, значение которого, опять-таки, может иметь различные вариации. Однако эксперт остановился на конкретной, пусть и гипотетической ситуации.

«Кому-то пауки напомнят детство, деревню, туалет в огороде, в который нужно идти ночью, а там эти страшные членистоногие. Может оказаться, что вовсе дело не в страхе, не в ужасных паукообразных, а в каких-то переживаниях, связанных, например, со старенькой больной бабушкой, которая может в любой момент умереть, и у который на даче был такой санузел. Получается, что психика занята беспокойством о ней, и, таким образом, бессознательное продолжает переживания во сне», — объясняет преподаватель Восточно-Европейского института психоанализа.

Здоровый или невротик?

Нередко кошмары снятся людям со здоровой психикой. Некоторым это даже не доставляет сильных неудобств. Они могут спокойно рассказывать друзьям и знакомым, что им приснилось, к примеру, убийство или страшная болезнь, и просто не придавать этому значения. Другой вопрос — когда это становится проблемой.

«Есть люди, которые любят фильмы ужасов, они по ночам с удовольствием смотрят кошмары, просыпаются на адреналине, и всё у них хорошо. В таком случае, для человека это интересное ночное приключение. А вот сильные эмоциональные переживания, тревога, как правило, свойственны невротикам. Большинство людей считают невроз серьёзным отклонением. Но так как в самом общем смысле понятия «психически здоровый человек» — не существует, это одна из самых здоровых форм функционирования психики. Другое дело, когда диагноз приобретает серьёзные симптомы и мешает человеку жить: он не может спать, постоянно просыпается, боится уснуть. У меня была такая пациентка. Она просыпалась в полном ужасе, вставала, ходила по своей квартире, проверяла, закрыты ли двери, искала, нет ли кого-то дома. В таких случаях всё-таки стоит обратиться за помощью», — посоветовал Кравцов.

Если же человеку приснился страшный сон, и он хочет избавиться от него, чтобы уснуть снова, эксперт советует воспользоваться фрейдовским методом, который описан в книге основателя психоанализа «Толкование сновидений».

«Способ непростой, но лично на мне сработал идеально. В своей работе Фрейд на примерах описывает, что сновидение означает, и как его можно истолковать самостоятельно при помощи своих свободных ассоциаций. Когда читаешь, очень трудно не включиться, не начать пробовать это всё на себе. Я помню, что когда в студенческие годы увлечённо читал эту книгу, просыпался среди ночи, захваченный ярким, даже страшным сновидением, быстро его анализировал и понимал, какой смысл оно несёт. После этого спокойно засыпал до самого утра», — делится опытом Александр Кравцов.

По его словам, смысл этой процедуры заключается в том, что различные психические процессы требуют к себе внимания. И разум человека должен разобрать происходящее, чтобы суметь успокоиться.

«В чем идея и смысл сновидения? Бессознательное не способно управлять нашим телом, у него нет возможности получить разряд удовлетворения, как это может делать сознательная наша часть. Соответственно, оно будет искать его другими способами. Один из них — показывать сны. Наш разум оказывается зрителем в кинотеатре подсознания. И чтобы человек пришёл в норму, он должен услышать поступающий месседж, как-то его воспринять», — пояснил психоаналитик.

Лунатизм и разговоры во сне

Прогулки или разговоры во время сновидений, по словам специалиста, говорят о неких расстройствах нервной системы, при которых человек не может полностью отключить физическо-моторную активность и всё ещё продолжает владеть собственным телом. Хотя в нормальной ситуации такого быть не должно.

«Когда лунатизм и привычка разговаривать во сне с раннего детства, тогда это вроде не имеет неврологической природы. Хотя, если взглянуть глубже, то юный возраст — самая травматическая наша пора. Ребёнок рождается совершенно не готовым к жизни. В отличие от животных, которые через 2 часа могут встать на ноги, мы ещё лет 20 глубоко зависим от родителей. Примерно то же самое происходит с психикой. В первые месяцы жизни на неё попадает огромное количество травм и тяжёлых переживаний, с которыми постоянно приходится справляться. Соответственно, почему мы на 100% не можем говорить о психическом здоровье человека? Потому что у каждого есть какие-то симптомы. Но у одних они лучше вписаны в жизнь, и мы их почти не замечаем, у других — становятся мучительными и ужасными», — считает Кравцов.

Если же говорить о зрелом возрасте, у взрослых людей, по словам специалиста, лунатизм и разговоры во время сновидений имеют травматическую природу. Подобная симптоматика запускается, когда происходят какие-то события: война, катастрофа — другими словами что-то, от чего человек испытывает шоковый эффект. В таких ситуациях также стоит обратиться за помощью к специалисту.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»

Также читайте в нашей рубрике «Просто о сложном»: «Почему корюшка пахнет огурцом? Рассказывает учёный», «Что вреднее — бургер или шаверма? Рассказывает диетолог», «Дежавю: патология или норма? Отвечает биолог»«Почему так сложно быть счастливым? Отвечают психолог и нейрофизиолог»«Гормональный наркоз: психолог и нейрохирург рассказали, что такое любовь».