Пикеты и дискуссия о свободе: как на Фонтанке прошёл День цирка
20 апреля 2019 | 17:44| ОбществоВ субботу, 20 апреля, празднуется Всемирный день цирка. На набережной реки Фонтанки, где находится Большой Санкт-Петербургский государственный цирк, его, конечно, отмечали – правда, все по-разному. Циркачи собрались у входа, жонглировали кеглями, стоя на ходулях, и приглашали посетить представление братьев Запашных. Чуть поодаль зоозащитники из организации «Голоса за животных» проводили акцию «За цирк без жестокости»: одинокие пикетчики держали плакаты, девушка в шубе цвета «леопард» раздавала листовки. Поговорили со сторонниками и противниками животных в цирке и записали разразившуюся в итоге дискуссию.
Любовь Кладова, координатор организации «Голоса за животных»
В России множество свидетельств жестоких методов дрессуры. А в последнее время появляются случаи нападения животных на людей. То есть, цирк с животными — это и неэтичное, и небезопасное во всех смыслах развлечение.
А если дрессировка проходит мирно, и животные живут в условиях, которые не провоцируют у них агрессию?
Щадящих методов дрессуры не бывает. Вся дрессировка основана на побоях, голоде. Животные живут в клетках. Цивилизованные страны уже отказались от такого развлечения. И мы призываем Россию поскорее сделать то же самое.
Цирковое искусство существует давно – почему проблема животных в цирке зазвучала лишь не давно?
Сейчас во всём мире установка на гуманность. Если мы хотим жить в мире, то нужно относиться с уважением ко всем живым существам, которые его населяют.
Елена Бледных, фотограф (попыталась вырвать у пикетчика плакат, в результате порвав его)
Я сейчас буду полицию вызывать.
Почему?
Потому что. Потому что сегодня день цирка. А это просто больные люди, которые ничего не знают о цирке. Которые наводят поклёп. Они могут говорить, что угодно – они не были в цирке. Спросите их, были они или нет. Сходите на представление, и у вас сложится потрясающее мнение.
То есть у животных всё в порядке – и за кулисами тоже?
Отлично всё за кулисами. Я это знаю.
Марьяна Корнилова, волонтёр организации «Голоса за животных»
Мы гуманисты, любим людей, любим детей и считаем, что в цирках во время представлений с животными дети обучаются жестокости. Они видят, что, например, тигру плохо, в него тычут палкой, тянут за хвост, но при этом все вокруг радуются, и родители говорят: «Это же хорошо, это же цирк, радуйся». По отношению к детской психике — это ненормально. Это не должно финансироваться государством, мы не должны за это платить. Цирк с акробатами, цирк с клоунами – это здорово, это искусство. В нём участвуют люди по своему желанию, им это нравится. А животные не выбирают, участвовать им или нет.
Мужчина с маленьким ребёнком (имена называть отказались)
Если животных не мучить, то они даже не будут понимать, что им нужно делать на манеже.
Но стоит ли им вообще выходить на манеж?
Ну, пусть они их из цирка выпустят. Выживут они в естественных условиях эти животные, которые в цирке родились и всю жизнь там находятся?
А, вообще, нахождение животных в цирке оправдано?
Оправдано.
Вы так любите цирк?
Да, я люблю, цирк.
волонтёры Павел Куприянов и Алла,
Алексей Смышляев, фотограф
Алексей: У меня нейтральная позиция, я не определился. По поводу жестокости – да, это плохо. А в зоопарках как? Почему-то в зоопарках животные живут дольше. Вот как это?
Павел: Так потому что посадите человека в тюрьму, кормите его, лечите, он тоже проживёт дольше.
Алексей: Чего-то я не знаю тюремных долгожителей.
Павел: Ну, потому что никто не сидит там с рождения. А так, конечно, если трястись над существом, постоянно проверять его самочувствие, кормить регулярно, оно проживёт дольше. Но какую жизнь проживёт? Вот в чём вопрос.
Алексей: Вы рассуждаете с точки зрения человека – воля, свобода и так далее. А животным, может быть, только и нужно, что еда и комфортные условия.
Павел: Нет, нет, нет.
Алексей: Но вы же не знаете. Вы осуждаете цирк за то, что они за животных всё решили, но при этом сейчас пытаетесь сделать то же самое. Вы решаете за животных, что им хорошо, а что плохо.
Павел: Есть научные исследования, которые подтверждают, что хотя мы с животными в процессе эволюции развивались по-разному, но мозг и у животных, и у нас развивался в одном направлении. У нас одни и те же эмоции, одни и те же потребности. Животным тоже нужно играть, им тоже нужно получать удовольствие от общения друг с другом. В цирке это исключено. Они могут играть только на арене, и то только по программе представления. И друг с другом они контактируют не так, как в природе.
Алла: Животные очень свободолюбивы. Да, в цирке они служат искусству. Но вот если вам сказать: «Нам нужно, чтобы вы поставили рекорд, и теперь вы будете каждый день заниматься не тем, чем вам нравится, а по десять часов плавать» – вы же не захотите. Да, кому-то это нужно, чтобы у России появилась олимпийская медаль. Но разве вы хотите ценой своих страданий приобретать её? И это вас ещё не будут бить. Откуда у животных в цирке берётся агрессия? Как и у человека – человек, у которого всё хорошо, не будет ни на кого кричать, ни с кем ругаться.
***
Высказав свои соображения, все разошлись по разные стороны «ринга»: кто-то в цирк, кто-то – по своим делам. Похоже, что несмотря на активность сторон, в результате каждый остался при своём мнении. А значит прения по вопросу будут продолжаться.
Глеб Колондо / ИА «Диалог»