Музыкант, администратор агентства ритуальных услуг, человек-шоумен в малиновом пиджаке с автоматом в руках Станислав (Стас) Барецкий решил вплотную заняться кино. Раньше он только снимался – причём в лентах с разбросом от «2-Асса-2» и «Шапито-шоу» до сериалов «Литейный» и «ППС» – а теперь пошёл в режиссуру. И начинает лихо: с продолжения «братской» дилогии Алексея Балабанова. Зачем ему это нужно, о чём будет фильм, и почему продолжение в искусстве одна из старейших традиций – обсудили с самим Барецким и киноведом, автором «Искусства кино», членом жюри фестивалей «Побег» и «ПитерКиТ» Арсением Заниным. А ещё попросили известного сценариста написать сюжет для «Брата-3» – вдруг Стасу пригодится?
Киновед: «Если бы Барецкий знал, что «О.С.П.-студия» придумала всё это до него, он бы их прокусил, как пивную банку»
Арсений Занин специализируется на авангарде – для «Искусства кино» он пишет про Хитилову и Каравайчука, а с нами поговорил о Барецком и Балабанове. По его словам, если не «замыливать» взгляд штампами из СМИ, то очевидно, что это фигуры одного масштаба.
Сегодня часто сетуют на тотальную сиквелизацию, вот и на Барецкого сразу все накинулись. Но ведь «продолжательство» в искусстве придумали даже не вчера?
Конечно, нет. Сиквел и плагиат – древнейшие виды художественной практики. Вспомните Гомера: «Одиссея» – это в чистом виде сиквел «Илиады». Если бы в Древней Греции уже были трейлеры, то второй гомеровский текст анонсировался бы так: «От создателя нашумевшего блокбастера об отважных покорителях Трои. Новый суперхит о лучшем из них – Одиссее. Вы узнаете детали его личной жизни. Страсть, приключения, сражения с чудовищами. Скоро в кино! Ну, то есть на вашей «книжной полке». Или, скажем, Дмитрий Быков в лекции «Евангелие от Роулинг» говорил, что Новый завет – это пародийное продолжение Ветхого завета.
Вы серьёзно?
Абсолютно. Просто надо понимать, что пародия – это высокий жанр, это оптимистические светлое переосмысление, а не хихиканье в духе «Очень страшного кино» или Максима Галкина, к чему нас приучил телевизор. Я могу найти эту запись, кстати, если хотите (здесь Арсений достал телефон и открыл видео, где писатель и теоретик литературы Дмитрий Быков действительно рассказывает о пародических свойствах Нового завета).
«Новый завет — это пародия на Ветхий; пародия весьма жёстокая, полная смешных каламбуров, которые в арамейском оригинале очень заметны. Пародия, которая базируется на пересмеивании главного тезиса: ведь в Ветхом завете главное – закон, а в Новом завете это совсем не главное, и закон можно нарушать ради милосердия. И в Христе вообще очень много иронии, очень много насмешливости. И это самое принципиальное в нём. Потому что в жестокий мир Отца, в мир жестоких закономерностей он приносит весёлую, насмешливую, свободную ноту», – без тени насмешки утверждает Быков.
И эту свободную ноту – продолжает уже Занин – всегда несёт хороший сиквел. Обычно фильмы вроде «Чапаев с нами» (короткометражка про воскресшего Чапаева времён Второй мировой войны) или «Трактористы-2» братьев Алейниковых, снятый в 90-е, делаются в переломные времена. Когда есть ощущение, что всему конец, появляется желание поиска новых троп в старом лесу. Взять что-то, что уже стало мифом и посмотреть, что эта история может дать нам сейчас.
То есть Барецкого можно ставить в один ряд с советским мастером военного кино Владимиром Петровым и новаторами из 90-х Глебом и Игорем Алейниковыми?
В каком-то смысле – да. Но и одновременно ещё это не сиквел будет, а плагиат, потому что «Брат-2», который вышел в 2000 году, уже «отсиквилели». Был фильм «Сестра-3» 2002 года – гениальное кино, кстати. Его сняла «О.С.П.- студия». Бодрова, который ещё не успел умереть и забронзоветь, там играла Татьяна Лазарева, в таком же свитере сером гуляла по Америке. А режиссёра, то есть Балабанова, играл Белоголовцев – он там всё время бегал, кричал, что это он всё снял и уделал американцев. Обставили Алексея Октябриныча как мальчика, короче говоря. Ещё там Путин пел песню «Меня зовут Вова, просто Вова, а в отчестве точно такое же слово». Это потом стало мемом, как раз шли первые годы рунета.
Думаете, Барецкий не знает о «Сёстре-3»?
Думаю, даже не догадывается. И слава Богу, иначе карьера Лазаревой с Шацем и других О.С.П.-шников закатилась бы гораздо раньше. Он бы их покусал, как пивные банки.
То есть, ждать провала?
Ну, почему… Он же это с Дациком снимать собрался? Было бы здорово, если бы Дацик под песню о ядерной бомбардировке, которую спели тут в Исаакиевском соборе, полетел в Америку воевать с проститутками. Это будет просто супер!
Стас Барецкий: «Будет Джигурда, группа «На-На» и настоящие уголовники»
Мы дозвонились до Стаса Барецкого – не только с целью «наябедничать» ему на «О.С.П.», но и узнать, началась ли уже подготовка к съёмкам, и кто будет участвовать, кроме Вячеслава Дацика.
Стас, фильм существует пока только в проекте или вы уже начали работу?
Фильм в работе, уже написано несколько сцен. Есть одна, как младший брат поехал в Москву из Питера – как Бодров в первой части. Тоже останавливает машину на дороге, и диалог с водителем происходит. И ещё парочку сцен.
Кто участвует в новом «Брате»?
Я фамилию главного актёра не хотел бы пока раскрывать. Скоро сделаем пресс-конференцию – может быть, там раскроем, а пока с этим хочу подождать. Но будет много актёров – Джигурда сыграет киллера по кличке Сатана. Это реальный был киллер из уралмашеской группировки (ОПС «Уралмаш», существовавшее в Свердловске/Екатеринбурге с 1989 по 2005 – ИА «Диалог»), который прославился тем, что получил заказ убрать пять человек, и убрал пять абсолютно других людей. Перепутал, короче. И ушёл в леса, в горы, схимником, то есть подался в веру, в православие. И вот эту роль я хочу, чтобы сыграл Джигурда. Съёмка будет проходить на Останкинской башне. То есть, Джигурда будет сидеть на Останкинской башне с винтовкой и отстреливать персонажей ключевых. В принципе, Джигурда не против.
Ещё поговорил с Бари Алибасовым по поводы музыки к фильму. Группа «На-На» запишет сингл к «Брату-3». Также поговорил про песню для фильма со Шнуровым – Шнуров пока думает.
Вообще, будем привлекать женскую аудиторию красивым главным героем. То есть там несколько главных героев, но один – это, не побоюсь этого слова, красивый главный герой. Такой, что женщины ему будут сочувствовать. Потому что, сами знаете, дамы, они только красивым сочувствуют. Если убьют некрасивого главного героя, женщины останутся равнодушны. А если будут убивать красавчика, то, естественно, они будут сопереживать. Поэтому сейчас такая задача.
Это будет какой-то известный человек?
Пусть будет сюрпризом – я и так всё уже практически рассказал. Это мне просто подсказали – сделать так, чтобы его пока никто не видел. Я говорю, задумка интересная, останется какая-то интрига. А если сразу всё будет понятно, то будут этого актёра мучить, писать ему всякие гадости. Потому что сейчас и так все пишут всякие гадости – «шевельнул» я болотце этих деятелей от кино. Я их называю не режиссёрами, продюсерами и художниками, а «деятели от кино». Во главе с тем же Сельяновым – хотя я его и уважаю (Сергей Сельянов оценил в СМИ идею «Брата-3», назвав замысел Барецкого «глупостью»). Или с Федей Бондарчуком, который только деньги отмывает. Короче, «Брата» я сниму по-любому – никто, кроме меня, его снять не сможет. Почему? Потому что Балабанов брал у меня деньги, я уже об этом рассказывал, это правда (ранее в СМИ Барецкий говорил, что на съёмки сиквела его толкнул «меркантильный интерес» – он хочет вернуть деньги, занятые Балабановым). Я могу даже это доказать, я не боюсь ни судов, ничего – я докажу это. Балабанов хотел снимать третьего «Брата», потому что в России всегда было три брата – он был русский человек, он как раз в эту фишку верил – третий брат нужен был, младший, нормальный. Который, конечно, убивал людей, но убивал их случайно. И мы вот сделаем такую вот чёрную комедию с элементами боевика, экшн.
Стас, а вы видели фильм «Сестра-3» – предыдущую попытку продолжить «Брат-2»?
Да, я видел. Всё это чушь, на самом деле. Они же не заявляли это как серьёзную работу. Периодически всплывают какие-то «Брат-3», приколы, Пистолетов делал тоже клип (Александр Пистолетов – автор распространяемых им в сети музыкальных клипов подчёркнуто низкого качества нередко порнографического содержания – ИА «Диалог»), меня туда вставлял без моего ведома, песню взял и какую-то нарезку сделал. Чушь полная – никто и не смотрел. Это всё несерьёзно. Ну, никто не сможет потянуть «Брата-3» сейчас, кроме людей из криминальной среды. Я не себя имею в виду, но я же тоже с ними общаюсь. Чтобы снять «Брата-3», у тебя самого должна быть какая-то история, понимаете? Я человек, который до сих пор носит малиновый пиджак, и меня при этом братва одобряет, меня называют легендой 90-х. Поэтому – ну что с этим спорить? Раз так – значит так.
Кто-то вместе с вами работает над сценарием фильма?
Работает человек из Comedy Club. Я пока не называю его фамилии, потому что он меня не уполномочивал называть её. Если он даст команду, то назову. Но серьёзный человек, давно работает в «Камеди», пишет за деньги им сценарии. Вообще, всё у меня в голове – я просто ему говорю, как я хочу это видеть, и он расписывает диалоги, такие, знаете, нюансы. Потому что я всё-таки хочу, чтобы фильм был более молодёжный. А сейчас сленг изменился – в 90-е был один, а сейчас абсолютно другой. Я не хочу делать «Брата» в 90-е – хочу делать как бы в современном мире, но перенести ту атмосферу, которая была в «Братьях», в наше время. Попытаюсь это сделать – думаю, получится.
Вы говорили, что Вячеслав Дацик, на днях вышедший на волю, тоже будет играть в фильме – а в подготовительном этапе он участвует?
Он помогает – посоветовал снимать настоящих уголовников. Я с ним солидарен. Потому что, вы знаете, мне кажется, актёрская профессия сейчас себя изжила. Это не потому, что я такой, говорю, что всё себя изжило – нет. Просто есть талантливые люди, а есть неталантливые. Если повезёт найти талантливых людей, будем что-то из них пытаться лепить. Потому что у них опыт, у них глаза, а глаза никогда не обманывают: в них видно всю боль, которую ни один актёр никогда не сделает. Единственный актёр, кто мог это сделать – это Олег Янковский, но его, к сожалению, уже нет давно. Поэтому будем выбирать – сейчас уже идёт подбор. Я думаю, будет всё чётко.
Сценарист Полина Коротыч: «Брат-3 – это фильм про любовь»
Всё вышесказанное звучит довольно эпатажно, поэтому мы решили выяснить: будет ли «Брат-3» Барецкого с Джигурдой и Дациком интересен людям иного склада? Для этого связались со сценаристом, неоднократным участником драматургического фестиваля «Любимовка» и автором сюжетов для мультсериала «Три кота» Полиной Коротыч.
Полина, если бы Барецкий пригласил вас писать сценарий для «Брата-3», вы бы согласились? Если да, то что это была бы за история?
Конечно, я бы согласилась. Я вообще-то фанатка Стаса Барецкого. Это был бы фильм про любовь. Главный герой – женщина. Эта женщина много поёт на сцене Олимпийского и много стреляет из автоматов. Остальных героев играет Стас. Все пришли на концерт главной героини. То есть, вот Олимпийский, наполненный Стасами Барецкими, а на сцене певица Люба. И так весь фильм. В конце в живых остается только один Барецкий, Люба устаёт стрелять, у них происходит любовь. А потом они вместе выходят на улицу. Звучит песня Стаса Барецкого «Люба», которая как бы намекает зрителю, что финал не такой уж и однозначный, и, возможно, Люба тоже скоро умрёт. Но фильм всё-таки про хорошее, про то, что даже если тебя очень много, и ты как будто бы делишься на части (что очень характерно, на мой взгляд, для нашего времени), то в конце, рано или поздно, ты всё равно почувствуешь себя одним цельным человеком и обретёшь рядом друга, отличного от себя.
Отличная история – жаль, что Стас уже нашёл автора в Comedy Club…
Действительно, очень жаль! Но, если он вдруг передумает, или ему понадобился дополнительная помощь, я всегда на связи.
Беседовал Глеб Колондо / Иа «Диалог»