Site icon ИА «Диалог»

Школы, больницы и ТРЦ: как прошла массовая эвакуация в Петербурге

В Петербурге и Ленинградской области в четверг, 31 января, было эвакуировано более 50 зданий: торговые центры, больницы, школы, административные здания. Сообщения о минировании приходили с единого электронного адреса, который обслуживается болгарским хостером. Северная столица, правда, стала не единственной жертвой интернет-террористов. Под раздачу попали ещё 12 городов: Нижний Новгород, Пермь, Ярославль, Казань, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Уфа, Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск. Это уже не первая подобная атака на Россию: «Диалог» вспомнил аналогичные случаи и проследил, как город справлялся с ситуацией.

Сегодня в первой половине дня некоторые городские учреждения и торговые центры получили электронные письма. Текст везде был один: «Добрый день! Будем коротки с Вами. На территории вашего объекта заложено взрывное устройство! Без эвакуаций будут жертвы, мы вас предупредили. Не совершайте ошибку, прольется кровь невинных людей. Сегодня в Питере будет трагедия… Мы уверены, вы не успеете обезвредить все бомбы».

По официальной информации комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности в Петербурге за один день зафиксировано 55 случаев ложного минирования различных зданий.

«Каждое сообщение, несмотря на очевидность его ложного характера, отрабатывалось полицией и другими специальными службами оперативно и в полной мере. Петербуржцы и гости города были эвакуированы, на место прибывали полицейские, сотрудники Росгвардии, и по необходимости, специалисты МЧС. После проверки вход в здание возобновлялся. Город держит ситуацию на контроле. Ни одно сообщение не подтвердилось», – рассказали в пресс-службе ведомства.

На улицу, по данным комитета, вывели 17,5 тысяч человек, по неофициальным – в два раза больше. Посетители торговых центров разошлись по своим делам или домой, а вот школьникам, студентам и работникам учреждений города, а также сотрудникам ТРЦ, пришлось ждать на улице или в ближайших зданиях, чтобы не замёрзнуть. А некоторые детские сады, не дожидаясь «писем счастья», решили и вовсе прекратить работу из-за сложной обстановки в городе. Так, по информации «Фонтанки», поступило руководство детсада № 45 в Петроградском районе. В школах занятия не отменяли.

«Останавливать учебный процесс не планировалось. Дело в том, что руководство школ, педагоги и дети знают, как действовать в таких ситуациях. У нас учения проводятся регулярно, не первый год. Понятно, что 1-2 урока были сорваны, но это небольшая проблема, они будут восполнены. Также у школьников есть карты безопасности, в которых говорится, где они могут быть в подобных ситуациях: не обязательно на улице, это могут быть соседние учреждения. Так что дети не мёрзли», – объяснили в пресс-службе комитета по образованию.

Уже к 13:00 у полиции, в прямом смысле слова, стало не хватать рабочих рук и лап. Так, в СМИ появилась информация о том, что у кинологической службы недостаточно собак для выездов на все вызовы. Эвакуированным же сотрудникам, например, «Невской Ратуши» пришлось ждать своей очереди. Однако вскоре ситуация нормализовалась, и количество сообщений о «минированиях» пошло на спад. Тем не менее, представители спецслужб пока не расслабляются.

«Думаю, что это может продолжиться. История похожа на ситуацию в 2015 и 2017 годах, когда проходили массовые эвакуации», – отметил источник, близкий к спецслужбам, пожелавший остаться инкогнито.

Серия «минирований» не затронула городскую подземку. Только к вечеру в группе «ДТП и ЧП Санкт-Петербурга» появилась информация о закрытии станции «Нарвская» на вход и выход – правда, как пояснили в пресс-службе «Петербургского метрополитена», это произошло из-за оставленного бесхозного предмета. На проверку ушло около получаса.

«В основном мы закрываем станции из-за забытых вещей. Сейчас таких ситуаций стало меньше — видимо, наши предупредительные меры в виде разъяснительных плакатов имеют результат. Что же касается сообщений, которые присылали «минёры», нам сегодня ничего подобного не приходило», – пояснила пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель.

По мнению руководителя Общественного движения «За безопасность» Дмитрия Курдесова, возможно, интернет-минёры не стали трогать объекты транспортной системы, поскольку к ним приковано сейчас особое внимание. Другое дело – социальные учреждения.

«В метро был теракт, и там система безопасности усовершенствована. Что касается школ и больниц, если помните, за последнее время их никто не трогал, там не было массовых эвакуаций. Логика тех же «террористов» такая – если мы в метрополитен позвоним, у них там всё налажено, а давайте в школы, давно их не минировали. То есть эти люди прощупывают наши слабые места, смотрят, насколько и как отлажена система безопасности. В любом случае, сегодня мы показали серьёзный уровень подготовки всех структур: МЧС, МВД, Росгвардии и других», – говорит Курдесов.

Что же касается торговых центров, то сообщения об их «минировании» специалисты никак не связывают с попыткой шантажа, как это было в 2015 году. Тогда телефонные террористы требовали от владельцев ТРЦ денег, чтобы прекратить массовые эвакуации. Эксперты утверждают, что это очень жесткий метод воздействия на бизнес, поскольку предприниматели в таких случаях несут большие потери.

«Это двойные затраты. Во-первых, парализована работа, пока торговый центр не работает. Во-вторых, после возобновления деятельности на большинстве объектов торговой сети должна проводиться ревизия, то есть переоценка запасов, снятие и закладка кассы. Считайте, что этого дня, как минимум, нет. Если инцидент приходится на пятницу – по сути, теряется четыре дня, так как это торговый день. Всё очень серьёзно: расходы на стражей правопорядка, а также материальные и моральные потери для самих посетителей. Так что это серьёзный способ воздействия и на общественное мнение, и на экономику. Такое положение дел уже относится к одной из разновидностей терроризма, признанной [в таком качестве] не только в нашей стране, но и в мировой практике», – объясняет экономист, доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич.

Специалист пояснил, что даже в той ситуации, когда несколько лет назад террористы пытались вымогать деньги, они не преследовали цель заработать.

«Прикрываясь формальным требованием денег, люди, которые совершают подобные звонки, могут преследовать антигосударственные, а не экономические цели. Не случайно, тот предыдущий поток звонков был связан с одним сопредельным государством (Украиной – ИА «Диалог»). При всём том, что эта страна не очень богата, вряд ли шла речь о возможности заработка – скорее о дестабилизации ситуации в одном из крупнейших городов России», – считает Межевич.

К вечеру 31 января все здания, получившие информацию о заминировании, были проверены. По данным регионального правительства, ни одно сообщение не подтвердилось. Тем временем, эксперты настоятельно советуют горожанам не паниковать и сохранять спокойствие.

«Террористы только этого и ждут, они хотят навести ужас – мол, смотрите, одним махом эвакуируются сотни школ, на всех силовиков не хватит. Так вот – могу заверить, что система охраны безопасности общественных заведений у нас организована таким образом, что сил и средств хватит», – уверен Курдесов.

К сожалению, в пресс-службе ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области ситуацию пока не прокомментировали.

Отметим, в городском комитете по вопросам законности, правопорядку и безопасности напомнили, что в соответствии со ст. 207 УК РФ за заведомо ложное сообщение об акте терроризма человеку может грозить до 8 лет лишения свободы.

Ознакомиться с картой эвакуированных зданий можно по следующей ссылке.

Подготовила Алла Бортникова / ИА «Диалог»