66.2$ 74.9€
6 °С
Новости Все новости

Обращение к землянам: фильм «Пришелец» показали в Петербурге

07 ноября 2018 | 17:00| Досуг

«Мы делали всё очень искренне. Этим «Пришелец», пожалуй, и отличается от других фильмов», ‒ признаётся продюсер и соавтор сценария Александр Карпов. По его словам, весь фильм ‒ это «обращение к землянам». В русскую фантастику в «Мираж Синема» всматривался корреспондент «Диалога» и теперь готов рассказать, с чем авторы собрались «обращаться» и удалось ли им это.

Кто пришелец?

Сюжет, на первый взгляд, кажется простеньким: неудачная посадка экипажа на Марс, космонавт остаётся на чужой планете в одиночестве. «Мне с Марса виднее», ‒ звучит в фильме фраза. Неужели нужно было забрасывать героя аж на другую планету, чтобы осознать проблемы человечества? Чтобы увидеть, как говорит один из героев, что «мы на этой Земле порядком оскотинились»?

Даже хорошо, что первоначальное название фильма ‒ «Марсианин» ‒ оказалось занято к моменту выпуска киноленты. «Пришелец» ‒ это ещё и чужак, человек, отличающийся от других. Кто же в фильме пришелец? Министр, который взбешён самой идеей тратить на спасение одного космонавта полтора триллиона? Ведущий запустившегося шоу «Марсианин», который готов дать зрителю что угодно, лишь бы тот был доволен? Или ответственный за марсианскую экспедицию, необычно честный и доверчивый?

Но это пришельцы на Земле. А пришелец-космонавт Александр Чапаев (Александр Куликов) говорит землянам: «Переходим к новостям. Удивительно, но сегодня на Марсе никто ничего не делил, никто ни с кем не ссорился, никто ни на кого не нападал». Действительно, на Марсе классно.

И тогда Чапаеву, за психологическое состояние которого уже переживают, начинает казаться, что причина всего ‒ человек. «Только, ‒ говорит космонавт, ‒ на Земле нас много, и всё так перемешалось…» Одни создают, другие разрушают, но «кто, если не мы, изменит этот мир?» ‒ спрашивают авторы фильма.

«Голодные игры» или «ВАЛЛ-И»?

Да, не обошлось и без повторюшек. Вся идея шоу про Чапаева ослепляет своей похожестью на историю про героическую сойку-пересмешницу. К «Голодным играм» отсылает, прежде всего, поверхностная благая цель шоу. Помните, там якобы для мира во всём мире дети убивали друг друга? А здесь собирают деньги для спасения космонавта: собрать собрали, а спасти так и не собрались. Зато интересные слова звучали: «Пусть весь мир знает, что мы своих не бросаем». Стоит подумать, какая часть важнее герою, который такое ляпнул: что не бросаем или чтобы мир знал?

На «Игры» намекают и мелочи. И заказчик шоу ‒ с белыми волосами и изящной тростью, ‒ и излишняя вычурность в одежде персонажей, связанных с передачей, и слова: «Наблюдать за существом на грани жизни и смерти ‒ вот что интересно».
Но именно эти слова умело опровергаются продюсерами «Пришельца». Сюжетная линия шоу ‒ словно ответ на утверждение, что людям важны «зрелища». Разве Чапаев становится самым популярным человеком на Земле, потому что вокруг него танцует разряженный ведущий? Или потому что его жалко, такого одинокого на далёкой красной планете?

Когда космонавт плюётся луком и заявляет, что на Марсе «это такая же хрень», как на Земле, рейтинги подскакивают вдвое ‒ но ведь не потому, что жалко Сашку. Он интересен зрителям своим образом мыслей, своими идеями ‒ интересен как личность.

А вот как не личность интересен робот-следопыт, который на колёсах гоняет по Марсу и исследует местность. Умильный такой, беленький: «Какой лапочка!» ‒ шепчут зрители. Ну, не может зрительская душа остаться равнодушной к глазастой технике. Тут уж и «ВАЛЛ-И» вспомнишь.

Всё ли гладко?

Спросите, какие минусы? Например, ужасная синхронизация звука и картинки. Пожалуй, пятую часть фильма движения губ героев не совпадают со звучащей речью. А ещё пару раз повторялись кадры, словно всё уже сняли, а для монтажа кое-где не хватило. И на огорчение внимательному зрителю монтажёры решили залатать дыры тем, что уже использовалось. Как сказал режиссёр Александр Куликов, создатели фильма «не думали о том, сколько людей придёт в кинозал», а просто хотели «сделать хорошее кино». Похвально, конечно, но нельзя ведь настолько небрежно относиться к технической стороне киноленты.

Из того, что меньше бросается в глаза: есть небольшие вопросы к сюжету. Экспедиция не смогла высадиться на Марсе из-за аномального песчаного вихря. Но эта случайная (!) прихоть марсианского климата почему-то убедила директора Центра управления полётами (Андрей Смоляков), что экипаж должен вернуться на Землю. Почему нельзя было подождать, пока погодка уляжется, или высадиться в другом месте ‒ непонятно. Конечно, лучше потратить 256 дней на полёт до Земли, а потом (потенциально) ещё столько же, чтобы спасти космонавта. И министр потом обмолвится, что эта экспедиция провалилась, поэтому остальные тоже удачными не будут. Конечно, у него были свои причины ‒ денег зажал, Чапаева спасать не хотел, ‒ но всё же объяснять, что ни одна экспедиция не будет удачной из-за единственного случайного вихря, довольно странно.

К международной компании, которая организовывала марсианский полёт, тоже можно прикопаться. Когда корабль пытался приземлиться, все так активно работали, зато потом эти товарищи звук с Марса отслеживали вполуха и даже его не записывали. И картинка, которую «видел» робот-следопыт, вообще не отсылалась компании. А это ведь важно ‒ считайте, исследование Марса! Почему же этим никто не занимается?

И конечно, остаётся загадкой, как в такой большой организации мог оказаться настолько непрофессиональный психолог. Анечка (Анна Банщикова) не умеет разделять личное и рабочее и выслушивать людей, что, на мой взгляд, непростительно для психолога.

В общем и целом, «обращение к землянам» удалось, хоть и немножечко коряво. Зато фильм поднимает целый пласт проблем и предлагает задуматься о месте и роли человека в мире. И о том, как нашему миру нужны такие «пришельцы», как Александр Чапаев.

Подготовила Маргарита Воротникова / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!