«Всё это очень грустно, на самом деле»: Рома Зверь провёл экскурсию по местам Майка Науменко
28 августа 2018 | 15:00| КультураВ понедельник, 27 августа, был день памяти рок-музыканта Майка Науменко – 27 лет назад он скончался от кровоизлияния в мозг. Помянуть Майка в Петербург прибыл солист группы «Звери», исполнитель роли Науменко в фильме «Лето», Рома Зверь. Он провёл экскурсию по местам, которые связаны с Майком, рассказал, как проходили съёмки «Лета» и понадеялся, что на доме Майка однажды появится памятная табличка. Вместе с ним на прогулке побывал и корреспондент «Диалога».
Квартира
Прогулка началась с дома по адресу Боровая, 18/1 – там, в маленькой комнатке в коммунальной квартире Майк с семьёй прожил около 10 лет.
«Мы находимся сегодня с вами возле квартиры Майка Науменко, – начал рассказ Зверь – Там его комната составляла 16 метров, называлась она «пенал» или «гроб». На этих 16 метрах Майк и жил вместе с женой Натальей и сыном Женей».
Однако в фильме эту квартиру не увидеть – по словам Ромы Зверя, съёмки проводились в другой коммуналке, на Кирочной улице. Там участники съёмочной группы провели несколько дней – они общались друг с другом, выпивали, слушали музыку «Кино» и «Зоопарка». Такую задачу поставил режиссёр Кирилл Серебренников.
«Съёмки ещё не начинались, у нас была адаптация, мы обживали пространство. И первым делом мы обжили «квартиру Майка». Кирилл Семёнович поставил задачу познакомиться, подружиться, найти какой-то общий язык. Чтобы мы были не просто коллегами, а были друзьями. Собственно, последующую неделю мы этим и занимались – вместе пили, слушали музыку <…> пели песни с утра до вечера. Помогали Тео (Тео Ю, корейский актёр, исполнивший роль Виктора Цоя – ИА «Диалог»). Он постоянно ходил и пел нам, всем и каждому: «Моё настроение…». И все подхватывали, потому что надо помогать человеку, потому что тяжело, конечно (для фильма Тео Ю в кратчайшие сроки освоил русский язык – ИА «Диалог»). Но он справился и любит нас теперь. Мы теперь все, как большая семья», — рассказывает Рома Зверь.
Рок-клуб
От Боровой было решено отправиться на Рубинштейна – в театр «Зазеркалье», где некогда был расположен Ленинградский рок-клуб. Во время съёмок Роме Зверю не удалось побывать в настоящем здании рок-клуба – съёмки «концертных» сцен проходили в Кронштадте. Сегодня он впервые оказался на «той самой» сцене и рассказал, как проходила работа над «рок-клубными» эпизодами:
«Мы нашли старые колонки, старые усилители, старые микрофоны. Всё это функционировало. Мы правильно их расставили, потому что мы посмотрели, как это всё было в Ленинградском рок-клубе. Мы воссоздавали то время. Даже была идея у Кирилла Семёновича играть живьём и записывать звук в процессе съёмки. Но мы объяснили, что этого [эффекта] можно будет достичь уже на пост-продакшне. Если бы мы писали живьём, процесс бы затянулся. Мы и так просидели четыре дня в ДК Моряков в Кронштадте, была огромная массовка, 200-300 человек. И вот, все четыре дня нужно было снимать это всё и ещё и управлять массовкой. Было жарко, душно. Всё время проветривали, делали паузы», — сказал Зверь.
И всё же, по словам Ромы Зверя, полный эффект погружения в 80-е был достигнут стараниями художника по костюмам:
«Татьяна Долматовская – художник по костюмам, прекрасная. Она искала вещи, ей привозили их друзья из Лондона, из Германии – все эти джинсовые куртки 80-х годов. Что-то она здесь, в Санкт-Петербурге искала – очки, значки и так далее. Вплоть до носков – не было белых носков тогда, потому что были серые. Даже чёрных не было носков, трудно было найти. Не говоря уже про капроновые чулки и так далее. Всё это она находила и всю массовку одевала. Колоссальный труд. И все они выглядели так, что ты выходишь на сцену во время съёмок – понятно, что это кино, но ты выходишь, смотришь на всех этих людей <…> – и как будто бы лица из прошлого. Фантастика», — говорит он.
Я видел «Лето» (а вы ещё нет): корреспондент «Диалога» о премьере
Впрочем, «живой» звук в фильме тоже присутствует – песни, которые мы слышим в начале «Лета» (сцены на заливе) были записаны там же, правда, не в момент съёмок, а во время репетиции. Там же, на заливе, рассказывает Зверь, произошла его встреча с женой Майка, Натальей Науменко:
«Кирилл решил познакомить меня с Натальей. А я уже был в гриме. Наталья меня увидела, разрыдалась и ушла. <…> Мы-то просто актёры, мы всё это играем, а для неё-то — это целая жизнь».
«Юбилейный»
Заключительная точка прогулки – дворец спорта «Юбилейный». Здесь Майк Науменко последний раз появился перед ленинградской публикой – во время концерта «Аквариума» он поднялся на сцену, чтобы вместе с Борисом Гребенщиковым и Ко исполнить один из своих главных шлягеров – «Пригородный блюз». Здесь же, в декабре 2018 года, состоится большой концерт группы «Звери».
«Это традиционные концерты, которые мы проводим в Москве и в Питере в честь [моего] Дня рождения. 7 декабря в Москве, 8 декабря в Питере. Мы будем играть здесь, на этой прекрасной площадке и, я думаю, мы исполним, конечно, несколько песен группы «Зоопарк», в память о Майке Науменко», – анонсировал будущее шоу музыкант.
Конечно, не осталась в стороне тема домашнего ареста, под которым всё ещё находится режиссёр «Лета»:
«Всё это, конечно, невесело противно и мерзко как-то. Злиться не хочется, потому что от злости только зло растёт. <…> Кирилла все поддерживают, и мы очень надеемся, что этот кошмар, это безумие какое-то, оно должно закончиться. Когда-то. Надеюсь».
Вообще, было заметно, что пребывание на площадке, где Майк, не зная об этом, попрощался со своей публикой, навело Рому Зверя на печальные размышления. И здесь он призвал журналистов помочь в распространении идеи об увековечивании памяти Науменко:
«Вообще, всё это очень грустно, на самом деле. Крайне грустно, крайне жаль, что так произошло <…> Я бы хотел попросить вас <…>, чтобы вы нам помогли, и общими нашими усилиями мы смогли всё-таки повесить мемориальную табличку на дом Майка. Это было бы, наверное, прекрасно».
Глеб Колондо / ИА «Диалог»