В Петербурге выбрали регионального оператора по обращению с мусором
01 февраля 2018 | 20:59| ГородРегиональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Петербурге стал завод «МПБО-2» — соответствующее соглашение было подписано 30 января. Городские чиновники и федеральный депутат разъяснили, каким образом будет строиться работа с мусором в ближайшее время, передаёт корреспондент «Диалога».
«Договор заключён сроком на 10 лет – это позволит серьёзно планировать дальнейшую работу. В первую очередь предстоит огромная работа по перезаключению договоров – с перевозчиками, переработчиками, управляющими компаниям – а в полную силу оператор начнёт работать с 1 января [2019 года]. Он будет следить за работой по обращению с ТКО на всех этапах. Городом сделан очень важный шаг по переходу к более экологичной системе работы с мусором», — заявил председатель комитета по благоустройству Владимир Рублевский.
Задача регионального оператора – в первую очередь навести порядок в сфере обращения с опасными отходами. Для этого на всех контейнерных площадках, коих в городе насчитывается примерно 5300, со временем будут поставлены боксы для сбора батареек, лампочек и прочего подобного материала (300 площадок уже оснащены). В общественных местах также предполагается разместить 381 контейнер для сбора опасных отходов.
«Правительством поставлена задача – к 2020 году дойти до переработки 38 процентов всех ТКО, а к 2030 году получить цифру в 100 процентов. Сейчас этот показатель составляет 17 процентов», — добавил чиновник.
Завод МПБО-2 обладает мощностями для аэробного компостирования органических отходов, что позволяет получать на их основе материал, пригодный, например, для рекультивации полигонов (вроде закрытых в прошлом году «Новосёлок»). В нынешнем году город выделит 250 миллионов рублей на модернизацию приёмных, сортировочных и компостировочных линий. Но поскольку мощности этого предприятия – 400 тысяч тонн в год – далеко не достаточно для полной переработки всего городского мусора (а его в год образуется в Петербурге до 1,7 миллиона тонн), то, по словам Рублевского, город «с распростёртыми объятиями» ждёт инвесторов, готовых строить собственные аналогичные заводы. Правда, уточнил чиновник, большая часть желающих делать это – а их уже бывало немало – отсеивается, узнав про ключевое условие Смольного: сохранить на нынешнем уровне тарифы. В любом случае, сотрудничать с МПБО-2 смогут бывшие конкуренты по выборам оператора – их можно привлекать как подрядчиков – но ответственность за работу системы будет нести одна структура.
«Отрадно, что 10-летний контракт, который возлагает большую ответственность на регионального оператора, получило государственное предприятие. Жители города должны быть довольны тем, что вся система обращения с ТКО, строительным мусором и медицинскими отходами, а также раздельный сбор, ляжет на плечи государственного оператора, у которого есть для этого всё необходимое. Кстати, Санкт-Петербург принял очень активное участие в разработке поправок в федеральное законодательство, призванных сделать закон о твёрдых коммунальных отходах наиболее эффективным и применимым для крупных городов всей страны… на примере петербургского опыта», — отметил депутат Госдумы Сергей Боярский, зампред парламентского комитета по экологии и охране окружающей среды.
Нужно отметить, что под переработкой Смольный подразумевает не совсем то же, что и обыватели. Полностью уничтожить мусор невозможно даже путём сжигания – а этот процесс наносит экологии и здоровью горожан чувствительный вред, поэтому является тупиковым – поскольку при этом образуется зола. Не представляется на данном техническом этапе и возможность полностью использовать отходы производства и потребления также и во вторичной индустрии. Поэтому в комитете по благоустройству указывают, что первоочередная задача – выделить из массы мусора опасные отходы, а всё остальное хотя бы привести к самому безобидному, 5-му, классу экологической опасности.
«Город целенаправленно развивает систему раздельного сбора, и к обязанностям регионального оператора, которые были закреплены в соглашении, был отнесён постепенный, поэтапный переход к системе раздельного сбора. Но раздельный сбор – это не односторонняя вещь: с точки зрения сепарации отходов на крупногабаритные и некрупногабаритные разделение в Петербурге выполняется на 100 процентов. Что касается остального, то мы не ставим вопрос о получении прибыли от продажи вторичных ресурсов: мы в первую очередь заботимся об экологических показателях, об улучшении качества жизни. Поэтому главное – извлекать опасные отходы, которые в смеси могут попасть на полигон и оставаться там десятилетиями и веками, нанося огромный ущерб окружающей среде», — отметил заместитель председателя комитета по благоустройству Кирилл Пащенко.
Кроме того, ставится задача наконец-то отделить органические (читай – пищевые) отходы от остальных. Это, кстати, позволит изменить периодичность вывоза мусора с контейнерных площадок: если органику (которая – особенно летом – имеет свойство разлагаться, издавать запах, привлекать крыс и насекомых) при этом нужно будет вывозить так же часто, как сейчас, то более инертные материалы (в том числе – всё то, что подлежит вторичной переработке) могут и подождать. А это, пояснил Пащенко, поможет в налаживании экономики процесса – например, за счёт того, что понадобится не так интенсивно гонять туда-сюда мусоровозы. Чиновник напомнил, что в Ленинграде (среди других советских городов) уже существовал опыт отдельного собирания пищевых отходов, который… ушёл в небытие вместе с СССР.
«Опыт подсказывает нам, что, несмотря на бытующее мнение о неготовности горожан к раздельному сбору, даже на первых порах при установке контейнеров для опасных отходов они все оказывались переполненными… и не бутылками или банками, а именно тем, для чего предназначены. У нас в городе всё-таки очень высокая культура, что не может не радовать. Главное – что новые изменения повысят качество жизни горожан, потому что степень переработки отходов во всех современных странах является одним из критериев качества жизни», — пояснил Пащенко. В более отдалённом будущем, по его словам, можно было бы создать в городе эко-технопарк, где разместились бы предприятия, занимающиеся вторичной переработкой пластмасс и другого материала.
Также оператор должен будет отвечать за возникновение в городе несанкционированных свалок ТКО, поскольку подразумевается, что их появление станет следствием нерадения ГУП. В настоящее время ликвидацией помоек занимаются районные администрации; в дальнейшем, скорее всего, оператор будет заниматься этим самостоятельно (поскольку на это законом отводятся достаточно жёсткие сроки – 30 суток), а затем в порядке регресса предъявлять претензии собственникам земельных участков, где будут обнаруживаться «гостинцы». При этом полномочий органов государственной власти по борьбе с незаконными свалками региональный оператор не получит.
Добавим, что конкурсная процедура предлагала разделение территории города на два лота – северный и южный, по 9 районов в каждом. По первому лоту были получены три заявки, но только документы ГУП «МПБО-2» были признаны полными; по второму конвертов с предложениями было пять, все они оказались действительными, но победителем была признана организация, подавшая документы первой – то есть то же ГУП, поскольку предложенные условия оказались равными.
Кстати, как отметили Пащенко и Рублевский, в одном конверте оказалась стопка чистой писчей бумаги формата А4. «Что это было», чиновники так и не поняли. Была ли эта бумага использована по прямому назначению или утилизирована как вторсырьё, руководство комитета по благоустройству не уточнило.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»