«Мы репетировали в залах, коридорах, грим-уборных, на реках и каналах, на тихих и шумных улицах и даже на Витебском вокзале»: артисты о спектакле «Зима, когда я вырос»
06 января 2018 | 17:27| КультураВ уже минувшем году молодые артисты петербургского ТЮЗа Олег Сенченко, Никита Марковский и Константин Федин были награждены премией правительства города в области культуры и искусства за роли в спектакле «Зима, когда я вырос». Премьера спектакля состоялась в прошлом сезоне, режиссёром выступил Артём Устинов, выпускник курса Сергея Женовача. «Диалог» поговорил с артистами о постановке.
Режиссер Артем Устинов — первый, кто инсценировал и поставил в театре спектакль по повести Петера ван Гестела «Зима, когда я вырос». Что она раскрыла для вас? Расскажите о своих персонажах.
Олег Сенченко: Петер Ван Гестел простым и чётким языком говорит о жизни, смерти, первой дружбе, любви, предательстве, которые происходят на фоне расовой и классовой вражды между детьми, подростками, взрослыми в период свирепствующего геноцида в Европе. Автор так смело обращается к отношениям внутри семьи, что переводит эту повесть в раздел материала «на все времена». Когда читаешь диалоги между родителями и детьми, возникает ощущение, что их уже ничего не связывает, что пропасть между ними невероятно велика, но в то же время ты чувствуешь, что ближе и роднее во всей вселенной у них никого нет. Было абсолютно ясно, что такой материал необходим нашему театру. Сложнее всего было перенести на сцену всю магию и трогательность прозы ван Гестела. Благодаря репетиционному процессу, предложенному актёрами и поддержанному Артёмом Устиновым (мы репетировали в залах, коридорах, грим-уборных, на реках и каналах Петербурга, на самых тихих и шумных улицах нашего города и даже на Витебском вокзале, который, по нашим ощущениям, был максимально похож на вокзал Амстердама, где проходит часть действия повести), нам удалось присвоить материал и выбрать те сцены, которые оказались самыми важными, действенными.
Мой герой — Пит Зван, мальчик десяти лет. Когда я в первый раз читал материал, мне казалось, он старше меня на целую жизнь. Во время войны погибают его родители. Пит возвращается в родной Амстердам из пригорода, где пережил войну, прячась на чердаке. Конечно же, он еврей. Тем ярче и трогательнее завязывается дружба между ним и Томасом Вреем, голландцем. Пит пытается разобраться в случившемся: как, кто и почему дал право одному народу уничтожать другой?! Его пытливая душа, помещенная в юное тело, борется за крупицы информации. И от того, как остро и сухо он ведёт диалог с взрослыми, у меня бегут мурашки по телу. Через него я вижу целые поколения детей, взрослых, стариков, которые так и не могут найти себе место в мире после войны.
Никита Марковский: Всякая роль, на мой взгляд, даёт артисту возможность понять больше о себе самом. Порой откровения происходят прямо на сцене. Артист сплетает свою жизнь, своё сознание с жизнью и сознанием героя, которого он играет. В этом синтезе, как в слиянии начал, рождается нечто третье — роль. Спектакль меняет тебя. В большей или меньшей степени после каждого спектакля ты ощущаешь эту перемену в себе, происходит что-то, подобное очищению.
Томас Врей – десятилетний мальчишка, с которым происходит череда не самых приятных событий — послевоенное время, голод, неразделённая любовь, но, самое главное — смерть матери, которую тяжело переживает его отец. Томас старается всеми способами убедить себя в том, что этого не произошло, никому не рассказывает о случившемся и представляет, что «мама где-то дома, делает что-то на кухне». Но однажды всем вокруг становится известна эта тайна, и, преодолевая череду новых обретений и потерь с размышлениями о жизни, смерти и любви, Томас пытается жить дальше.
Константин Федин: Артём Устинов — большой молодец. Он достаточно молодой парень, но не побоялся ответственности и сделал инсценировку по этому большому, многим неизвестному, но очень интересному роману. Он задал свой вектор прочтения, во многом отличный от содержания самой книги. Олли мало прописан в произведении, поэтому мы долго работали над созданием образа, и постепенно персонаж разрастался и превращался в героя.
Олли Вилдеман – циничный парень, который любит себя и смеётся над дружбой, любовью, благодарностью. Он критикует их по той простой причине, что у него самого нет всего этого. Мой герой – необходимый противовес добру, открытости, дружбе, которая царит в отношениях главных героев. Я считаю, что делать зло исключительно через зло неинтересно и слишком просто. Поэтому случайно или благодаря ситуациям, в которые попадает Олли, мне удалось высечь юмор из характера моего персонажа. Юмор – неотъемлемая часть меня, и я всегда выступаю за добро, любовь и равновесие во всем мире, хотя часто играю отрицательных персонажей.
Почетно ли было получить премии за эти роли?
Константин Федин: Это был большой сюрприз и неожиданность. Я, как человек очень-очень самокритичный, считаю, что мне пока рано за что-то давать премию — можно работать больше, глубже и интересней. Но мы много вложили в этот спектакль, и очень приятно, что это заметили. Молодых артистов не забывают, за нами следят, нас поддерживают, и это очень важно для профессионального роста. Я горжусь, что мой однокурсник и друг Никита Марковский вытянул на своих плечах спектакль: он не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствуется. То же самое могу сказать об Олеге Сенченко, который был вольнослушателем в нашей мастерской. Это очень близкие мне люди, и я горжусь, что их «настигла» эта награда.
Никита Марковский: Всякое признание всегда приятно. На награждении мы увидели, какие талантливые личности получали премию помимо нас, и, конечно же, получить награду наряду с ними было очень почётно.
Олег Сенченко: Да, конечно, радостно за себя и коллег. Как молодой актер, я часто нахожусь в сомнениях о правильности пути, и эта премия, это внимание, безусловно, мощнейшая опора и мотивация к дальнейшим свершениям. Конечно, более всего мою веру подкрепляет благодарность и внимание наших юных зрителей, но бывают моменты, когда этого недостаточно. Тогда, надеюсь, воспоминания о премии придадут сил.
А что для вас значит работа в ТЮЗе?
Никита Марковский: ТЮЗ — это место, ставшее катализатором практически всех творческих начал во мне. Наш курс провёл в стенах ТЮЗа четыре года обучения, и эти годы в мастерской, ставшей вторым домом, стали открытием для каждого из нас.
Также ТЮЗ — это постоянная практика публичного выступления, и, может быть, я просто не в курсе, но я не знаю никого из наших сверстников-артистов, проводящих на подмостках перед публикой столько времени, сколько проводим мы. На мой взгляд, это очень важно.
Олег Сенченко: Для меня ТЮЗ – это, в первую очередь, люди. Все вместе и каждый в отдельности. Служба в ТЮЗе — это определенный образ жизни: в театре существует особенный микромир, продиктованный историей, личностями, спектаклями. Если рассматривать службу в театре как некое спасение, то я уже четыре сезона нахожусь в полной безопасности.
Константин Федин: В ТЮЗе очень сильный коллектив, люди, любящие свою профессию и свой театральный дом. И, конечно, нам, молодому поколению актеров, есть к чему стремиться, и желание быть лучше даёт мне импульсы работать с ещё большей самоотдачей.
Что вы сейчас репетируете в театре?
Никита Марковский: В данный момент мы выпустили очередную зимнюю премьеру — спектакль «Снежная королева». Буквально за неделю до этого состоялась премьера спектакля «Лев, колдунья и платяной шкаф». Я оказался занят в обеих работах. Выяснилось, что у персонажей из двух разных спектаклей — Кая и Эдмунда соответственно — довольно похожие линии поступков: оба идут от предательства, совершенного в забвении, к освобождению и прощению через светлую силу — любовь.
Олег Сенченко: В ближайшее время театр приступает к репетициям «Зимней сказки» Шекспира, в постановке Уланбека Баялиева, где я надеюсь принять участие. Во всяком случае, я уже точно знаю, что хочу сыграть. Дело за малым: убедить режиссера, что я ему необходим.
Подготовила Елизавета Ронгинская / ИА «Диалог»