«И всё подвластно – судьба и Памир»: петербургский байкер отправился в поход по обсерваториям Средней Азии
26 июня 2017 | 15:16В понедельник, 26 июня, у ворот Пулковской обсерватории началась одиночная экспедиция петербургского мотопутешественника Виктора Назарова. Он планирует добраться до южной окраины бывшего СССР – до Памира, посетив по дороге более десятка астрономических исследовательских пунктов, которых в советские времена было особенно много в горных районах Средней Азии.
«Чтобы кататься не просто так, я решил посетить все обсерватории по маршруту своего следования. Первая – в Казани, затем космодром Байконур, две обсерватории в Алма-Ате. В Киргизии их нет, зато будет перевал Туя-Ашу – самый близкий к звёздам в Киргизии. Потом будет Ташкент – деревня Солнца, если получится, потому что туда нужно заранее заказывать пропуска. В Самарканде я планирую посетить древнюю обсерваторию Улугбека, потом – обсерваторию Майданак, но необходимо выяснить, работает ли она. В Китабе, если выйдет, заеду на широтную станцию – она действует, но посмотрим, насколько люди захотят общаться. После этого я поеду в Таджикистан, смотреть всю их коллекцию обсерваторий – там есть две рядом с Душанбе, а уже на Памире – высокогорная солнечная станция, которая так и называется, «Памир». Насколько она работает – этой информации нет вообще, и нет даже её координат. Она принадлежит Солнечному институту в Душанбе – сначала я туда заеду и попытаюсь всё выяснить. Если я туда попаду, то выполню программу-максимум своего путешествия», — рассказал Виктор корреспонденту «Диалога».
Обратный путь Виктора проляжет по Памирскому тракту до Оша, оттуда – в Бишкек, Алма-Ату, Астану и Екатеринбург, где он посетит ещё одну обсерваторию, прежде чем вернуться в Петербург. Путь займёт, по его словам, от трёх недель до месяца.
«Возможно, дружелюбие людей будет задерживать меня дольше, чем я изначально рассчитывал – а люди там действительно дружелюбные, и не остаться, не побыть гостем очень сложно. В каждом городе я нашёл байкерские посты или мотоциклистов, которые готовы приютить – контакты есть почти везде, кроме самого Памира, где нет мотоклубов, потому что регион очень бедный. Но поехать на Памир я был просто обязан – как человек, желающий что-то преодолеть, тем более – на мотоцикле. Когда я попал в эту среду, я увидел, как люди путешествуют, что они делают и видят при этом. Памир – это Мекка для всех мотоциклистов, а следующая – это, наверное, Магадан. Интерес же к астрономии и звёздам – это с детства, из 10-го класса, когда я занимался у Виктора Шарко, бывшего директора планетария, в его клубе «Космос и космонавтика», — добавил путешественник.
Виктор Назаров рассказал, что выбрал маршрут не на Москву, где слишком сильное движение, а на Вологду, и к исходу дня планирует быть уже в Костроме. Оттуда он направится в Йошкар-Олу и далее – в Татарстан. В большинстве случаев, по его словам, дороги будут хорошими, тем более что мотоцикл может обходить неровности с меньшими усилиями, чем автомобиль. Комфортная скорость движения, добавил он – 130 километров в час, поэтому за день можно с комфортом преодолевать до 1000 километров.
«В советское время астрономия прирастала в основном Средней Азией – там, в Таджикистане и Узбекистане, есть масса прекрасных обсерваторий, основанных 30-50 лет назад. И сейчас, когда опасность нависла над главной обсерваторией России – Пулковской – я считаю очень символичным возвращение в те места, которые были продолжением отечественной астрономии, его детищем. Нужно напомнить, что Главная астрономическая обсерватория России ещё жива, но ей требуется помощь – и она готова сотрудничать с остальными астрономами страны и постсоветского пространства. Этот мотопробег символизирует связь не только между ними, но и между поколениями: ещё в XIX веке Струве начинал [работать] на Пулковском холме буквально с шестью астрономами, а теперь у нас в России их почти тысяча. Мотопробег должен помочь им вспомнить, что они не одиноки, что они есть друг у друга, и могут друг другу помогать», — заметил председатель совета молодых учёных ГАО Александр Шумилов, присутствовавший среди тех, кто провожал Назарова в путь.
Напомним, что наблюдения в Пулковской обсерватории находятся под угрозой из-за застройки действующей защитной парковой зоны, установленной после войны. Самая новая опасность – стройка жилого комплекса «Планетоград», который находится в 800 метрах от главного инструмента ГАО – большого 26-дюймового рефрактора.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»