100.7$ 106.1€
0.03 °С
Новости Все новости

«В споре между городом и деревней поставлена точка»: эксперты о развитии городов

03 июня 2017 | 16:58| ПМЭФ-2017

В рамках Петербургского международного экономического форума политики и эксперты говорили, среди прочего, о том, как будут развиваться в обозримой перспективе большие города – в том числе российские. Как передаёт корреспондент «Диалога», приводились такие цифры: к 2050 году численность населения в мире возрастёт на 2,5 миллиарда человек, а доля городского населения – с 54 до 66 процентов. В будущем общественный ландшафт изменится совершенно неожиданным образом, и какое место в нём займёт Россия?

Валерий Фадеев, генеральный директор медиахолдинга «Эксперт»:

«Самый знаменитый постсоветский фильм, связанный с Петербургом – это, конечно, «Брат». Его смотрели все жители России, это культовый фильм… и один из героев этого фильма говорит такие слова: «Город – это злая сила. Сильные приезжают, становятся слабыми. Город забирает силу. Вот и ты пропал». Как сделать так, чтобы город перестал быть злой силой? В конце концов, тема урбанизации, которую мы обсуждаем – это же тема XIX-XX веков, плотно связанная с индустриализацией. Огромные города выросли – сначала в Великобритании, потом в других странах – вокруг заводов. В России 74 процента городских жителей – это же следствие индустриализации, проведённой в 30-х годах. Теперь – новая эпоха. Каким должен быть город, чтобы он не становился злой силой? Одно точно: без учёта мнения жителей, активистов, общественных организаций невозможно сделать такую среду, которая бы устраивала жителей, которая бы им нравилась».

Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства России:

«Мы оцениваем ситуацию таким образом, что основная конкуренция в мире между городами будет в ближайшие годы и десятилетия вестись в первую очередь не за технологии, а за человеческий капитал. Мне кажется это очень важным для того, чтобы оценивать нашу работу в плане градостроительной деятельности и развития городской среды как таковой. То, что касается новых микрорайонов комплексного освоения территории, мы были относительно спокойны, потому что тренды прошлого года показывали: добиваются успеха (а не просто выживают) те застройщики, которые делают акцент на развитие городской среды, общественного пространства. Потому что люди сегодня голосуют рублём – они выбирают именно те микрорайоны, которые являются современными, в которых есть общественные пространства, и речь идёт про стандартное жильё. Вы знаете, что мы ушли от термина «жильё экономического класса» – это кто-то в своё время сделал неправильный перевод, потому что речь идёт о стандартном жилье. Можно видеть два района комплексной застройки, расположенные рядом и имеющие жильё с примерно одинаковой ценой… но там, где каменные джунгли, застроенные стандартным ДСК, квартиры не востребованы и не покупаются, а там, где рядом есть интересная малоэтажная застройка, всё разбирают с огромной скоростью.

Пришло время говорить о конкуренции между городами не в новых микрорайонах, а в окружающей среде. Почувствовав эту тенденцию и опираясь на поручения президента, которые были даны в мае 2016 года на заседании Госсовета, где обсуждалась тема строительства и развития городской среды. Именно там с настолько высокой трибуны впервые прозвучали слова об общественных пространствах и их развитии. Опираясь на эти поручения, мы в рамках работы проектных офисов правительства начали работу над проектом «ЖКХ и городская среда», который подразделяется на два направления. Первое – это развитие городской среды: первоначально у нас на этот проект планировалась небольшая сумма, порядка 5 миллиардов рублей, но потом к нам подключились наши коллеги из парламента, и у нас получился общий объём около 26 миллиардов рублей. Поначалу рассматривался вариант, по которому в программе не участвовали регионы-доноры; в конечном итоге было принято решение, что в неё войдут и они. В рамках проекта все муниципалитеты с населением свыше 1000 человек обязаны принять современные правила благоустройства, выстроить системы уборки территории, озеленения, освещения. Администрации городов, регионов и муниципалитетов принимают пятилетние программы, в которые войдут все территории, нуждающиеся в благоустройстве. 2/3 этих средств пойдут на благоустройство дворовых территорий, оставшееся – на знаковые места благоустройства в каждом муниципальном образовании. Мы разработали методические рекомендации для того, чтобы муниципалитеты сделали грамотные планы – как краткосрочные, так и пятилетние.

И самое главное – это участие граждан в формировании городского пространства. Это очень сложная задача, потому что в правительстве впервые начинаем реализацию проекта, который полностью опирается на мнение граждан. С чем связано такое решение? Представьте, если мы бы отдали на откуп муниципальным чиновникам решения, касающиеся дворовой территории! Ведь самая главная дискуссия внутри двора – о том, сколько должно быть машиномест, а сколько – зелёных зон. И, конечно, люди должны принять решение самостоятельно, и утвердить хотя бы элементарную схему, а наша задача – вовлечь людей в это обсуждение. Мы использовали международный опыт привлечения граждан к такой работе, и опыт продвинутых субъектов вроде Татарстана, которые уже активно вовлекают граждан в общественное пространство. Мы ожидаем больших результатов от этого проекта, и мы хотим, чтобы люди поняли: если они заявили о себе, если они активны, то они попадают в программу в первую очередь».

Валерий Фадеев:

«Несколько дней назад я был в деревне Константиново, известной всем россиянам – там родился Сергей Есенин. Это очень хорошее место — красивое, там сердце отдыхает. Россия, уж извините, литературоцентричная страна, и я вспомнил Василия Шукшина, другого из классиков русской литературы. Один из его героев, приехав из деревни в город, говорит: «Придёт время – и вы побежите из своих вонючих городов!» Тем не менее, люди продолжают жить в городе – так как сделать, чтобы в городе было так же комфортно, как в селе Константиново? И в чём вклад вашей программы?»

Хуан Клос, исполнительный директор программы Организации Объединенных Наций по населённым пунктам (UN Habitat):

«Что происходит в мире? Урбанизация идёт быстрыми темпами, и она только ускоряется, а глобализация усугубляет это явление. В последние 30 лет мы наблюдаем масштабную урбанизацию Китая – за это короткое время в города переселились более 500 миллионов человек, и такого не бывало ещё в истории человечества. А теперь мы видим, как урбанизируется Индия, и Африка тоже отстаёт ненамного. Вопрос в том, почему это происходит, почему люди выбирают жизнь в городе, когда вон и литература говорит, что лучше нам жить в деревне? Вероятно, кто-то из вас тоже родом из деревни. Почему вы выбрали города? Вероятно, вопрос риторический, потому что очевидно: большой город может дать то, что не могут дать человеку ни село, ни малые города.

Поняв, о чём идёт речь, мы сможем сделать наши города лучше – этим и занимается ООН со своей программой «Жилище». Мы анализируем причины, по которым города стали новой нормой: сейчас в них живёт уже около 60 процентов населения планеты. Почему даже в эпоху глобализации и интернета, которые делают лучше и сельскую жизнь – имея сотовый телефон, человек имеет доступ к любой информации, где бы он ни жил, а информация суть власть – люди всё равно едут в города? Но миграция в города всё равно ускоряется.

Я беседовал с одним политиком на островах Фиджи. Он сказал: «Мы строим дороги в города, чтобы люди оставались в деревне». Действительно, они смогут время от времени бывать в городах, а потом возвращаться к себе. Но чем же город привлекает людей? Простой ответ: там больше возможностей, которые люди ищут не только для себя, но и для своих детей. Но я думаю, что нам в своём анализе надо идти глубже. Кроме экономических возможностей, город создаёт и проблемы. Урбанизация – это политический процесс, потому что она означает необходимость управлять большим количеством людей, живущих на ограниченном пространстве и имеющих при этом крайне противоречивые интересы. Технологического решения здесь не существует – как и единого подхода, который помогал бы во всех случаях».

Андрей Чибис, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России:

«В споре между городом и деревней точка поставлена – совершенно очевидно, что подавляющее большинство населения нашей страны будет жить в городах. Но министр правильно поставил вопрос – в каких городах? В каких городах будет жить этот креативный класс – современные, образованные, владеющие технологиям молодые люди? В наших или же в тех, что за пределами Российской Федерации? Они будут жить там, где им жить комфортнее. Правильно было сказано, что большинство наших городов – это города индустриального типа, созданные вокруг заводов. У нас была культура добрососедства – и она до середины 90-х годов была очень развита: было общение между людьми, дружили дворами и квартирами, ходили друг к другу в гости. Но у нас почти никогда не было культуры развитых общественных пространств в городах, но так как мир меняется, главный вызов, который стоит перед нами – необходимость изменить наши города. Сделать так, чтобы людям было комфортно дружить; чтобы были точки, которые притягивали бы тех, кому интересно и комфортно смотреть друг другу в глаза.

Сегодня мы выполнили задачу, первостепенную с точки зрения развития городов – у людей есть минимально необходимые для жизни блага, механизмы привлечение капитала и обеспечения надёжности. У нас не бывает таких катастрофических ситуаций, когда город оказывался бы без воды, тепла или света. Запустив механизм привлечения частных денег и технологий, мы этот вызов преодолели. Теперь нужно, чтобы люди были не просто с водой и теплом, но ещё – чтобы им было где общаться.

Самый сложный вопрос: мы меняем города, кого и как при этом спрашивая? Когда присутствующий здесь Сергей Капков вместе с мэром Сергеем Собяниным начали преобразовывать Москву, вряд ли кто-то мог себе представить парк Горького без аттракционов. Если бы спросили тогда людей: «А хотите ли вы, чтобы аттракционы были убраны из парка Горького?», то подавляющее большинство ответило бы: «Да вы что!» Сегодня парк Горького – наверное, самое посещаемое городское пространство в России, там каждый может найти для себя тот уголок, в котором ему будет комфортно – и дети с родителями, и хипстеры, и топ-менеджеры. Людей надо спрашивать – наш проект как раз и направлен на взаимодействие с людьми – но прежде всего, надо менять свою культуру поведения.

Меняя города, мы должны привлекать профессиональную экспертизу. Г-н Клос был мэром Барселоны, которая тогда была ещё промышленным городом, а сегодня, как мы знаем, это один из самых посещаемых городов Европы, и люди едут туда не для того, чтобы работать на заводе. Этот опыт, эти примеры нам нужно брать в работу. У нас в стране достаточно много успешных примеров – и в Москве, и в Татарстане, и даже в Якутске, где вечная мерзлота, эти изменения запущены. Речь не только о создании общественных пространств, но и о запуске событий. Мало кто знает пока, но в том же Якутске проходит фестиваль строганины – и туристы постепенно начинают тянуться в Якутию, чтобы увидеть, что и там есть жизнь – и весьма интересная.

Поэтому цель приоритетного проекта, который называется «ЖКХ и городская среда», помимо инфраструктурной составляющей в городах (без этого, конечно, никуда) – запустить процесс комплексной модернизации в городах, чтобы в них удобно было жить. Те инструменты и модели, которые мы создали по общественному обсуждению, с одной стороны, учитывают интересы людей, а с другой – их важной целью является пропаганда того, как можно и нужно привлекать людей в наши города и оставить их там. Если они покинут наши города, вернуть их будет не очень просто. Поэтому каждый город должен иметь чёткую программу развития – это ключевой целевой показатель в обмен на деньги, которые даёт Федерация. Те, кто отвечает в городах за модернизацию, должен научиться делать эти города другими».

Марк Спелман, член совета директоров компании Future Cities Catapult:

«Мы живём в XXI веке, и мы должны воспринимать города не только в физическом смысле, но и как массивы данных, как цифровые образования. Ключевыми здесь становятся два понятия: «конкурентоспособность» и «опыт», они определяют то, как города будут существовать в дальнейшем. Первое означает, что город должен достойно показывать себя в неизбежной конкуренции с другими на глобальной арене. Это макроскопический взгляд, но есть ещё и другое понятие: наш цифровой мир – мир личного опыта человека. Все мы пользуемся смартфонами с их приложениями – таков цифровой мир, каким он будет в обозримом будущем.

Большая часть городов имеет нерешённые проблемы, а причины этого зачастую сводятся к отсутствию интегрированного планирования. Каждый ответственный работник занимается своим делом, но в мире данных город не будет по-настоящему работать, если на картину не смотреть в целом. Как правило, на требования инфраструктуры нужно смотреть с горизонтом планирования не менее 15 лет – на такой срок нужно прогнозировать и моделировать рост потребностей, физических и цифровых. При этом взгляда сверху вниз недостаточно – необходим ещё и взгляд снизу вверх. Уже упоминалось о том, насколько важно вовлекать отдельных потребителей, граждан в жизнь города.

Приведу пример из Индии. Если вы приедете сейчас в Калькутту, то увидите, что там существует платформа, позволяющая собирать мнения граждан и их идеи по поводу того, как можно было бы улучшить работу городских общественных пространств и служб. Полученные предложения проходят оценку управляющих структур, бизнесменов и гражданского общества с тем, чтобы воплотить некоторые из них и улучшить качество жизни.

Я понимаю, почему герой, которого упомянул Валерий Фадеев, говорил о том, что город – это зло: хорошо известны проблемы загрязнения, шума, и далее – психических и соматических расстройств и стресса, от которых страдают обитатели. Но если вовлекать граждан в процесс планирования и принятия решений, то можно сочетать преимущества интегрированного планирования «сверху» и гражданского участия «снизу» — а это в сочетании с преимуществами, которые дают нам цифровые технологии, позволит решить многие проблемы.

Например, одна из главных проблем любого города – это сбор и утилизация отходов. Традиционный метод состоит в том, что мусоровозы объезжают территорию с определённой периодичностью, опорожняя баки. В новом мире контейнеры оснащены сенсорами, которые передают данные о том, сколько в них мусора, в центр управления, и грузовики будут посещать только те ёмкости, которые наполнены. Так цифровые технологии могут изменить к лучшему жизнь граждан».

Алексей Кудрин, руководитель Центра стратегических разработок, заместитель председателя экономического совета при Президенте Российской Федерации:

«По данным экономистов, в 2025 году 60 процентов мирового ВВП будет производиться в 600 крупнейших городах, в том числе 35 процентов – в городах первой сотни. Однако в России лишь два крупнейших города, входящих в мировые топы – Москва и Санкт-Петербург, и на них приходится 27 процентов ВВП страны, тогда как в США два крупнейших города дают 13 процентов ВВП, в Европе – 10. Но следующие десять крупнейших городов – значительно меньшие по размеру. Мы – страна, где население более равномерно распределено по территории, и в данной ситуации это наш конкурентный недостаток.

Когда Россия создаст крупные города и агломерации, которые станут центрами соединения технологий и интеллектуального потенциала, социального капитала и качества жизни, только тогда она будет конкурентной и в мировом масштабе. Те 15 городов, которые имеют больше миллиона человек, и еще пять городов, которые вокруг себя с учетом агломерации смогут собрать больше миллиона человек, должны получить особую поддержку и, может быть, особый статус. Например, Екатеринбург, Пермь и Челябинск находятся на расстоянии 300-500 километров друг от друга – это может быть новая агломерация, в пределах которой при наличии скоростного транспорта можно будет добираться за час-два».

Игорь Шувалов, вице-премьер Правительства РФ:

«Технологическое лидерство и цифровая экономика должны быть обеспечены современной городской инфраструктурой. Это необходимый элемент цифровой революции. Задача не только в том, чтобы отремонтировать дороги, фасады, посадить деревья, но города еще должны включиться в глобальную конкуренцию. Москва включилась. В тех частях города, где прошла реконструкция, мы видим первоклассный мировой город. Городская среда – необходимая часть, без которой невозможно развивать экономику.

Год назад президент впервые сказал, что нужно заниматься благоустройством городов, АИЖК взялись за эту задачу, так как девелопмент невозможен без развития этой концепции.

Я не верю, что можно написать инструкцию или создать какое-то регулирование. Чтобы создать 15 великолепных городов, нужно 15 великолепных команд. Конечно, без регулирования это невозможно, но только там, куда придут другие люди, будут изменения. Потихоньку нужно объяснять, что если город не включится в глобальную конкуренцию за человеческий капитал, то нельзя рассчитывать, что уровень жизни в этих городах будет высоким. Этот проект будет частью технологичного сдвига в сторону цифровой экономики».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!