102.6$ 107.4€
0.03 °С
Новости Все новости

Каким станет образование в будущем? Цитаты ПМЭФ-2017

02 июня 2017 | 22:17| ПМЭФ-2017

Вопрос, как изменится мир в будущем, стал одним из ключевых на Петербургском международном экономическом форуме. Эксперты из различных областей обсуждали будущее России, экономики, экологии, ежесекундно наступающее будущее целого мира. Нельзя отрицать, что двери в будущее открыты сейчас перед подрастающим поколением. Нынешние детсадовцы, школьники, выпускники – это те, кто построит новый мир, возможно, кардинально отличающийся от того, что мы видим сейчас. Именно образование играет ключевую роль в том, какое будущее соорудят сегодняшние подростки. «Диалог» собрал мнения бизнес-сообщества и деятелей культуры об образовании будущего, о надобности высшего образования, а также о том, что делается для школьников и студентов России уже сегодня.

Дмитрий Песков, директор направления «Молодые профессионалы», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов

«Котёл перемен»

Есть некоторый котёл изменений, трансформатор, в который заходят существующие формы организации социальной жизни. В том числе, системы образования. В этом котле любые предыдущие прилагательные теряют смысл. То есть граница между высшим, средним, дополнительным, любым другим – исчезает. Сама сущность трансформируется на противоположную. Что-то из прошлого попадает в этот котёл и меняет свой знак на противоположный.

Например, любая отрасль может на горизонте 20 лет описаться именно таким образом. Сегодня автомобилестроение – это отрасль, в которой крупные производители продают железные автомобили за деньги с двигателем внутреннего сгорания, с человеком за рулём и с лобовым стеклом. Загоняем эту отрасль в котёл преобразований, меняем любой знак на противоположный.

Отрасль 2035 года: автомобиль сделан не из железа, а из композитов, в нём нет пилота и двигателя внутреннего сгорания, собирается он не на заводах, а на месте, права принадлежат сообществу и публикуются под лицензией Creative Commands, продаётся не право владения, а сервисная услуга, стоимость начального контракта составляет 1 доллар.

Будущее высшего образования

Чтобы прогнозировать то, что происходит с высшим образованием – нужно сделать то же самое. Загоняем все предыдущие процессы, меняем знак на противоположный и получаем вид высшего образования через 20 лет.

В этом смысле никакого смысла в системе высшего образования нет. Все эти функции легко организуются другими агентами – быстрее, дешевле и эффективнее.

Представьте 5 олимпийских колец. Центральное кольцо – это отрасль. В данном случае – это университеты, которые в феодальной модели владеют правами на систему высшего образования. Эту отрасль атакуют с четырёх сторон четыре других кольца. Первое – это стартап, включающий в себя принципиально новые модели. Второе – крупные IT-компании, держатели НЭП, цифровых платформ, на которых можно сделать сверхмасштабную и дешёвую систему образования. Третье кольцо – это другие отрасли, которые понимают, что высшее образование – банкрот. Четвёртое – это другие новые возникающие рынки, которые способны создавать опережающие системы подготовки. И вот эти четыре кольца центральное кольцо высшего образования последовательно, со вкусом, причмокивая, поедают – отнимая у него рынки, делая то же самое, что раньше делала система высшего образования, но дешевле, эффективнее и быстрее.

Анастасия Бутрым, директор Британской высшей школы дизайна

Выпускница Оля

На прошлой неделе во всех российских школах прозвенел последний звонок. Это значит, что в данную конкретную минуту миллионы выпускников школ находятся перед конкретным выбором.

Я бы сформулировала вопрос, который мы сегодня обсуждаем, следующим образом «Так ли необходимо сегодняшним выпускникам школ поступать в университет? Или в меняющемся мире есть альтернативные пути, которые дают больше шансов выпускникам стать профессионально успешными?» Вопрос армии не хочется брать в расчёт, поэтому давайте посмотрим, какие варианты есть у выпускника женского пола, когда отзвенел последний звонок. Например, у вашей дочери. Пусть её зовут, например, Оля. Оле 18, Оля только что закончила школу. Что дальше?

Глава первая

Оля совсем не знает, с чем связать свою жизнь. Поэтому она погрузится в атмосферу свободолюбия, вольнодумствия, студенчества и романтики. В хорошем вузе Оле помогут выбрать склонности к определённым сферам деятельности и занятиям. Помогут её способностям раскрыться, а уровню культуры – повыситься. После этого Оле будет легче определиться с будущей профессией и отлично, если Оля параллельно с учёбой решит работать. С такой комбинацией она быстрее найдёт себя в профессиональном плане.

Глава вторая

Оля знает, в какой сфере хочет развиваться. Она амбициозна, но с профессией не определилась. Таких в этом возрасте большинство. Например, Олю привлекает сфера дизайна и искусства, но она пока не знает, что у неё лучше получается. Узкое профессиональное образование и прямое трудоустройство в этом смысле – лотерея. А высшее образование даёт возможность искать себя на раннем этапе через кругозор и системные знания.

Глава третья

Оля знает, в какой сфере она хочет развиваться, у неё грандиозные творческие планы, с профессией она определилась. Это редкость, но такое тоже бывает. По окончании вуза Оля, во-первых, будет иметь актуальное портфолио работ, которое станет её визитной карточкой при приёме на работу, во-вторых – получит хорошие шансы для развития карьеры, хотя среди творческих звёзд есть прежние самоучки, это правда, но они в значительном меньшинстве. В-третьих – приобретёт полезные связи с индустрией.

Глава четвёртая

Оля точно знает, кем она будет, и у неё нет амбиций – перевернуть мир дизайна. Оля увлекается определённым творчеством, и она уже решила, что для неё это, в первую очередь, ремесло. И главное для неё – удовольствие от процесса. Оле интересна узкая конкретная область, она уже определила свою нишу на рынке. Ей, я считаю, не обязательно получать высшее образование. И профессиональное образование, и краткосрочные программы самообучения, на самом деле – хороший для неё вариант. Но очень важно, чтобы у девушки был наставник – эксперт в той области, которой она занимается, который будет её направлять и давать обратную связь.

Глава пятая

Оля – своенравная девушка с характером. Её план – немедленно создать собственную компанию. Да, бывают творческие люди, которых рамки стандартного образования ограничивают и тормозят их развитие – они редкое исключение. Но если ваша дочь такая, то если она убеждает вас, что у неё есть своя бизнес-идея или иной творческий замысел, и она не может отвлекаться на учёбу – дайте ей возможность сделать паузу в процессе обучения. Если Оля уже готова себя реализовать, то совмещать стартап и процесс обучения практически невозможно. Такие компании не становятся успешными, а время уходит. Она всегда сможет потом добрать высшее образование – когда её идеи закончатся.

Эпилог

Из пяти вариантов 3 – являются более вероятными, и все они включают высшее образование, как необходимый элемент Олиного профессионального успеха. Так что, я считаю, счёт 3:2, в пользу высшего образования.

Представьте, пожалуйста, что нет в мире ни одного высшего учебного заведения в течение, например, двух лет. Представили? Вы же не думаете, что все срочно бросятся заниматься самообразованием и все востребованные вакансии заполнятся? Не всё так плохо в высшем образовании. Да, не всегда успевают. Да, бывают лишние знания. Да, случаются устаревшие методики и ресурсы. Да, кажется, что слишком долго – всё так. Но в большинстве случаев люди, которые жалеют о полученном высшем образовании, – просто ошиблись с направлением или с вузом.

Сергей Солонин, генеральный директор компании Qiwi, ассоциация «ФинТех»

Бесполезные дипломы

Эффект высшего образования на сегодня, чтобы попасть на работу в Qiwi – абсолютно нулевой. Мы вообще перестали смотреть на диплом о высшем образовании. Полностью. Для нас имеет серьёзное значение то, с какими проектами человек сталкивался, что он реально сделал руками и в чём он непосредственно участвовал.

Интересная статистика Росстата: сегодня у 43% людей с высшим образованием, работающих в формальном секторе, работа не соответствует специальности и тому высшему образованию, которое человек получил. В неформальном эта цифра ещё хуже – 24%.

Представьте, что государство тратит огромные ресурсы сейчас на все эти вузы, и только треть этого ресурса полезно потрачена. Только треть этого ресурса пошла на то, чтобы человек пошёл на работу по специальности. Я уверен, если отсюда убрать специальности с узким показателем, такие как медицина (так как после медицинского образования человек с большей вероятностью пойдёт работать в медицину), то цифры здесь будут ещё хуже. На сегодня эффективность государственных затрат и усилий людей, которые тратят огромное количество времени и лет на это образование, ещё учитывая то, что мы потом смотрим на это, и говорим, что оно нам вообще не нужно, не является критерием приёма на работу – эффективность очень грустная.

Учёба онлайн

24% людей продолжают обучаться онлайн. Мы спорим – есть или нет рынка онлайн-образования? Он уже случился, пока мы думали – запускать его или нет.

Эмоциональное отношение самих учащихся к образованию и образовательному процессу: 80% не понимают школу образования вообще. Это статистика по Соединённым Штатам. 60% ходят в школу не за знаниями.

Первый большой тренд в образовании – это онлайн. На сегодня уже 4,5 млн школьников посещают «Интернет-урок». Это программа школьного образования, которая полностью переведена в онлайн. Цифры в онлайн-образовании растут.

Я считаю, что это очень правильно – переход в онлайн-образование, потому что когда я общался с учредителем «Интернет-урока», спрашивал, почему такое огромное количество учащихся посещает эти онлайн курсы. Он говорит – на самом деле, тяга идёт не со стороны учеников, а со стороны учителей.

Такая тяга объясняется тем, что работа в онлайн дома даёт лектору возможность уделять больше времени поиску актуальной информации для ученика. Количество онлайн-курсов с каждым годом растёт всё с большей скоростью.

Школа – вуз – корпоративные курсы?

Подготовка вышедших на рынок студентов дублирует это образование и создаёт внутри него большое количество курсов, различных систем и корпоративных университетов. Компании, после выпуска человека из университета, понимают, что это не то, что нужно, поэтому выпускнику приходится проходить через стадии дополнительного образования внутри компании. Позволить себе это могут только крупные корпорации. В связи с этим выявляется ещё один слой предложения альтернативщиков – тех, кто может помочь это сделать за корпорацию. Большой и важнейшей частью этой работы являются софтскилы. Доучивать и переучивать студентов софтскилам работодателям приходится уже после приёма на работу.

Спрос на умы и души

Абитуриент в современном мире может легко узнать спрос на интересующую его специальность. Сейчас он может просто зайти на сайты по поиску работы, и найти всю информацию там. В будущем за него это будут делать роботы, анализирующие рейтинги популярных профессий. Такая технология позволяет вычислить, в том, числе, стоимость отдельного кадра на рынке после получения им образования.

То есть по сути нужно сделать формулу – сколько надо сейчас инвестировать в образование, чтобы завтра получать те или иные деньги, работая по этой профессии. То есть студент превращается в некотором смысле в стартап – на сегодня это стартап «для себя», а завтра за него смогут всё рассчитать машины, банки. И эта конструкция позволяет в онлайн сегодня понимать – что именно является спросом, и какие цифры этот спрос рождает с точки зрения зарплаты.

Быстропортящийся продукт

Для того, чтобы создать пилот IT-технологии в высшем образовательном учреждении, сегодня требуется 1,5-2 года. Дальше внедряются профессиональные и образовательные стандарты. Внутри самой IT-компании новые технологии появляются раз в половину года. В рамках ВУЗа существует бюрократизация, затормаживающая процесс. Таким образом, технологии теряют свою актуальность и становятся бессмысленными. Профессия, к тому моменту как она на уровне государства созревает и готовится, по прошествии пяти лет уже теряет свою актуальность.

Будущее как глобальный переворот системы

Акктуальные профессии часто меняются, появляются очень быстро, поэтому большая часть актуализации текущей задачи будет на машинах, на статистике сбора данных с корпораций, таких как мы. То есть мы выдаём в эфир новые вакансии и необходимости, умные машины в онлайн собирают то, что нужно сегодня рынку – альтернативные платформы, те, кто может работать очень быстро, актуализуют это в виде очень быстро собираемых курсов, на которых преподавателями, я надеюсь, будут не столько профессора в классическом смысле – те, кого самих надо обучать ещё какое-то время этим новым веяниям, — а в большей части бизнесмены, те, кто внутри профессии – дизайнеры, конструкторы – те, кто, собственно, этим занимается сейчас.

Государственная система, в этом случае, будет принимать небольшое участие. Территорий, где нужны лицензии и сертификаты, не должно быть много. Если убрать такие направления, как медицина – в которых непосредственное образование играет значительную роль, то остаются территории, для которых нормальным условием станет государственный заказ и балансирование образовательных пространств через выделение грантов и стипендий непосредственно перспективным ученикам.

«Уберизация» образования

И дальше эта система, в моём видении нового образования, должна строиться на системе рейтингов, как Uber. Эти рейтинги должно ставить не государство, а независимые агентства, которые, по сути, наняты бизнесом. То есть это бизнес-сторона, сторона заказчика должна говорить и предъявлять те критерии качеству, которые сегодня необходимы. И также сами учащиеся, то есть те, кто проходит эту систему. Такая «уберизация» образования неизбежна. И тогда, вот в такой конструкции, высшее образование, с одной стороны – не нужно. Всё образование превращается в те актуальные курсы, на которые есть сегодня спрос и, по сути, образование переворачивается.

Высшее образование в том виде, в котором оно есть сейчас – не актуально. Мы подошли к точке, когда мир сильно поменялся, мы не успеваем за этими изменениями, и попытки государством догнать перемены, делая новые стандарты ещё быстрее – бессмысленны, они не приведут ни к чему, потому что время сжимается, скорость всё время увеличивается, мы всё время будем отставать.

Михаил Казиник, скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, поэт

«Нет» высшему образованию без образования

В мире неспокойно. Очень тяжёлая ситуация – планета бурлит. Что-то происходит с человеческой нравственностью. После этого все мои уважаемые коллеги стали говорить о технологиях и о сотрудничестве технологически развитого человека с технологическими машинами. Неужели вы думаете, что успокоится мир? Неужели вы не понимаете, что цивилизация стоит перед катастрофой? Причём перед гуманитарной, а не технологической катастрофой. Человеческий мозг не успевает за управляемыми им системами. Я против высшего образования, если нет образования.

Пока каждое слово не будет наполнено значением, человечество не выкрутится. В таком случае человеку будет не до машин, не до контактов и управлений, и не до всех заработанных денег. Потому что деньги станут агрессором в условиях агрессивного разума. Я буду против высшего образования, если из школы будут выходить дети с клиповым сознанием.

Учитель географии, приходя в класс, не спрашивает у учеников – что у них было на уроке истории. Он просто рассказывает свою часть образовательного курса – совершенно оторванную от того, что будет говорить учитель истории. После этого придёт математик, выбросит и географию, и историю, и начнёт действовать на другую часть мозга. Это совершенно исключительная ситуация, и школа в таком виде не может существовать.

Золотая рыбка образовательной системы

Десять лет школы или гимназии достаточны для того, чтобы высшее образование стало качественным повышением образования в школе. Ребёнок приходит в 7-8 лет в школу, а заканчивает её в 16-17, когда он физиологически может создать семью. Практически эти 10 лет являются важнейшими годами в жизни. Что же мы им в это время дадим?

Что такое «образование» в детском саду? Дед пошёл и поймал золотую рыбку, а жадная бабка постоянно требует от неё исполнения желаний. Дети перешли в школу. Следующий уровень образования – кто такая золотая рыбка? Она из золота или это урок биологии? Почему бабка прядёт пряжу, а требует новое корыто? Следующий уровень образования – о чём эта сказка? О жадной старухе? Нет. О любви. Сказка о рыбаке и рыбке – это не сказка о жадной старухе, Пушкин даже тратить время не стал бы на разговоры об очередной жадной старухе, это не того масштаба поэт. Это сказка об абсолютной и безусловной любви старика – это и есть высшее образование.

Каждый обязан быть гуманитарием

Школа, которую я предложил, которая точечно начинает появляться в мире, – это школа, в которой география – это место, история – это время, а наука и культура – наполнение места и времени. Не существует ни оторванных друг от друга стран, не существует точки В без предварительной точки А и без движения в точку С. Поэтому моя школа – это комплексно-волновое мышление, ассоциативное мышление.

Имея счастье общаться сразу с целым рядом нобелевских лауреатов, поскольку меня пригласили стать музыкальным экспертом нобелевского концерта, я задал им бесконечный ряд вопросов. В результате чего выяснил: у всех в детстве в образовании была музыка, у всех есть чувство юмора, у всех – межпредметное мышление, и последнее – они мыслят парадоксами.

После 10 лет образования пусть каждый студент выбирает любую альтернативу повышения определённых сфер. Но на обслуживание индустриального общества должно быть 2% математиков, 3% программистов, остальные вынуждены заставить правительство объявлять комендантский час, если мы немедленно не вернём образование в русло гуманитарных систем. Каждый обязан быть гуманитарием, но никто не обязан быть программистом.

Светлана Ефремова, профессор, декан драматического отделения Университета штата Калифорния (Фуллертон), актриса сериала «Карточный домик»

Новые студенты

Меняется киноиндустрия, меняются технологии, появляются ЗD, то есть люди не просто снимают телевизионные программы – они берут камеру и создают веб-сериалы на компьютере. Серию сериала «В Филадельфии всегда солнце» делали два человека с камерой. Голливуд меняется, и нам, в нашем театральном вузе, постоянно нужно показывать студентам, как всё меняется. Например, если вы проходите кастинг, чтобы сниматься в кино – сейчас даже не нужно самому приезжать на собеседование, сейчас нужно просто прислать ссылку на работы, в которых вы играете. Поэтому студентам нужно по-новому писать резюме, по-новому проходить кастинги.

В нашем отделении 37 преподавателей. Большинство из них – это люди, которые когда-то закончили университеты и 30 лет преподают одно и то же, как научились. И это неправильно. Отсюда появляется догматизм. С тех пор изменилось всё, даже понимание правды изменилось. Новое поколение студентов – это просто не те люди, что были прежде. Они уже не разговаривают:они пишут в соцсетях, они не умеют выражать эмоции – они их выражают только в тексте. Всё меняется – их уязвимость, их чувствительность и их способы самовыражения. Преподаватели должны это понимать и учитывать. Иногда я прихожу в университет и говорю: «Вчера я вас учила так, но всё изменилось, извините, сейчас нужно делать по-другому».

Учиться, учиться и ещё раз учиться

В любой индустрии должна быть фундаментальная основа, её нужно преподавать – это очень важно. Недостаточно просто учиться каким-то практическим навыкам. Чтобы всю жизнь работать в той или иной профессии и стать профессионалом, нужно всерьёз учиться основам. Кроме этого, нужно учиться тому, что происходит в мире сегодня. Я знаю огромное количество именитых звёзд: Мишель Пфайффер, Харрсион Форд – они постоянно учатся. Казалось бы, они мировые звёзды – что им ещё нужно? Но они продолжают учиться. И они считают, что это необходимо – постоянно совершенствоваться, чтобы научиться всем новым техникам и технологиям. И это правильно. Современные студенты должны привыкнуть к тому, что им нужно будет учиться всю жизнь, чтобы быть лучшим представителем своей профессии.

Анна Сазонова / ИА «Диалог»

За событиями ПМЭФ-2017 следите в нашем спецразделе

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!