92.5$ 98.9€
3.63 °С
Новости Все новости

«…и даже не заметим, как проспали такой классный и странный город»: письмо из Санкт-Петербурга

17 марта 2017 | 11:00| Блоги

Ольга Полякова — петербургская общественная активистка, путешественница и блогерша. На различных площадках (как реальных, так и виртуальных) она постоянно делится опытом с другими: как организовать благотворительный фестиваль, ресторанный день, образовательный пикник, полгода колесить по миру или устроить конференцию из собственного дня рождения. С согласия Ольги мы публикуем один из самых «петербургских» её текстов — о том, как живёт (и живёт ли) наш город.

Письмо из Санкт-Петербурга

Город спит — просыпается мафия. Разъезжая вдоль каналов, сквозь разноцветные парки, между арок и особняков, я думала о романтичном «письме из Санкт-Петербурга» по подобию письма из Непала или письма из Берлина. На английском языке. Я бы расписала про парадоксы и контрасты, про историю, в которую не погружают автобусы китайцев, про красоту на костях, про болотистость природы и души, но их же свежесть от ветра и дождей. Но взглянув критичней, да наговорившись с художником Мэйком за 10 дней, я поняла, что «город спит» — это вообще всё, что можно сказать.

Очень медленные перемены. В 2012 я пересела на велосипед. Тогда мне, в платье и с обувью на каблкуах, а не в спортивном костюме в след улюлюкали, коллеги не оставляли дня без вопросов, а поймать распахнутую водителем дверь и опомниться лёжа на асфальте не составляло труда. Сейчас велосипед в городской рекламе, велопарковки повсюду, охранники в торговых центрах определили для себя категорию «сумасшедших тёлок с велосипедами» и сдерживаются, а водители смотрят, когда открывают дверь. Но каждая поездка в городе, каждый день, осталась борьбой. Постоянно сигналят, в узкие щели между машиной и тротуаром надо протискиваться пешком, а если при этом что-то задеть сумкой или резиновой ручкой — начинается крик. Парковка — какой была, такой и осталась, везде и как попало. Велосипедизация за годы показала и запрос, и то, что в северном городе это — возможно, но «город спит».

Очень много разговоров. Тут так приятно поговорить, об изменениях в том числе. Я сама устраиваю ужины, люблю, когда дома гости, а ещё организую целый проект с лекциями. Отличные и дешёвые бары и кафе. Приятные лица. Все читают, в курсе новых фильмов, путешествуют. Ох, иностранцы же ещё и всякие интересные гости съезжаются. Презентации, показы, форумы. Конференции, пикники, фестивали. Часто — с фуршетами, ну как не прийти поговорить? Меня всё это захлестнуло в 2013, когда мы провернули «Ресторанный день» — и понеслось: расскажите там, расскажите сям. Проанализировала пару форумов и конференций в динамике одного года и поняла, что всё об одном и том же, ничего не меняется в этих разговорах. Есть такое сообщество от ВЭФ — Global Shapers, хабы лидеров перемен по всему миру. Так вот в Петербурге они регулярно встречались и в итоге самой боевой частью команды перебрались в Москву, делать «Учитель для России» по опыту такого же давнего проекта в США. Город разговаривает, причём во сне — значит, спит глубоко.

Всем нормально, и даже немного лучше. Тут красивые здания и закаты. Не слишком дорого и вполне нормально быть почти без денег — слово «вписка» тут говорят в пять раз чаще, чем в любом городе России. Есть, куда пойти. Есть работа. Что же ещё нужно? Причём баров и культурных событий ровно столько, чтобы занять всё время. Самая низкая явка на выборы — да всех всё устраивает, все привыкли, нет какого-то внезапного кризиса, голода или холеры. Город спит в тёплой и мягкой постели.

Очень маленькая зона ответственности. Здесь культ малых шагов и вообще умеренности. Тысяча школ начинающих гражданских журналистов, социальных предпринимателей, художников. Ты сделал с друзьями фестиваль или одну смешную акцию — всё, газеты публикуют, девушки в тиндере активируются, конференции зовут. Я не говорю, что это плохо, но мне показалось, мы чересчур любуемся собой. Ну и да, у всех же дети, работа, интересные события на каждый день, или инстаграм-блог популярный. А если ты чем-то своим занимаешься, то занят по уши и глубже. Город спит и видит сны о лучшем послезавтра.

Что бы случилось, если бы город не спал? На народном сходе по поводу пакета Яровой были бы не жалкие 150 человек, а солидное количество справедливо рассерженных людей. Это и есть ответственность, это и есть хоть какое-то проявление своего мнения, своего голоса. Стройка ЗСД переносилась бы и обсуждалась — да эту дорогу просто проложили над домами, а мы и не заметили, а теперь ворчим по поводу видов и мошкары, пропадающих парков и потерянных пляжей. Международные форумы, Чемпионат мира или хотя бы Алые паруса мы бы не ждали, потрясываясь от страха за свои дворы, чердаки, за перекрытый в неожиданных местах центр, не говоря о постройках одноразового метро. Пока мы спим, полицейские будут и дальше издеваться над мигрантами, мужчины — лапать девушек в общественном транспорте, ну или просто спиваться, машины — загрязнять воздух, пока мы просто не задохнёмся, а туроператоры — привозить пачки людей и разбрасывать их по Невскому и собирая обратно с рек-и-каналов. Активисты тут, бывает, между собой устраивают соревнования или «срачи», как будто их активности некуда распространиться.

Кирпичи сотрутся до песка ветром, а фундаменты домов — подточатся болотной вязью. Мы будем обниматься и радоваться на очередном фестивале чего-нибудь, поедая бургер модного в этом году цвета и рассказывая про свои одиночные проекты, выступления на каком-нибудь форуме и спор с чиновником, получая невидимые медальки за каждого «вовлечённого» дедушку или гопника. Развесим гирлянды, повеселимся без копейки денег и даже не заметим, как проспали такой классный и странный город — мне кажется, или мы так уже провели каждые выходные сентября?

Орфография и пунктуация автора сохранены

Читать блог Ольги

Больше блогов — здесь.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!