Крушение самолёта Минобороны: что известно на данный момент
25 декабря 2016 | 16:58Пассажирский самолёт Ту-154, принадлежавший министерству обороны, разбился у черноморского побережья России утром 25 декабря. Обломки были найдены в полутора километрах от побережья в районе Сочи на глубине 50-70 метров. На борту находились 93 человека — 85 пассажиров и 8 членов экипажа. Такова, если говорить сухими словами, суть трагедии, развернувшейся в воскресенье на юге страны.
В районе Сочи по-прежнему идёт операция, которая пока называется поисково-спасательной – хотя спасать, к сожалению, уже скорее всего некого. Первое тело погибшего нашли ещё утром – в 6 километрах от берега. Спасатели и военные извлекают из воды обломки и трупы, а всего в операции задействованы более трёх тысяч человек. Руководит операцией лично министр обороны Сергей Шойгу, благо у него есть огромный опыт работы в качестве главы МЧС.
«В настоящее время в акватории Черного моря в месте массового скопления обломков самолета работают суда Южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам, авиация чрезвычайного ведомства, а также силы и средства функциональных и территориальных подсистем РСЧС. В готовности находятся водолазы ЮРПСО МЧС России, которые имеют допуск к работам на глубинах от 20 до 90 метров. Для проведения подводных работ в район крушения планируется доставить глубоководный аппарат «Фалькон». Ориентировочная глубина в данном районе от 80 до 110 метров», — сообщает МЧС. Самолет Ил-76 МЧС России со спасателями и водолазами отряда «Центроспас» и центра «Лидер» (а также упомянутым подводным аппаратом) уже вылетел в Сочи.
Разбившийся самолёт направлялся в Сирию – точнее, на авиабазу Хмеймим под Латакией, где артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова должны были поздравлять российских военных с новым годом. Большая часть погибших – как раз артисты. Сайт ансамбля перестал работать, а на страничке коллектива в соцсети «Вконтакте» люди из разных регионов России и других стран – Украины, Казахстана, Белоруссии – публикуют сотни соболезнований семьям погибших.
Вышло так, что под Сочи погибли все участники хора Ансамбля песни и пляски имени А. В. Александрова, кроме троих солистов. Об этом ТАСС рассказал ведущий солист Ансамбля имени Александрова Вадим Ананьев. Погиб и руководитель ансамбля Валерий Халилов.
«У меня родился ребёнок, теперь в семье трое маленьких детей. Я подошел к руководителю ансамбля и попросил остаться. Кроме того, завтра должно было быть выступление, поэтому решили оставить меня и ещё [двух] солистов – Валерия Гавва и Бориса Дьякова. А остальные из хора все полетели», — сказал Ананьев – уточнив, что из оркестра должны были лететь только игравшие на баяне и балалайке.
Заявления со словами сочувствия и поддержки поступают из всех уголков мира, порой – от непримиримых врагов. Так, среди тех, кто в числе первых направил российскому президенту телеграммы со словами соболезнования, были президенты Турции и Сирии – Реджеп Тайип Эрдоган и Башар Асад.
«К большому сожалению, мы получили известие о крушении российского самолета Ту-154, на борту которого находились наши друзья, которые собирались поделиться с нами и с народом Алеппо радостью победы и праздников», — говорится в телеграмме президента Сирии его российскому коллеге.
Тем временем, министерство обороны уже опубликовало на сайте список погибших при крушении. В нём 93 имени: 8 членов экипажа, 8 военнослужащих, двое федеральных гражданских служащих — в том числе глава департамента культуры МО Антон Губанков, ещё недавно — председатель комитета по культуре Петербурга — 9 представителей СМИ (три съёмочные бригады – телеканалов НТВ, «Звезда» и Первого), 65 членов ФБГУ «Ансамбль имени Александрова». И Елизавета Глинка – знаменитая «Доктор Лиза», известный врач, исполнительный директор фонда «Справедливая помощь». Это не первый её визит в Сирию с тех пор, как началась российская военная операция в этой стране. Её гибель уже подтверждена, хотя поначалу была надежда, что она не села на злополучный самолёт. Кстати, она везла в Сирию большой гуманитарный груз.
Сразу был поднят вопрос о том, почему это произошло. Версию теракта эксперты отметали сразу – на самолёт министерства обороны посторонний человек или груз попасть просто не мог, если бы такое случилось – это само по себе было бы ЧП. Соответственно, две оставшиеся основные гипотезы связаны с ошибкой экипажа или технической неисправностью. В пользу последней говорит то, что разбившемуся борту было ни много ни мало 33 года: машина была построена в 1983 году на самарском авиастроительном заводе. При этом в 2014 году она проходила капитальный ремонт, а в сентябре 2016-го – плановое обслуживание.
«Самолёт Ту-154 номер 85572 был выпущен 29 марта 1983 года на Куйбышевском авиазаводе (сейчас авиазавод «Авиакор»). Последний, третий по счету, капремонт борт проходил на «Авиакоре» по контракту с ПАО «ОАК» в декабре 2014 года. С момента выполнения данного капремонта заявок от эксплуатанта на плановое периодическое техническое обслуживание (ПТО) самолета и продление ресурсов на «Авиакор» не поступало. Соответственно, ПТО данного борта «Авиакор» не осуществлял», — сообщили ТАСС в пресс-службе «Авиакора».
Как бы то ни было, президент Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву сформировать государственную комиссию по расследованию крушения Ту-154 – она должна дать ответ на этот вопрос. Понедельник, 26 декабря, объявлен в России днём общенационального траура. Телеканалы изменили сетку вещания, убрав из неё развлекательные программы, а президент Владимир Путин сразу отменил своё участие в световом шоу на Дворцовой площади в Петербурге. Собственно, как стало известно позднее, само шоу 26 декабря тоже не состоится – его перенесли на следующий день.
«Прежде всего, хочу выразить самые искренние соболезнования семьям наших граждан, погибших в результате авиационной катастрофы над Чёрным морем сегодня утром. Правительству поручено сформировать комиссию, которую возглавит Министр транспорта. Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано всё для того, чтобы оказать поддержку семьям погибших», — заявил Путин.
«Я уже выразил соболезнования от казахстанского народа, от себя лично в связи с этой большой трагедией, где погибли молодые люди. Результат ещё не известен, но, конечно, это ужасно. Я ещё раз – Владимиру Владимировичу уже сказал – хочу выразить родным и близким погибших свои соболезнования от Казахстана, от себя лично. Думаю, что созданная комиссия разберётся, мы будем знать результаты. Но людей не вернёшь. Мы – вместе с Россией, с российским народом. Говорим всем: руководству России, близким, родственникам, – что мы вместе с вами в этой трагедии. Мы приехали, чтобы провести завтра встречу по Евразийскому экономическому союзу, и вот такое случилось…» — добавил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который встречался 25 декабря с Путиным.
Теперь наступает время неприятных, но необходимых дел, которые сопровождают всякую подобную трагедию. Так, страховая компания «СОГАЗ» уже объявила, что семьи военнослужащих Минобороны РФ и других пассажиров, находившихся на борту потерпевшего крушение Ту-154, смогут получить компенсации в этом предприятии.
«В СОГАЗе застрахована ответственность Минобороны РФ за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушных судов. Выплаты по страхованию гражданской ответственности Минобороны РФ будут производиться в соответствии с действующим законодательством. Размер компенсаций семье каждого погибшего военнослужащего составит в общей сложности более 5,8 миллиона рублей, из которых 2 млн 337 тысяч рублей – страховая выплата и 3 млн 506 тысяч рублей – единовременное пособие. Страховая компания готова произвести выплаты в кратчайшие сроки», — говорится в заявлении «СОГАЗ».
Илья Снопченко / ИА «Диалог»