102.6$ 107.4€
-0.53 °С
Новости Все новости

Денис Мантуров: «Мы не вдохновляемся идеей закрытия внутреннего рынка»

08 ноября 2016 | 21:55

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров на днях выступил перед студентами и преподавателями Политехнического университета. Он рассказал об истории отечественной промышленности – и о том, как эта отрасль экономики, многие годы остававшаяся не в фаворе у государства (да и общества), должна будет развиваться дальше. Корреспондент «Диалога» слушал рассказ главы министерства, занимающегося самой близкой для него сферой экономики, и делал выводы о том, какой будет российская промышленность в ближайшие годы.

Корреспондент «Диалога» слушал рассказ главы министерства, занимающегося самой близкой для него сферой экономики, и делал выводы о том, какой будет российская промышленность в ближайшие годы.

«Зарубежные технологии и капитал играли важную роль в становлении промышленности»

Министр напомнил, что одним из широко распространённых инструментов восстановления промышленности в 20-е годы были концессии. Позже, в 30-е годы, предприятия были фактически экспроприированы у иностранных собственников, а зарубежные компании стали привлекаться на другом основании: для «технической помощи», то есть строительства заводов «под ключ» по собственным технологиям. Теперь же, заверил Мантуров, никто отбирать предприятия у западных компаний не будет – и вообще, по его словам, ставка делается всё-таки на интеграцию в мировые технологические цепочки, а не на автаркию.

«Оглядываясь на историю, можно увидеть, что зарубежные технологии, капитал и организационные подходы играли значимую роль в становлении отечественной промышленности. Освоение западных разработок в большинстве отраслей хозяйства не прекращалось в течение всего предыдущего века. И сегодня мы не вдохновляемся идеей закрытия внутреннего рынка – что в итоге могло бы привести к потере качества и конкурентоспособности. Перед нами стоят другие задачи: нарастить собственную кадровую, технологическую, производственную базу, занять достойное место на рынках, которые ещё только складываются в мире. Сделать это можно, лишь следуя реалистическим подходам в промышленной политике, основанным на эффективности и целесообразности», — заявил Мантуров.

Тем не менее, указал Мантуров, даже опираясь исключительно на собственные силы, СССР удалось восстановить разрушенное врагом в годы Великой Отечественной войны, а затем осуществить два крупнейших научно-промышленных проекта: атомный и космический. Появились принципиально новые отрасли машиностроения. Тем не менее, происходило это за счёт относительного невнимания к сферам промышленности, не имевшим прямого оборонного или инфраструктурного значения. Повторить этот опыт в условиях рыночной экономики, вероятно, будет невозможно.

«В 1954 году [в Обнинске] заработала первая в мире атомная электростанция. Всего за 10 лет было построено около 6000 новых предприятий. [При этом] в критическом состоянии находилась лёгкая промышленность – сказывалось хроническое недофинансирование этой отрасли. И этот факт имел серьёзный социальный аспект – широкие слои населения не имели доступа к бытовой технике повседневного пользования. Также недостаточно внимания получала химическая отрасль, значение которой в то время росло во всём мире. В последующие десятилетия предпринимались попытки преодоления диспропорций – и в 60-е годы была сделана ставка на увеличение производства товаров народного потребления. Вы наверняка видели кинокартины того времени – и художественные, и документальные – и самым ярким в этом отношении является фильм «Бриллиантовая рука», где показаны все новинки нашей лёгкой промышленности в магазинах», — заметил Мантуров.

Однако, по его словам, темпы развития экономики в СССР уже тогда начали отставать от общемировых, а воспользоваться сырьевым кризисом середины 70-х годов для быстрого технического перевооружения в полной мере не удалось – в том числе из-за понижения эффективности производства. Последствия «перестройки» добили промышленность страны: внутренний рынок наводнился импортом, а собственное производство стало нерентабельным. Отрасли, изготавливающие машины и оборудование, получили удар, от которого так и не оправились.

«Отраслевая стратегия – это продукт государственно-частного партнёрства»

Промышленная политика была реабилитирована – да и то весьма условно – только в начале нового тысячелетия. Тогда были разработаны и утверждены 15 стратегий развития приоритетных отраслей.

«По сути, отраслевая стратегия – это продукт государственно-частного партнёрства, построенный на трёх основных принципах: выработке общих для государства и бизнеса целей, разделении рисков и объединении усилий и ресурсов. Ключевой особенностью стратегии является её нацеленность на решение проблем – в том числе структурных – сложившихся в отдельных отраслях промышленности. Появились инструменты долгосрочного развития – федеральные целевые программы, инновационные проекты государственного значения, и субсидии, направленные на стимулирование технического перевооружения. Правительство России начало вырабатывать новые, уникальные для страны инструменты поддержки промышленности», — пояснил министр.

В 2010 году началась работа по формированию офсетного законодательства (офсетное соглашение – вид компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортёра – ИА «Диалог»). За счёт совершенствования механизмов управления госзаказом удалось обеспечить поэтапную локализацию выпуска медицинской продукции. В результате за 2008-2011 годы удалось инвестировать в развитие промышленности более 3 трлн рублей, а также увеличить производительность труда на 16 процентов и обновить более трети производственных мощностей в автомобилестроении и трубной промышленности.

Открытость и… импортозамещение

Одним из важных элементов развития промышленности Мантуров назвал также создание объединённых корпораций – авиастроительной (ОАК), судостроительной (ОСК) и других. Это позволило консолидировать ресурсы и технологии, разработать внятные программы развития отраслей. Поэтому, несмотря на стремление к сотрудничеству с мировыми компаниями, министерство промышленной политики и торговли не намерено пускать на самотёк процессы в отечественной индустрии.

«Значимая работа была проведена в рамках отраслевых планов импортозамещения – удаётся сокращать зависимость по стратегически важным технологиям и комплектующим. Важным результатом развития промышленной политики явилось принятие в 2014 году соответствующего закона, предусматривающего принципиально новый набор мер для обеспечения роста в этой сфере – на современной технологической основе. Один из таких инструментов – специальный инвестиционный контракт, который задаёт понятные правила игры для инвесторов, и фиксирует действующие условия на срок до 10 лет», — отметил Мантуров.

При этом одним из больных вопросов для российской промышленности остаётся станкостроение и производство технологического оборудования.

Николай Паничев: «Задача станкостроителей – бороться до конца… и побеждать, как петербуржцы»

«За последние три года – благодаря реализации системных отраслевых решений – была разработана широкая гамма новых станков: шлифовальных, токарных, фрезерных… В первую очередь мы делали акцент на создании обрабатывающих центров. За последние два года рост в станкостроении составляет от 10 до 15 процентов в год – за счёт своевременных вложений государства в разработку новых моделей и того, что мы закрыли-таки наш внутренний рынок при помощи разных нормативных актов, запрещающих закупать иностранное оборудование при государственных инвестициях на оборонные предприятия. Инвесторы это видят – и вкладываются в наше станкостроение», — пояснил он.

Стратегия развития промышленности на срок до 2035 года базируется на поддержке системообразующих элементов экономики – агропрома, транспорта, связи, энергетики – и связанных с ними высокотехнологичных отраслей. Поле деятельности здесь просматривается огромное: поскольку мир всегда будет нуждаться в еде, сельское хозяйство может стать для России новым «золотым дном», сменив добычу энергоносителей, а развитие транспортно-логистической сфера напрашивается само собой в свете географического положения нашей страны. Каждая из этих отраслей тянет за собой соответствующие научные и промышленные потребности, которые российская промышленность может удовлетворить: в случае сельского хозяйства, например, это агрохимия, машиностроение, переработка пищевой продукции.

«В основе того, что мы пытаемся реализовать в рамках этой стратегии — естественно, экономика. Второй же аспект промышленности — это национальная безопасность; в рамках этого аспекта мы должны опираться только на собственные силы — впрочем, нам никто не даёт (и никогда не давал) технологии, связанные с этой сферой. Даже станки для этих отраслей мы закупаем разными интересными способами. Так что эти задачи мы стараемся решать сами. А вот задачи, завязанные на максимальный экономический эффект, можно и нужно решать в сотрудничестве», — пояснил Мантуров.

По его словам, нынешняя ситуация во многом похожа на ту, что существовала во времена СССР — включая санкции и международное давление. Однако возвращаться к советским методам хозяйствования (в том числе — в отношении иностранных инвесторов) никто не будет, заверил он.

Записал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!