В навигацию 2016 года Петербург посетили 457 тысяч пассажиров круизных судов
18 октября 2016 | 15:17В период навигации 2016 года, которая открылась 5 мая и завершилась 11 октября, пассажирский порт Санкт-Петербург принял 209 круизных судов, на борту которых в город прибыло 457 тысяч пассажиров. Это меньше, чем в прошлые годы, однако чиновники профильных ведомств не только советуют не пугаться сокращения пассажиропотока, но и уверенно заявляют о его увеличении в следующем году.
«По итогам этой навигации пассажиропоток сократился на 5 процентов по сравнению с прошлым сезоном, но основные финансовые показатели предприятия выросли. В 2016 году ожидается рост выручки на 64 миллиона рублей, чистой прибыли – на 40 миллионов рублей (или на 58 процентов по сравнению с показателями 2015 года). Основной причиной снижения пассажиропотока по сравнению с 2015 годом является сформировавшаяся на мировом круизном рынке – включая область Балтийского моря – тенденция к цикличности изменения спроса на круизы в регионах, определяемых политикой круизных линий. Каждые 3-4 года возникает существенный рост пассажиропотока, вызванный активной рекламной кампанией в определённом регионе – и связанной с этим ротацией флота. Затем следует коррекция: например, в соответствии со статистикой по пассажирскому порту в 2013 году наблюдалось увеличение пассажиропотока на 17 процентов – с дальнейшим падением на 5 процентов», — рассказал журналистам во вторник коммерческий директор АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» Алексей Панфилов.
При этом в пассажирском порту Санкт-Петербург – как и в других гаванях Балтийского моря – сохраняется общая положительная тенденция, со средним ростом потока на 8 процентов в год. В 2017 году, по словам Панфилова, пассажиропоток в Петербурге должен вырасти на 19 процентов – до 543 тысяч пассажиров.
«Об этом можно говорить с уверенностью, потому что глубина планирования в круизном бизнесе составляет два года – и наше расписание уже составлено на основании поданных предварительных заявок. В 2017 году ожидается 250 судозаходов – это на 5 меньше максимума, который наблюдался в 2013 году. При этом пассажиропоток только увеличился – в первую очередь из-за увеличения размеров и вместимости круизных судов. Это общемировая тенденция, направленная на оптимизацию эксплуатационных расходов и повышение рентабельности. Всего же за 7 лет деятельности пассажирского порта Санкт-Петербург круизные суда заходили в него 1862 раза; они перевезли более 3,5 миллиона человек. Больше всего было граждан Германии (26 процентов), США (17 процентов) и Великобритании (11 процентов)», — отметил Панфилов.
Он добавил, что в нынешнем году трижды была обеспечена полная загрузка причалов пассажирского порта, когда у причалов находилось одновременно семь круизных судов. Председатель комитета по туризму Андрей Мушкарёв уточнил, что это не всегда положительное явление – в таком случае может понадобиться отказать в заходе круизной компании (и это наверняка на какое-то время отобьёт у неё охоту снова работать с Петербургом).
«В 2016 году, по мнению основного профессионального издания круизной индустрии Cruise Critics, порт Санкт-Петербург был признан лучшим круизным направлением года. Трагедии в некотором снижении пассажиропотока нет, так как это связано с международным финансовым кризисом, с платёжеспособностью клиентуры. Традиционно круизы по Балтике – одни из самых дорогих; для нас это важно, потому что к нам, таким образом, приезжают самые богатые туристы, которые оставляют в городе значительное количество денег», — заявил Мушкарёв.
Он напомнил, что в Петербурге есть и другие терминалы, куда прибывают круизные суда: например, к причалам на Английской набережной за год прибыло около 60 судов, которые перевезли 26 тысяч человек. В основном там швартуются относительно небольшие теплоходы, в первую очередь – класса «люкс», поэтому «Морской фасад» в любом случае остаётся основным городским терминалом. При этом, по словам руководителя ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александры Бахмутской, на пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад» по-прежнему приходится 80 процентов заходов круизных судов и 95 процентов пассажиропотока.
«Нельзя не отметить, что пассажирская навигация в целом – в отличие от круизной – не заканчивается в Петербурге никогда. Паромные перевозки продолжаются, и за год паромы перевозят количество пассажиров, сравнимое со всеми показателями круизного сообщения. Мы будем привлекать сюда и других паромных операторов – это одна из точек роста, которые позволят обеспечить круглогодичную загрузку порта», — отметил Мушкарёв.
По итогам 9 месяцев 2016 года на Морском вокзале было зафиксировано 169 судозаходов, перевезено 287,6 тысяч пассажиров. При этом и пункт пропуска, и само здание в настоящее время требуют реконструкции для увеличения пропускной способности.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»