В петербургских троллейбусах внедряют новые системы оплаты проезда и контроля пассажиропотока
15 сентября 2016 | 18:32На троллейбусном маршруте № 47 (cтанция метро "Купчино" – Малая Балканская улица) появились машины, оснащённые инновационным компьютерным комплексом, который позволяет контролировать оплату проезда пассажирами. Таким образом, в этих троллейбусах не нужны кондукторы – только порой летучие контролёры.
На троллейбусном маршруте № 47 (cтанция метро «Купчино» – Малая Балканская улица) появились машины, оснащённые инновационным компьютерным комплексом, который позволяет контролировать оплату проезда пассажирами. Таким образом, в этих троллейбусах не нужны кондукторы – только, порой, летучие контролёры.
«Система состоит из валидаторов, принимающих все типы оплаты за проезд – при помощи смарт-карты разных видов, банковских карт, а также QR-кодов – а также аппарата по продаже билетов. Всё это сведено в единый комплекс, и над каждой дверью стоят оптические датчики для подсчёта пассажиров. Что мы получаем в итоге? В режиме реального времени мы фиксируем, сколько пассажиров на остановке зашло, и сколько из них оплатили проезд – разными путями, которые я перечислил. В случае неоплаты выводится – автоматически, без вмешательства водителя – голосовое сообщение о необходимости купить билет », — рассказал Андрей Сорокин, начальник отдела бортового оборудования службы компьютерных технологий ГУП «Горэлектротранс».
По его словам, пока такой системой оснащены два троллейбуса, а параллельно проводится стендовая система обкатки системы оплаты проезда при помощи QR-кодов – её предполагается запустить через пару недель. Считыватель для этих кодов – которые, напомним, представляют собой фактически двухмерный штрих-код – находится на днище каждого большого зелёного стационарного валидатора, закреплённого на поручнях.
«Электронный билет можно будет получить двумя путями. Нужно просканировать камерой смартфона изображение этого кода на борту транспортного средства – тогда пассажир получит на телефон подтверждающее сообщение и цветную полоску, которую и нужно «показать» валидатору — или же пользователь сможет, зайдя на электронный портал, вручную указать номер маршрута и тип транспортного средства, а также способ оплаты», — рассказал Сорокин. Деньги списываются со счёта мобильного оператора; для этого необходимо будет установить на устройство связи специальное приложение.
Компьютерная система, которая объединяет воедино все информационные функции, необходимые троллейбусу – навигацию, информирование, контроль оплаты проезда, связь с диспетчером – создана московским предприятием «Штрих-М» (оно в первую очередь известно как производитель кассовых аппаратов). Кстати, комплектующие – отечественного производства. Компьютер работает на операционной системе Windows CE.
«Это комплексное решение, которое позволяет минимизировать затраты. Все бортовые системы объединены в одном центре – это перспективнее, чем оснащать троллейбус массой разрозненных устройств. С такой системой можно будет даже построить зональные маршруты – как в Сингапуре. Надеемся, она понравится петербуржцам», — добавила заместитель генерального директора компании «Штрих-М» Валентина Усачёва. В некоторых городах, пояснила она, такие системы уже работают: компания впервые внедрила безналичную оплату проезда десять лет назад в Коломне, а комплексное решение (подобное тому, что сейчас обкатывается в Петербурге) дебютировало семь лет назад в Липецке. Затем система заработала на автобусах и троллейбусах Вологде, потом – в Нижневартовске, а теперь 38 городов Московской области обзаводятся подобными валидаторами.
Всё это позволит, отметил Сорокин, максимально разнообразить возможные способы оплаты проезда в электрическом транспорте. Кроме того, происходит автоматизация контроля над оплатой проезда – ведь компьютер может передать информацию о наличии на борту троллейбуса «зайцев» в диспетчерскую, и на линию выйдут контролёры. Таким образом, предприятие будет постепенно уходить от использования кондукторов – вернее, они превратятся в ревизоров, но их останется в несколько раз меньше.
Илья Снопченко / ИА «Диалог»