102.6$ 107.4€
0.59 °С
Новости Все новости

Коэнрад ван Ларе: Комбинация двух видов томографии — находка и для врачей, и для пациентов

03 июля 2016 | 16:25

Участникам III съезда национального общества нейрорадиологов, который состоялся в Петербурге 1-2 июля, был представлен доклад об инновационной медицинской разработке – диагностической установке, сочетающей в себе комплексы магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ и МРТ). О том, зачем нужна новая система и каковы её преимущества, «Диалогу» рассказал профессор Коэн ван Ларе, эксперт в области лучевой диагностики из Бельгии.

В нынешнем году первый такой прибор появится в России – в Москве: технология лишь недавно зарегистрирована в нашей стране. Зачем нужна новая система и каковы её преимущества, «Диалогу» рассказал профессор Коэнрад ван Ларе, эксперт в области лучевой диагностики, заведующий отделением ядерной медицины Университетской больницы Лёвена (Бельгия). Он представил доклад об использовании комплекса ПЭТ/МРТ для изучения нейродегенеративного процесса.

— В чём преимущество новой технологии помимо механического сочетания двух подходов?

— Во-первых, в том, что используемая здесь система позитронно-эмиссионной томографии – лучшая в мире: изображения получаются очень чёткими, с прекрасным разрешением. У неё ещё и отличная чувствительность – это означает, что можно облучать пациента очень небольшими дозами радиации, и получать при этом изображения, которые лучше любых из тех, что нам удавалось делать раньше. МРТ-подсистема тоже новая, поэтому мы имеем все её преимущества, и таким образом, в новом аппарате сочетаются две прекрасные системы. Кроме того, простое объединение двух методов обследования сразу означает, что больному придётся приходить – и терпеть процедуру – один раз вместо двух или трёх, которые нужны для отдельных исследований. В случаях с клиническими пациентами мы справляемся теперь за полчаса – вместо часа или полутора (это минимум), как раньше, когда нужно было отдельно проводить исследования. Так что это быстрее и удобнее для больных.

— В каких областях можно применять новую технологию?

— Для исследования неврологических расстройств, деменции, двигательных расстройств, мозговых опухолей, последствий травм мозга – так что это может быть важно и для тех, кто пережил несчастные случаи. Кроме того, система может быть полезна в психиатрии – для обследования пациентов с депрессией или болезненной зависимостью. Но это лишь часть общей картины: технология имеет обширное поле для применения в онкологии, причём в случаях, когда речь идёт о любых видах рака: и головного отдела, и простаты, и молочных желез. Ничего, что мешало бы использовать её для исследования всего организма – а не только мозга – нет. На самом деле, если считать по числу пациентов, то эту методику как раз больше используют не в неврологии.

— А насколько эта технология уже распространена в мире?

— Всего в мире к концу года будет примерно 160 комбинированных ПЭТ/МРТ камер, но большая их часть – это всё же сочетание более старых систем. Думаю, что самых современных агрегатов к концу года в мире будет 40 штук.

— С какими проблемами сталкивается медицина при внедрении этой технологии?

— Первая – это сложность в приготовлениях, потому что используются две совершенно разных среды: одна – для МРТ, где нужна магнитная изоляция, вторая – для ПЭТ, где применяется радиация. Приходится обустраивать новые помещения для этих установок, даже строить новые здания. Это одно важное соображение, а второе – в том, что требуется по-новому обучать персонал, который будет на этих агрегатах работать. Во многих странах – в том числе и в Бельгии – специалисты по позитронно-эмиссионной томографии только ей и занимаются, они ничего не знают об МРТ. И наоборот, соответственно. Поэтому нужна специальная переподготовка – и для техников, которые непосредственно получают сканы, и для врачей-диагностов. И это вторая серьёзная задача.

— Считаете ли вы, что новая технология – это новое слово в диагностике, которое позволит полностью раскрыть потенциал обоих методов исследования?

— Мне кажется, что главная её «фишка» — в возможности всесторонне изучать те процессы в человеческом организме, которые происходят лишь однажды. Если, например, человек что-то узнаёт и запоминает – например, в процессе выполнения задачи на запоминание – то нельзя вернуться к этому через три часа и снова изучить происходящее в его мозге: всё, он уже это запомнил. Вот где эта технология особенно полезна.

Беседовал Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!