Через тернии – к «звёздам»: чем обернется классификация гостиниц?
25 марта 2016 | 13:40Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года коснулась и владельцев гостиничного бизнеса. До 1 июля этого года им необходимо пройти классификацию: официально утвердить свою «звёздность». Однако петербургские отельеры откладывают эту процедуру «в долгий ящик», несмотря на увещевания городской администрации. «Диалог» выяснил, почему классификация нужна гостиничному бизнесу, и чем она мешает ему.
Процедура обязательной классификации отелей к Чемпионату мира по футболу стартовала 1 февраля 2015 года. Её необходимость продиктована статьёй 36 Федерального закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года…», согласно которой в регионах, где пройдут соревнования, предоставлять гостиничные услуги можно будет только при наличии свидетельства о присвоении отелю категории — то есть «звёзд».
Обусловлено требование многими факторами: удобством размещения участников и гостей чемпионата, повышением статуса гостиничного бизнеса, наконец, банальным уважением к клиентам, которые должны знать, сможет ли отель оправдать их ожидания. Отельеры со всем вышеперечисленным согласились и обязались подтвердить свою «звёздность» к началу 2016 года. Однако, по данным петербургского комитета по туризму, на 1 марта этого года, то есть спустя год после начала, классификацию прошли только 110 отелей из официально зарегистрированных 533. К концу месяца эта цифра не сильно увеличилась: до 130. С учётом того, что в городе существуют ещё и неофициальные места размещения, такой показатель крайне низок. Тем временем, сроки поджимают: к 1 июля 2016 года классификацию должны пройти все.
«Звёздные» войны
Как полагают в комитете по туризму, классификация может стать своеобразной «лакмусовой бумажкой», которая демонстрирует отношение отельеров к своему делу и степень развития гостиничного бизнеса в целом. Пока, отмечает замглавы ведомства Нана Гвичия, результаты проверки весьма плачевны. Также, по её словам, многие участники рынка заявляют, что не осведомлены об обязательности процедуры или вообще узнали о ней пару месяцев назад. Такое, считает чиновница, маловероятно: ведь владельцам гостиниц неоднократно напоминали — без классификации отели не смогут принимать гостей.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России, управляющий партнёр УК «Альянс Отель Менеджмент» Вадим Прасов, как и представительница Смольного, точную причину нежелания (или невозможности) классифицироваться назвать не может. Единственное объяснение, по его мнению, — особенности менталитета.
«В фильме «Старики-разбойники» есть такой момент, когда инкассаторы сдают экзамен по стрельбе, а им говорят, что если они его не сдадут, то всё равно останутся работать. Здесь такого не будет. У нас, наверное, черта такая: долго запрягать и быстро ехать», — сказал он «Диалогу».
«Быстрой езды», однако, не получится, заметил он, так как в России не так много организаций, которые занимаются сертификацией отелей. Во всех городах, готовящихся к приёму гостей, у них немалый объём работы.
«Ответчики» активно защищают свою позицию, ссылаясь на множество как внешних, так и внутренних факторов, задерживающих прохождение испытания на «звёздность». Так, часть отельеров не желает платить за классификацию. Однако по словам генерального директора «Центра Классификации» Лилии Биткуловой, стоимость процедуры, по меркам гостиничного бизнеса, не столь велика.
«В каждой аккредитованной организации есть утверждённые тарифы. Когда комитет по туризму аккредитовывает организацию, то к обязательным документам прикладывают утверждённый прайс. Организации имеют свой порядок цен в зависимости от объёма работы. Если мы говорим о «Центре классификации», то в нём цены утверждены ещё с 2011 года – с тех пор они не менялись. Минимальная стоимость работы составляет 25 тысяч рублей и приходится на категорию «без звёзд». Если отель маленький, объём работы от этого меньше не становится. В работе с каждым отелем – даже маленьким – экспертам необходимо проанализировать объём документов, протоколов. Кроме того, специалисты выезжают, консультируют, то есть 25 тысяч за такую работу – это минимум. В нашей практике при этом не было случаев дороже 130 тысяч – расценки абсолютно разумные. А то, что отельеры говорят по поводу дороговизны, — это неправда. Я абсолютно не согласна. Труд и знание экспертов стоят денег, ведь любая работа должна оплачиваться. Тем более, что они работают на объектах не по 8 часов, а гораздо больше», — пояснила она «Диалогу».
Другие владельцы гостиничного бизнеса надеются быстро получить «сертификат звёздности». Этот документ, к слову, действует в течение трёх лет, из чего следует ещё одна причина отсрочки — желание «оттянуть» будущие расходы. Отдельные представители отрасли отмечают, что рады были бы «дотянуться до звезды», но не могут найти необходимую информацию о том, как это сделать. На последнее в Смольном отвечают: на сайте комитета по развитию туризма опубликованы все необходимые данные, к которым можно обратиться.
«О необходимости классификации было заявлено давно, времени отвели достаточно. Сведения о документациях есть, всё находится в открытом доступе», — подтвердил Прасов.
Сертификат в руках или звезда в небе?
Классификация обязательна – с этим уже не поспоришь. Но на тему объективности этой процедуры и её эффективности продолжают дискутировать. Так, одни оценивают её как возможность «продвинуть» сферу отечественного туризма и повысить качество предоставляемых услуг, другие видят в классификации лишь мешающую бизнесу формальность, которую возвели в статус императива.
«Проведение любых мероприятий – это катализатор, который ведёт к улучшению процесса. Классификация, которая стала обязательной, — это очень хороший фактор того, чтобы гости могли оценить качество предоставляемых услуг и объём гостиничного фонда», — сказала генеральный директор ООО «Арена ‘18» Ольга Кожухова.
Другой точки зрения придерживается доктор экономических наук, профессор СПбГУ Николай Межевич. По его мнению, присвоение «звёзд» ещё не говорит о качестве оказываемых услуг и востребованности на рынке гостеприимства.
«Я думаю, что все эти классификации – очень условная вещь, как и рейтинги, которые выставляют рейтинговые компании бизнесу и городам. Безусловно, качество гостиничного бизнеса должно повышаться – в нашей стране в этом направлении ещё работать и работать. Но эта классификация очень механистична, потому что, например, за наличие бассейна дают одну звезду, но не всем этот бассейн нужен. Кому-то нужна гостиница размером с московский «Космос», а кому-то – маленький отель на шесть номеров без дополнительного сервиса, но удобно расположенный. У такой гостиницы никакой звезды быть не может, но она ведь гораздо удобнее для определённой группы людей. Надо ориентироваться не на формальные требования, а на санитарно-гигиенические сертификаты и отзывы потребителей – они должны быть у всех», — отметил эксперт.
Даже те отельеры, которые успешно прошли испытание и получили хороший результат, нашли систему неидеальной. Коммерческий директор отеля «Амбассадор», которому достались четыре звезды, Юлия Ветрова отметила, что в классификации не учтены некоторые нюансы: например, ценообразование, которое отчасти задаётся и количеством звёзд.
«Классификацию мы прошли сразу – как только получили уведомление о её необходимости. Сложностей с прохождением не возникало, потому что гостиница работает по всем нужным требованиям и сертификатам. Другое дело, что классификацией по звёздности гостиницы попадают в одну ячейку. По количеству звёзд они одинаковые, а по качеству – разные. Не секрет, что ценообразование зависит не только от звёзд, но и от расположения, внутреннего декора и от других удобств, которые предполагают четыре звезды. Если дальнейшего подразделения нет, я вижу в этом неудобство», — сказала она.
Впрочем, по мнению генерального директора «Центра Классификации» Лилии Биткуловой, — отели от классификации получают только пользу. Так, по её словам, многие отельеры благодарят классификаторов, так как они позволяют им улучшить сервис, обратить внимание на недочёты, к которым, как говорится, «глаз замылен». Всё остальное, считает собеседница агентства, — оправдание нежеланию проходить процедуру.
Для самых маленьких
Испытание на «звёздность» коснулось и малых средств размещения (МСР). Как рассказала «Диалогу» председатель Союза хостелов России Яна Окунёва, хостельеры выступают за систему классификации, но не могут пройти испытание в силу слишком большого количества заявок. Специалисты просто не успевают классифицировать все средства размещения.
«Для хостелов ввели новую категорию – «без звёзд». Сегодня хостельеры готовятся и, могу сказать, даже торопятся с подготовкой, потому что всё-таки нужно соответствовать нормам пожарной сигнализации, санитарно-эпидемиологическим. Классифицирующих организаций мало, а средств размещений много. Люди подали заявки и просто ждут своей очереди», — пояснила она.
«Особняком» стоят МСР в жилом фонде. В ГосДуме, напомним, рассматривают законопроект, согласно которому размещение гостиниц в жилых помещениях попадёт под запрет, тогда как в петербургских жилых фондах такие отели насчитывают десятками. В Смольном совместно с министерством культуры настаивают на существовании подобных МСР — по крайней мере до Чемпионата мира. Однако требования к ним будут ужесточены.
«Предоставляемые гостям услуги должны быть безопасными. Особенно это касается средств размещения в жилом фонде», — заметила член Совета по классификации Минкультуры РФ Марина Морозова.
Поблажек не будет?
В первых числах марта в Смольном недвусмысленно намекнули, что процедура классификации довольно длительная, поэтому заняться ей стоит заранее. По словам зампреда комитета по туризму Наны Гвичии, проверка на «звёздность» включает в себя сразу несколько этапов. В общей сложности процесс занимает 1-2 месяца.
«Информация о классификации размещается на сайте Минкультуры. Времени мало, а процедура размещения сложная. Петербург – не единственный город, который должен предоставить информацию. Данные до публикации проверяют несколько организаций», — сказала она.
Таким образом, на сайте информация появляется не сразу, то есть 1 июля – это не просто крайний срок, а «финишная черта», за которой отельеров ждёт…расплата. Как ответила Гвичия на вопрос «Диалога» о возможных санкциях, неклассифицированные отели могут оштрафовать.
«На отельеров накладываются штрафные санкции. Кроме того, если они не пройдут классификацию, то с 1 июля не смогут заниматься своей деятельностью», — сказала она.
Вадим Прасов добавил, что «рассеянность» отельеров может попасть под статью закона о предпринимательстве. Речь идёт, заметил он, об уголовной ответственности сроком до шести лет. При этом в начале месяца на встрече владельцев гостиниц с руководителями отрасли в полном зале руки подняли только три человека, которые уже получили свои «звёзды». Тем временем, помимо ЧМ-2018, над отельерами «навис» Экономический форум, поэтому, как подчеркнула Гвичия, уже 15 июня комитет по туризму должен «понимать ситуацию на рынке».
Получается, что если нынешний темп получения петербургскими отелями «звёзд» сохранится, то город на Неве рискует остаться без 60% гостиниц.
«Мне кажется, власти пойдут на то, чтобы продлить необходимый для классификации срок. Мы со своей стороны очень заинтересованы, чтобы колоссальных проблем на этом рынке не произошло. У нас на сегодня секторы малого и среднего бизнеса предельно востребованы – впервые за многие годы эти форматы были заполнены практически под завязку. Произошёл огромный поток внутреннего туризма. Думаю, город примет должные меры, чтобы проанализировать этот процесс и понять, почему он идёт не так динамично», — прокомментировала «Диалогу» ситуацию председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства Петербурга Елена Церетели.
Она добавила, что поднимет вопрос о продлении сроков классификации и обсудит его с профильным комитетом. Но на данный момент чиновники настроены строго – и утверждают, что навстречу «долго запрягающим» отельерам не пойдут.
«Осталось не очень много времени – три месяца. По той активности, которую мы сейчас наблюдаем, могу сказать, что отельеры не чувствуют всей ответственности своей деятельности. Наверное, они надеются, что 1 июля, как сказал один из владельцев отеля, сроки сдвинут. Так вот сроки сдвинуты не будут», — подчеркнула заместитель председателя комитета по туризму Нана Гвичия.
Подготовила Дарья Веркулич / ИА «Диалог»