Награды получили семеро региональных меценатов. Что нужно сделать, чтобы их стало больше?
15 декабря 2015 | 15:51В Мраморном зале Этнографического музея в рамках Петербургского международного культурного форума накануне вручили награды победителям акции «Меценат года-2015». Один человек был награждён за «мега-вклад в сохранение культурного наследия страны» - это, как уже писал «Диалог», был Алишер Усманов. Ещё семеро, выдвинутые на конкурс главами регионов, получили награды «за масштабную деятельность по поддержке российской культуры». Корреспондент ИА «Диалог» собрал их истории и попытался разобраться, что ещё нужно сделать для того, чтобы меценатство стало занятием не только «богоугодным», но и финансово оправданным.
По словам заместителя министра культуры Аллы Маниловой, такой формат — один победитель плюс семь — был выбран потому, что хотя и нужно отмечать одну самую яркую фигуру, которая может стать ярким примером для всей страны, но нельзя при этом забывать о тех людях, которые поддерживают культуру в регионах. Сейчас, как отметила заместитель министра культуры, их сотни, а хотелось бы видеть тысячи. «Таких проектов очень много, и все они разные — от сохранения культурного наследия до строительства сельских клубов и кинотеатров, до проведения передвижных выставок и гастролей крупных театров в малых городах. Семь сегодняшних победителей — представители того подвижнического движения, которые поддерживают культуру в регионах», — пояснила Манилова.
На этих личностях стоит остановится поподробнее.
Первым награду получил Алексей Шкрапкин из Липецкой области. Его заслуга состоит в том, что он в 2010 году за собственные средства отреставрировал усадьбу «Скорняково», некогда принадлежавшую герою Отечественной войны 1812 года, декабристу Николаю Муравьёву-Карскому, — организовав на её базе одноименную компанию для работы рекреационно-гостиничного комплекса. Этот проект, по словам лауреата, стал мечтой его детства — а теперь Скорняково вошло в туристско-рекреационный кластер «Задонщина».
«Восемь лет назад, когда мы начинали реставрацию храма Михаила Архангела (находится к югу от усадебного дома — ИА «Диалог») и возрождение усадебного комплекса «Скорняково-Архангельское», я меньше всего думал о том, что когда-то меня за это будут награждать. Я думал о том, чтобы у меня хватило сил для того, чтобы восстановить эту жемчужину. Сегодня я могу сказать спасибо Богу за то, что получил возможность возродить частицу моей любимой страны. Надеюсь, что наступит то время, когда премию «Меценат года» не будут вручать за восстановление памятников культуры и истории, потому что все они будут уже восстановлены», — заявил Шкрапкин.
Вторым из региональных победителей стал Сергей Авакян — гендиректор ООО «Ювелирный завод «Адамант» из Владимирской области. Он помог с финансированием международного музыкального фестиваля «Владимир Спиваков приглашает», приуроченного к 70-летию Владимирской области, с проведением Танеевского фестиваля, с возведением в столице региона памятника князю Владимиру, а также со строительством кинотеатра в городе Кольчугино, где с 1990 года такого заведения не было в принципе.
«Последние два года в культурной жизни Владимирской области было много интересных событий, и я должен заметить, что это была огромная работа губернатора Светланы Орловой, департамента культуры… Спасибо Валерию Гергиеву и Владимиру Спивакову — их выступления сделали нас духовно богаче и позволили приблизить высокое искусство к массам. Предлагаю привлекать неравнодушных к культуре бизнесменов к обсуждению региональных и федеральных проектов», — заметил Авакян.
Третьим за наградой был вызван Александр Белоусов — директор ОАО «Уральский электрохимический комбинат» (входит в структуру ТВЭЛ — топливной компании Росатома). Это предприятие, находящееся в Новоуральске Свердловской области, — крупнейший производитель уранового топлива для атомных электростанций. А ещё — спонсор ежегодного конкурса-фестиваля духовых и эстрадно-джазовых оркестров «Новоуральские фанфары», фестиваля патриотической песни «Опалённые сердца», культурно-просветительского проекта «Большое кино — большой семье», и многих других проектов. УЭХК оказывает и прямую поддержку учреждениям культуры города Новоуральск.
«То, что вы перечислили — это проект Росатома, который называется «Территория культуры Росатом», в рамках которого проводится множество просветительских, образовательных мероприятий. Кстати, в этом году Росатом отметил 70-летие — юбилей ядерного щита страны», — сказал Белоусов.
Четвёртым стал Олег Жаров, учредитель группы компаний «Эколлайн» из Ярославской области. Его заслуга — возрождение села Вятское и создание там одноименного историко-культурного комплекса, а также осуществление издательского проекта «Грешневская тетрадь» к 200-летию со дня рождения Николая Некрасова — факсимильное издание рукописей поэта.
«Спасибо. Это неожиданно и приятно. Надеюсь, что мы ещё сможем удивить и наших земляков, и страну новыми открытиями, которые связаны с нашей российской культурой», — заметил лауреат.
Имя пятого победителя удивило многих: им стал Фурусава Минору, генеральный директор «Мицубиси Корпорейшн Рус» — российского отделения крупной японской корпорации. Оказалось, что эта компания оказывает спонсорскую поддержку Бурятскому государственному театру оперы и балета имени Г.Ц. Цыдынжапова; при её помощи 15 мая 2015 года на сцене этого театра состоялась премьера балета «Баядерка» — в третий раз за историю театра. Благодаря поддержке японской корпорации зрители смогли увидеть в Улан-Удэ также спектакли «Дон Кихот» и «Бахчисарайский фонтан». Кстати, художественный руководитель балетной труппы театра — тоже японец, выпускник Московского академического хореографического училища Морихиро Ивата, экс-солист балетной труппы Большого театра.
«Домо аригато годзаимасита («огромное спасибо» — яп.) От лица «Мицубиси Корпорейшн» благодарю вас и хочу заверить, что мы и дальше будем продолжать помогать театру», — сказал господин Минору.
Шестым награждённым стал Александр Субботин — генеральный директор ООО «Дальстройбизнес II» из Владивостока. Его реализованные проекты — подсветка колокольни Марфо-Мариинской обители милосердия в пригороде приморской столицы, реконструкция Приморской государственной картинной галереи (ещё он, по его словам, занимается судьбой памятников Владивостокской крепости).
«Владивосток — далеко, но город-то нашенский, говорил Ленин. Благодарю судьбу за то, что мне и моей компании удалось осуществить ряд проектов, которые стали изюминкой не только Владивостока и Приморского края, но и всей России. Кстати, хотел бы отметить и неожиданную связь времён: я учился в интернате, где уже упомянутая Светлана Орлова (ныне — губернатор Владимирской области) была старшей пионервожатой», — сказал приморец.
Последним из семи региональных лауреатов был назван Александр Иванов — председатель правления группы компаний «Автокласс» из Тверской области. Он осуществил инициативу по установке памятника народному артисту СССР Алексею Иванову (которому приходится внучатым племянником), содействовал строительству культурного центра, созданию фонда и организации международного конкурса вокалистов его имени. А также — устройству фестиваля «Вижу чудное приволье», посвящённого Сергею Лемешеву…
«Поскольку номинировала меня Тверская область, то получается, что я сижу на двух стульях: зарабатываю деньги в Тульской области, имея там свой бизнес, а трачу их локально в Тверской области на поддержание памяти своего великого предка… и вообще традиций локального русского искусства. Ещё вчера я закрывал девятый конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Алексея Иванова в Твери. Спасибо Отечеству и с Новым годом», — сказал Александр Иванов.
***
Семь имён и семь историй, представляющих средний и крупный бизнес, государственный и частный, а заодно — и иностранный, работающий по всей стране. Что их объединяет? Стремление помочь культурным и образовательным проектам, или же создать свои. Понимание того, что государство не может (или не хочет) брать на себя абсолютно всю инициативу в общественной сфере — а заодно и выделять средства на полное содержание культурной отрасли. Готовность вкладывать деньги в то, что предприятия (даже государственные), в общем-то, финансировать не обязаны — рассчитывая пока только на общественное признание своих заслуг, потому что налоговые льготы для меценатов — только в проекте.
Напомним, что в декабре 2014 года был принят Закон о меценатстве (№ 327-ФЗ). Министр культуры Владимир Мединский сказал тогда: «Имена Третьякова, Рябушинского, Морозова, Мамонтова, Немировича-Данченко знакомы каждому россиянину. Многие знают, сколь велик их вклад в отечественную культуру, и мало кто уже помнит, каким бизнесом они занимались и сколько миллионов заработали — нет, их помнят благодаря их удивительным делам, сделанным для нашего общества».
Однако в документе не оказалось того, чего многие от него ждали — конкретных мер поддержки благотворительного движения.
«Такой закон нужен, необходим, мы долго его ждали. Плохо то, что он сделан скверно. Мы лет десять строили этот фундамент, а сколько будем ждать самого здания? Пока мы внесём изменения в Налоговый кодекс и другие нормативные акты… Проблемы в области культуры будут нарастать в связи с известными экономическими обстоятельствами, поэтому хорошо бы, чтобы закон заработал побыстрее», — сказал один из лауреатов премии Александр Иванов.
Алла Манилова, отвечая на такую критику, отметила, что принятие этого закона — конечно, дело «невероятное», поскольку его считали невозможным, особенно в нынешних трудных финансовых условиях. «Да, пусть этот закон — рамочный, но самое главное — в том, что он принят. Это фундамент, база — государство говорит: «Да, меценат — это чрезвычайно важный феномен для развития общества». Сейчас Совет Федерации полон решимости (как и Госдума, впрочем) выпустить, несмотря на все экономические шторма, новый закон в продолжение этой рамочной нормы, который будет содержать уже конкретные меры поддержки государством меценатского движения… И в целом этого выбора — выбора российского бизнеса в пользу поддержки культуры».
Как заявила ранее Наталья Ромашова, директор нормативно-правового департамента министерства культуры, в Государственной Думе также находится проект закона о внесении изменений во 2-ю часть Налогового кодекса РФ. Законопроект предусматривает введение ряда налоговых льгот для лиц, осуществляющих меценатскую и благотворительную деятельность: Минкульт просит не облагать налогами операции по передаче денег, имущества или прав.
«В целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования сферы культуры законопроектом предлагается предоставить физическому лицу право на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере суммы пожертвования — но не более 30 процентов от суммы годового дохода — если получателем пожертвования является государственная или муниципальная организация культуры. Одновременно предлагается включить в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных организацией-жертвователем государственным и муниципальным учреждениям культуры, а также некоммерческим организациям», — сказала Ромашова.
Сторонники развития этого направления упирают на то, что на Западе финансирование целых отраслей культуры фактически переложено на плечи жертвователей — частных или корпоративных. Благодаря таким донациям — и положенным для меценатов налоговым льготам — появились многие крупные коллекции предметов искусства. Но в России этот институт в любом случае пока развит слишком слабо, и обсуждать вопрос о замене значительной части государственного финансирования донорским ставить как минимум рано — для начала необходимо хотя бы принять законы о поддержке тех, кто занимается меценатством.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»