102.6$ 107.4€
1.7 °С
Новости Все новости

Константин Трушкин: Процессор «Эльбрус» дошёл до определённой зрелости

30 ноября 2015 | 20:40

В ходе первого международного форума «Импортозамещение в IT: потенциалы и возможности взаимодействия в рамках Евразийского пространства» корреспондент ИА «Диалог» смог задать свои вопросы Константину Трушкину – директору по маркетингу АО МЦСТ. Это легендарное учреждение – разработчик и создатель отечественных процессоров «Эльбрус», которые не являются копией иностранных разработок, а используют собственную архитектуру, набор команд, схемотехнику и операционную систему.

Для начала напомним выступление Константина Александровича на форуме: «Мы разрабатываем фундаментальные информационные технологии, причём полностью российские, от начала до конца. Кто-то может меня перебить и сказать, что мы производим процессоры не здесь. Да, вынужден признать, что здесь нет такой возможности — но если мы согласились, что в основе информационной безопасности и технологий лежит интеллектуальная собственность, то она полностью наша. Наша система команд построена по-другому, потому что в неё заложен явный параллелизм: программа сама говорит процессору, какие микрооперации он может выполнять параллельно и независимо. Главный наш процессор на сегодня —четырёхядерный «Эльбрус-4С»: 800 мегагерц, 4 ядра, 50 гигафлопс. Это производительность на уровне настольных процессоров Intel совсем недавнего времени (условно — двух-трёхлетней давности). У нас есть собственный контроллер, который позволяет управлять внешними устройствами — это карты PCI Express, в том числе контроллеры дисков, сетевые, видеокарты: всё это мы можем подключать к нашей системе. Хотя стандарт не самый последний — это PCI Express 1.0, но джентльменский минимум у нас есть уже сегодня. Мы можем делать серверы — то есть объединять наши процессоры в двух– и четырёхпроцессорные системы».

Корреспондент ИА «Диалог» вспомнил, что почти двадцать лет назад читал про эту разработку, когда она ещё находилась на ранних стадиях – и не мог не поинтересоваться её судьбой, так сказать, из первых уст. Конечно, нынешний «Эльбрус» — уже совсем не тот, о котором писал в 1996 году популярный журнал по компьютерной тематике: продукт претерпел заметную эволюцию, и вполне способен потягаться с современными процессорами Intel и AMD в определённых задачах. Разработчики подчеркнули это, выпустив под Новый год видеоролик с записью процесса игры в популярную стрелялку Doom 3, портированную для платформы «Эльбрус». Теперь удалось поговорить о некоторых интересных моментах, связанных с первым российским процессором для персональных компьютеров, со специалистом компании-разработчика.

«Эльбрус» — это знаменитая разработка с давней историей: помню, что читал про неё ещё в журнале «Компьютерра» в 1996 году – и отрадно видеть, что она воплощена в кремнии. Расскажите, где производится элементная база?

Есть модель процессора, которая называется «Эльбрус-2СМ», которая изготавливается на фабрике «Микрон» в Зеленограде. Технологический уровень, который имелся на этом предприятии на тот момент, когда мы запускали эту разработку, позволил нам сделать процессор на основе технологического процесса 90 нанометров с двумя ядрами, с частотой примерно 300 мегагерц. Это было в 2014 году. Все остальные модели процессоров у нас выпускаются за рубежом, при этом – полностью по нашей документации. Мы сами разрабатываем схемотехнику, топологию, и отдаём на производство уже чертёж масок.

На Тайвань?

Да, на Тайване мы тоже работаем. Но можем перейти на другую фабрику.

А что мешает делать их в России? И если вопрос только в деньгах, то сколько их нужно на освоение более тонкого техпроцесса?

Этот вопрос лучше задать «Микрону». Я знаю, что они сделали попытку создать свой собственный техпроцесс на 65 нанометров; более того – что тоже важно – они обещают сделать его адаптированным для наших нужд – для потребностей высокопроизводительных процессоров. И тогда мы все наши модели, которые разработаны по технологии 65 нанометров, сможем перенести (надеюсь, без ухудшения характеристик) на «Микрон».

Насколько существует спрос на этот продукт, который позволил бы вывести его на уровень массового производства?

Спрос есть. Но сейчас у всех в голове есть картинка, что «Эльбрус» — это дорого и недоступно. Поэтому сейчас аврального спроса – как это было, например, весной – нет, и мы не предпринимаем усилий для того, чтобы такой интерес создать, потому что сейчас идёт некоторое количество пилотных проектов, в рамках которых мы отрабатываем технологии, чтобы понять, насколько успешно они работают на «Эльбрусе». В итоге мы приходим к пониманию того, что мы реально можем предложить рынку – и, накопив этот комплект пилотных проектов и показав их как примеры (use case), мы сможем более активно заниматься продвижением.

Но ведь сейчас интерес должен был усилиться в связи с провозглашением курса на импортозамещение?

Он есть – но мне кажется, что рынок ждёт, какие сигналы мы ему подадим. Сейчас мы себя ведём достаточно консервативно в этом отношении – я уже объяснил, почему. Но вы прекрасно знаете, что в кремнии у нас изделия воплощены, они уникальны – и если приходит запрос, мы его стараемся обработать, и если кто-то готов приобрести нашу технику – исполняем.

То есть пока «Эльбрус» — товар штучный?

В настоящее время это реально штучное изделие, и сейчас такой ответственный момент, когда мы, может быть, ещё не готовы к возникновению лавинообразного спроса на нашу продукцию прямо сегодня. Но при этом те запросы, которые к нам приходят, мы успеваем обработать и удовлетворить.

Вернёмся к тому, что разработка велась ещё двадцать лет назад (повторю, что я о ней прочитал в 1996 году). Что позволило все эти годы не бросать этот проект – ведь, казалось бы, дело совершенно гиблое? Почему удалось довести его до завершения?

Всё-таки государство понимало, что ему нужны свои разработки, и нас поддерживало. Вернее, не совсем так: вы понимаете, что общего понятия «государство» нет – есть конкретные люди, которые так или иначе на разных уровнях управления присутствуют… И среди них были те личности – поклон им до земли! – которые поддерживали нас в разные критические моменты конкретными решениями и действиями. Это так или иначе воплощалось в финансирование, в продвижение, в защиту. И в итоге, конечно, надо отдать должное героизму разработчиков – потому что они уникальны; они жизнь проводили на работе, и за это им нужно ставить памятник. Теперь же дело их жизни, я считаю, дошло до состояния определённой зрелости.

***

Новости о платформе «Эльбрус» в последнее время появляются постоянно. Так, в сентябре сообщалось о том, что МВД планирует построить дата-центр на серверах, в основе которых будут лежать российские процессоры «Эльбрус». В следующем году может быть закуплена пробная партия – 20 штук, а вот в 2017-м – уже значительно более крупная, в пределах нескольких десятков тысяч. Ранее, в июле месяце, «Ростех» объявлял о ведении переговоров с Пенсионным фондом и «Почтой России» о массовой закупке компьютеров, что позволит снизить цены за единицу. В 2016 году предполагается появление также восьмиядерного процессора «Эльбрус» на основе технологического процесса 28 нм, однако выпускать их планируется также на тайваньской фабрике TSMC.

МЦСТ (Московский центр SPARC-технологий) был создан в 1992 году на базе отделений Института точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева. Персональные компьютеры на базе «Эльбруса» собирают в МЦСТ и Институте электронных управляющих машин им. И. С. Брука, входящем в состав принадлежащей «Ростеху» Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК). Приём заказов на опытные образцы открылся в апреле 2015 года; тогда компьютеры стоили по 200 тысяч рублей, но если удастся довести объёмы выпуска хотя бы до 100 тысяч штук, цена одного устройства в полной комплектации может понизиться до 70 тысяч рублей.

Добавим, что кроме «Эльбруса», отечественные разработчики также создали другой микропроцессор – «Байкал». Он находится в фазе активной разработки, и используется в основном не в персональных компьютерах или серверах как таковых, а в различных промышленных контроллерах, станках, коммутаторах.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!