93.3$ 99.4€
1.86 °С
Новости Все новости

Андрей Горев: Система «Платон» стратегически правильна, реализация – ужасна

19 ноября 2015 | 16:46

андрей горевПо мнению доктора экономических наук, профессора кафедры транспортных систем автомобильно-дорожного факультета СПбГАСУ Андрея Горева, система сбора платежей с водителей большегрузов «Платон», введение которой вызвало массовые протесты перевозчиков, в своей основе разумна, но реализация была проведена спешно, непродуманно, без должной обкатки и стратегического подхода. Свою точку зрения он высказал в комментарии ИА «Диалог».

«В принципе, стратегически эта система взимания платы с большегрузных автомобилей имеет право на существование, только заявлена какая-то странная формулировка – «ущерб, наносимый дорогам». Вообще-то это называется «внешние издержки» автомобильных перевозок. Мысль, в целом, понятна: перераспределить грузовые потоки в пользу железных дорог, отсечь недобросовестных перевозчиков – ведь есть и такие, чего уж греха таить. Это всё здраво, а реализация, как обычно бывает в таких случаях, ужасна. Надо было эту систему не менее года после запуска тестировать без взимания платы – ведь у нас в городе, например, при обкатке платных парковок стоянка на Караванной улице работала бесплатно. Нужно очень тщательно испытывать и оборудование – ведь это очень сложные системы. А получилась ситуация, когда бортовые устройства ещё не сделаны в достаточном количестве, и никто не понимает, как работает система – но сразу же всё вводится на полную катушку, со штрафами. Да и время для этого было выбрано совершенно неудачное: кризисные явления, резкое падение заказов на перевозки, ужесточение борьбы с перегрузами, про которые вдруг вспомнили. И всё это – одновременно!» — отметил Горев.

Сами водители указывают на то, что государство уже дважды взимает с них деньги, которые предназначаются на строительство, ремонт и содержание дорог: посредством топливного акциза и транспортного налога. Профессор считает, что причиной ситуации, в которой оказалась отрасль грузоперевозок, отчасти оказалась и позиция РЖД, которая заставляет автотранспорт выполнять несвойственные ему функции – а значит, проблему можно решить только в комплексе.

«Конечно, власти нашли слабое звено: на крупные корпорации давить трудно, поэтому решили взяться за перевозчиков. Но надо же было всё комплексно продумать – сейчас у нас в Ленинградской области, например, одна из проблем в том, что самосвалами возят щебень, да и в целом, 70 процентов грузов – это строительные материалы. Кстати, для строительства тех же автодорог. Но если вспомнить советское время, кто бы тогда попробовал на самосвалах перевозить щебёнку? Возили на баржах и по железной дороге. Но железнодорожники так увлеклись поднятием тарифов, что ситуация зашла в тупик. Ведь ясно же, что транспортировка песка и щебня на самосвале выгодной быть не может, а оказалось, что выходит дешевле железной дороги! Это нужно было отработать, создать условия для использования железной дороги, изыскать возможность для понижения тарифов, увеличения скорости, создания удобных складов. Вместо этого – всё делалось в спешке, непродуманно», — считает специалист.

Эксперт также отметил, что для того, чтобы хоть как-то облегчить ситуацию вокруг перевозчиков, властям необходимо пойти на некоторые уступки и наладить работу пока еще несовершенного проекта.

«На мой взгляд, раз уж эту систему сделали – хотя этим 30 миллиардам можно было найти и более полезное применение – нужно теперь её как-то поддерживать в рабочем состоянии. Ввести минимальный сбор в размере 50 копеек за километр, или хотя бы отменить штрафы на первое время. В этой связи можно вспомнить ситуацию с электричками: железнодорожники их лихо отменяли, пока кому-то не удалось это донести до президента. Тот высказался здраво – но это не значит, что все остальные мыслят не здраво, и непонятно, почему никому из нижестоящих не пришло в голову, что это решение может выйти боком? Такая уж система у нас – никто без окрика сверху сообразить не может», — подытожил Горев.

В Петербурге дальнобойщики застопорили движение, протестуя против системы «Платон»

Напомним, что с 11 ноября в стране проходят акции протеста, связанные с введением в строй системы взимания платежей «Платон». Её действие с 15 числа распространяется на все грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, передвигающиеся по федеральным трассам страны. Сегодня, например, забастовка водителей состоялась в северной столице на Московском шоссе. Дальнобойщики недовольны по целому ряду причин: во-первых, им не нравится введение сбора как такового; во-вторых, министерство транспорта сначала обещало не штрафовать нарушителей в переходный период, а затем изменило своё решение; в-третьих, работа системы в значительной мере не налажена; в-четвёртых, появление нового сбора с перевозчиков приведёт к росту цен на товары и банкротству многих транспортных компаний.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!