Site icon ИА «Диалог»

Теракт в небе над Синаем: как развивались события

31 октября, 06:21 по московскому времени Airbus A321 рейса 7k9268 вылетел из аэропорта Шарм-эль-Шейха и взял курс на Петербург. Через 23 минуты диспетчеры в Ларнаке (Кипр) сообщили, что в установленное время экипаж лайнера не вышел с ними на связь. С экранов радаров самолет пропал. На борту находились 217 пассажиров, в том числе, 23 ребенка, и 7 членов экипажа.

До последнего момента о судьбе аэробуса приходили противоречивые известия: различные официальные лица в Египте давали информацию то о падении лайнера, то о его успешном полете. Согласно расписанию аэропорта «Пулково», самолет должен был прилететь в Санкт-Петербург в 12:20. Около 12:10 рейс сняли с табло прибытия, дежуривших в аэропорту журналистов собрали на экстренную пресс-конференцию, а встречающих борт людей специальными автобусами начали вывозить в отель «Краун Плаза».

Хотя уже был развернут оперативный штаб по ситуации, Росавиация официально не подтверждала информацию о крушении. Как вскоре выяснилось, на тот момент лайнер уже был разбит: в 07:14 по московскому времени он резко потерял скорость и высоту и начал стремительное падение, разваливаясь на части еще в воздухе.

В 13:45 стало известно, что российские следователи возбудили уголовное дело по факту авиакатастрофы. На место крушения отправилась оперативно-следственная группа, а также спасатели под руководством лично главы МЧС Владимира Пучкова.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи со случившимся и создал госкомиссию по расследованию причин катастрофы, которую возглавил министр транспорта Максим Соколов. После совещания с главой государства он также вылетел в Египет, на место трагедии. Следующий день, 1 ноября, Путин объявил днем траура.

Вскоре после крушения о причастности к нему заявила террористическая организация «Исламское государство» (запрещена на территории РФ). Однако изначально, отметим, теракт рассматривался российскими властями лишь как одна из версий случившегося, причем, не самая правдоподобная. Правоохранители склонялись к тому, что за трагедией может стоять перевозчик — компания «Когалымавиа». Вскоре после известия о крушении лайнера в офисе организации прошли обыски.

Через несколько часов после катастрофы губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что город (помимо полагающейся родственникам погибших страховки в 2 млн рублей) дополнительно заплатит близким жертв трагедии по 1 млн рублей на каждого погибшего члена семьи. Причем, как отмечал градоначальник, субсидию получат все родственники погибших, независимо от региона или страны проживания. Кроме того, губернатор объявил в Петербурге дополнительные дни траура: 2 и 3 ноября.

Авиакатастрофа самолета рейса 7k9268 так или иначе коснулась очень многих. Пожалуй, почти каждый из петербуржцев, если не напрямую, то через одно или два «рукопожатия» оказался знаком с погибшими людьми. Кроме непосредственно родных и близких жертв аварии на событие эмоционально отозвались известные персоны, обычные россияне и жители других стран.

Практически сразу после трагических известий к залу прибытия аэропорта «Пулково» люди стали нести цветы, игрушки и свечи. К вечеру 1 ноября стихийный мемориал разросся до площади около 20 квадратных метров. В тот же день на Дворцовой площади в центре северной столицы состоялось две акции памяти погибших: люди час стояли в полной тишине с зажженными свечами в руках, а также составили слово «мама», видное с высоты птичьего полета. К Александровской колонне в центре площади тоже начали нести цветы и игрушки — это место стало вторым импровизированным местом памяти погибших в авиакатастрофе.

Главным символом трагедии стала 10-месячная девочка Дарина Громова. Мама сфотографировала ее перед вылетом в Египет прижавшейся к стеклу аэропорта и, выложив изображение в соцсеть, подписала его: «Главный пассажир». Девочка погибла в авиакатастрофе вместе с родителями, а ее последний снимок стал напоминанием о хрупкости жизни. Изображение оценили более 1,5 млн пользователей, хештэг #главныйпассажир разошелся по интернету в сопровождении тысяч стихотворений, рисунков и просто слов соболезнования близким погибших.

В течение недели после катастрофы в Петербург прибыло 4 борта МЧС с останками и личными вещами погибших. Из 224 человек удалось опознать только 58, идентификацией оставшихся тел до сих пор занимаются судмедэксперты.

Первыми подозрения на теракт высказали западные страны, сославшись на данные своих спецслужб, — и практически сразу прекратили полеты в Египет и над его территорией. Россия согласилась на аналогичные меры через неделю — 6 ноября. Российских туристов, как подчеркивают власти, не эвакуируют, а вывозят из страны в даты, близкие к их реальным датам вылета. Однако багаж отправляют отдельными бортами — поскольку, по предварительным данным, именно в багажном отделении разбившегося аэробуса могла находиться бомба.

Официальная позиция ФСБ о причинах катастрофы стала известна спустя две недели после крушения лайнера. Глава ведомства Александр Бортников в понедельник вечером на специальном совещании доложил президенту Владимиру Путину о результатах экспертиз: на личных вещах, багаже и обломках самолета обнаружены следы взрывчатого вещества.

Совещание об итогах расследования причин крушения российского самолета на Синае. Видео

«По оценке наших специалистов, на борту воздушного судна в полете сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте, в результате чего произошло «разваливание» самолета в воздухе, чем объясняется разброс частей фюзеляжа самолета на большом расстоянии. Можно однозначно сказать, что это террористический акт», — пояснил Бортников.

В ответ на это сообщение Путин пообещал найти и наказать всех, кто может быть причастен к теракту. Кроме того, он заявил, что в связи с полученной информацией Россия намерена усилить операцию против «Исламского государства» в Сирии.

«Мы должны делать это без срока давности, знать их всех поимённо. Мы будем искать их везде, где бы они ни прятались. Мы их найдём в любой точке планеты и покараем. При этом мы должны опираться на людей, которые разделяют наши моральные и нравственные ценности, лежащие в основе нашей политики, в данном случае – внешней политики и политики безопасности, политики борьбы с терроризмом. Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно», — подчеркнул президент.

Комментируя ситуацию, политолог Дмитрий Орешкин заявил, что теракт на борту А321 — не новость, а факт, который российские власти долгое время не желали признавать.

«Стало известно, что это теракт, еще третьего числа. Господин Кэмерон звонил специально Путину, чтобы уведомить, что это теракт, что он запретил вывозить британских туристов из Шарм-эль-Шейха рейсовыми самолетами, а вместо этого послал туда военные борты. Тогда устами Пескова Путин сказал, что лучше бы господин Кэмерон дождался результатов официального расследования египетских властей. Путин, прекрасно понимая, что это теракт, запретил полеты в Египет только 6 числа. Это значит, что с 3 по 6 число туристы подвергались опасности попасть в ещё один теракт. Египту и России не нужна правда», — заявил он «Диалогу» во вторник.

С позицией главы государства согласен политолог Сергей Марков. В комментарии «Диалогу» он заявил, что операцию в Сирии необходимо продолжать, а также усилить контроль за безопасностью в аэропортах.

«Россия должна вести мощную военную операцию в поддержку сирийской армии в Сирии, должна подавлять терроризм на своей собственной территории, содействовать тому, чтобы формировалась международная коалиция в борьбе против «Исламского государства», «Аль-Каиды» и «Ан-Нусры». Необходимо уделять больше внимания контролю над безопасностью в аэропортах, работать там боле энергично с сотрудниками спецслужб. В Шарм-эль-Шейхе был бардак с безопасностью. Кроме того, Россия должна больше развивать свой собственный внутренний туризм. Страна должна работать в идеологической сфере, чтобы молодые ребята обращались за справедливостью не к террористам», — сказал он.

По мнению политолога Андрея Пионтковского, победить терроризм можно только общими усилиями нескольких государств.

«Террористов нужно уничтожать, не вступая ни в какие переговоры. Те нелюди, которые причастны к организации теракта над Синаем, будут найдены и уничтожены в любой точке мира. Необходимость борьбы с терроризмом уже никто не ставит под сомнение. Тем более, после теракта в Париже, после трагедии с нашим самолетом. Сколько еще мирных людей должно погибнуть для того, чтобы это понимание пришло Вашингтону?», — сказал он в беседе с корреспондентом «Диалога».

Впрочем, как отметил политолог Дмитрий Орешкин, теракт на борту самолета «Шарм-эль-Шейх-Петербург», равно как и атаки в Париже, спровоцировало ни что иное, как действия России в Сирии.

«Запад пытался каким-то образом разрулить кампанию с ИГИЛ с минимальными потерями. Договориться с лидерами, купить, убедить, заставить, вынудить. Таким образом Запад достаточно эффективно нащупал модель отношений с Талибаном, с Ираном. Хотя 10 лет наши аналитики кричали, что война между США и Ираном неизбежна. Если бы Запад хотел разбомбить [ИГИЛ], у него бы самолетов хватило. Путин влез туда с бомбежкой и получил ответ не только у себя, но и во Франции. Что дала эта бомбежка, кроме ответного теракта и ещё большей отвязности террористов?», — заключил эксперт.

За помощь в поимке преступников ФСБ уже объявило награду в 50 миллионов долларов. Вскоре зарубежные СМИ со ссылкой на осведомленные источники сообщили о задержании в Египте двух подозреваемых в причастности к теракту. По сведениям журналистов, ими оказались работники аэропорта, якобы помогавшие пронести бомбу на борт. Впрочем, эту информацию уже опровергли в египетском МВД.

Подготовила Дарья Скороспелова / ИА «Диалог»

Трансляция событий первых дней после катастрофы доступна здесь.