93.3$ 99.6€
1.21 °С
Новости Все новости

«Крузенштерн» навестил центр Петербурга в последний раз

04 ноября 2015 | 17:52

В среду, 4 ноября, на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге встречали учебный парусный корабль «Крузенштерн», завершивший историко-мемориальную экспедицию, посвященную 70-летию Победы. Нынешний заход станет последним, когда красавец-барк смогут увидеть прямо в историческом центре: в будущем путь ему перекроет строящийся ныне Западный скоростной диаметр, передает корреспондент ИА «Диалог».

Торжественная церемония встречи, на которую были приглашены ветераны войны, началась с минуты молчания в память о 224 жертвах катастрофы самолёта Airbus A-321, разбившегося 31 октября при выполнении рейса Шарм-эль-Шейх — Петербург. Затем были вручены ведомственные награды участникам экспедиции — в том числе старпому Евгению Ромашкину, старшему боцману Михаилу Привалову, старшему судовому врачу Александру Поспелову, парусному мастеру Игорю Майорову.

«Курсанты вместе с кораблём прошли историческими маршрутами, в том числе арктическими, совершили заходы в порты городов-героев — Севастополя, Керчи, Мурманска, Новороссийска. Они показали себя очень достойно, а ведь это нелёгкий труд — проходить практику на таком корабле. 115 тысяч человек поднимались на борт судна в зарубежных гаванях. Наши парусники будут и дальше выполнять свою задачу — нести знамя России, знамя добра, и доказывать, что мы можем выполнять не только боевые задачи», — подчеркнул замминистра сельского хозяйства, руководителя Федерального агентства по рыболовству (к структуре этого ведомства относятся и морские учебные заведения) Илья Шестаков.

«Эта экспедиция была для нас очень важна, мы готовились к ней два года: нужно было согласовать маршрут. Удалось не всё, но все три парусника Росрыболовства — «Крузенштерн», «Седов» и «Паллада» — приняли участие в мероприятиях, посвящённых 70-летию Победы», — добавил он.

«Я поздравляю от имени совета ветеранов Василеостровского района всех моряков и преподавателей, весь экипаж во главе с капитаном, с приходом на нашу советскую землю. В 2015 году они проделали большую работу: совершили три рейса, посетили 11 государств, обошли вокруг Европы. Через Гибралтарский пролив, через Дарданеллы и Босфор они дошли до Чёрного моря, посетили Севастополь и вернулись обратно тем же путём. Желаю вам счастливого плавания в дальнейшем!», — сказал один из участвовавших в церемонии ветеранов, Евгений Павлович Лезов.

В следующем году барк, построенный в Германии в 1926 году, отмечает юбилей — 90 лет. Цифра почти невероятная и для гражданских, и для военных судов, которые редко переступают даже полувековой юбилей — устаревают и морально, и физически, и отправляются на слом. Говорят, что при послевоенном разделе флота Германии союзники недоумевали, зачем Советский Союз берёт парусники — в том числе «Падую» (будущий «Крузенштерн») и «Коммодор Йонсен» (он же — «Магдалена Виннен II», а с 1945 года — «Седов»). Но все боевые и вспомогательные суда, все гражданские плавсредства, полученные в 1945-46 годах, давно пошли на лом или вовсе затоплены. А «Крузенштерн» и «Седов» — живы, продолжают служить стране и просто радовать людей своим видом.

Об этой поре истории — и о первом гражданском капитане «Крузенштерна» Иване Шнейдере — кстати, напомнила историк Камилла Кузнецова — одна из гостей: «Было бы не совсем верно называть его гражданским. В 1942 году он участвовал в бою у мыса Диксон между германским рейдером «Адмирал Шеер» и советским пароходом «Семён Дежнёв», стоя у руля последнего. А уже после войны, как младший лейтенант, он был в составе команды, которая принимала барк у поверженной Германии и перегоняла его в советский порт. В 1953 году он был назначен капитаном судна — и фактически спас его, когда двумя годами позже решалось, сохранить парусник или же отправить на иголки. Он организовал экипаж судна для показательного — с участием серьёзной комиссии — похода по Балтийскому морю. А оно тогда было ещё опасным — прошло всего десять лет после войны, и в воде было полно «клёцок». Так тогда называли плавучие мины…», — рассказала Кузнецова.

Судовому музею она подарила рукопись ещё не изданной книги воспоминаний об Иване Григорьевиче Шнейдере — и ректор Калининградского государственного технического университета (этому учебному заведению принадлежит судно) Владимир Волкогон пообещал, что к 90-летию парусника книга непременно выйдет в печать.

«Из графика мы не выбились ни на один день. Несмотря ни на какие санкции и трудности, план историко-мемориальной экспедиции выполнен полностью. А ведь Арктика, куда мы тоже заходили — это всегда трудно, даже летом: были и шторма, и туманы, и другие сложности в навигации», — пояснил Волкогон.

Ирина Образцова — руководитель пресс-службы Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, входящей в состав КГТУ — поделилась некоторыми подробностями о плавании: «Экспедиция началась 24 февраля в Калининграде. Судно прошло в общей сложности 29 тысяч морских миль (более 53 тысяч километров), в том числе в Арктике: «Крузенштерн» побывал в Исландии, а оттуда повторил путь арктических конвоев времён войны, впервые зайдя в такие высокие широты. 360 курсантов (по 120 за каждый из трёх отдельных рейсов) получили на его борту первую морскую специальность — матроса либо моториста».

В Петербурге корабль пробудет до 6 ноября, а затем отправится на зимний ремонт в порт приписки — Калининград.

«К сожалению, в историческую часть Санкт-Петербурга «Крузенштерн» заходит, видимо, в последний раз, — заметил Илья Шестаков. — Но мы ещё будем приходить в Морской порт. Подготовка курсантов будет продолжаться, и на 2016 год намечены новые учебные рейсы».

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!