94.3$ 100.3€
-0.61 °С
Новости Все новости

Премьера «Ревизора»

05 мая 2015 | 19:30

180 лет назад, в 1835 году, Николай Васильевич Гоголь начал работу над своей первой пьесой, которой суждено было стать бессмертной комедией, жемчужиной национального репертуара, классикой русской литературы – «Ревизором».

Премьера состоялась 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра и произвела в обществе «эффект разорвавшейся бомбы». Петербургский свет разделился на два лагеря: одни безмерно восхищались нравственно-политическим смыслом «Ревизора», другие сочли произведение аморальным поклепом на чиновников и купцов, трудящихся на благо страны. Впрочем, Гоголя это интересовало мало. Драматург был даже удивлен такой реакцией общественности: ведь, по его мнению, это была пьеса о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами – только и всего.

В работе над «Ревизором» Гоголя едва ли не больше интересовал художественный аспект, нежели нравственно-политический. Читая записные книжки литератора, его черновики и наброски пьесы, можно увидеть, как анекдот незаметно «обрастает» деталями и подробностями, характерами и ситуациями и превращается в прекрасное художественное произведение. История о псевдо-ревизоре была, вероятно, необычайно популярна в 30-е годы XIX века: по известной каждому со школьной скамьи версии, сюжет «Ревизора» Гоголю подсказал Пушкин, оказавшийся на месте Хлестакова. Скорее всего, это не более чем еще один анекдот, потому что примерно в это же время появляются и другие литературные произведения с таким сюжетом – «Неистовый Роланд» Александра Вельтмана, «Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе» Григория Квитка-Основьяненко, а первого издателя «Отечественных записок» Павла Свиньина даже называли прототипом того самого ревизора.

Как бы там ни было, современников Гоголя интересовало и удивляло совсем другое: как в условиях жесткого цензурного режима Николая I пьеса вообще была допущена к постановке? Каждая русскоязычная пьеса, проходя сначала несколько ступеней цензурного комитета, потом должна была быть направлена на прочтение к самому императору. Например, менее реакционному, по сравнению с «Ревизором», «Горю от ума» повезло меньше: произведение запретили и к печати, и к постановке — и только спустя годы, с колоссальными цензурными изменениями, оно было показано публике.

Немногие знали, что успеху «Ревизора» в глазах государя помог поэт Василий Жуковский. Будучи воспитателем наследника престола, будущего Александра II, он отлично знал литературный вкус Николая I и был вхож в царскую семью. Он также был дружен с Гоголем и хотел помочь этому талантливому и молодому тогда драматургу пробиться на сцену. Жуковский устроил читку «Ревизора» по ролям и убедил императора в том, что «в комедии нет ничего неблагонадежного, что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками».

В собрании Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства есть множество экспонатов, посвященных премьере «Ревизора», в том числе и лист из учетной книги репертуарного инспектора труппы Александринского театра.

Афиша первого представления гоголевской пьесы, вклеенная на четырнадцатую страницу журнала инспектора А.И. Храповицкого, может рассказать нам не только о распределении ролей. В ней заключена целая история. Слева на полях мы видим сумму сбора за спектакль – 4220 рублей. Деньги по тем временам не малые, да и если бы мы имели возможность пролистать весь журнал, то заметили бы, что другие спектакли (в основном – водевили) часто не набирали и тысячи рублей. Выходит, зал на премьере «Ревизора» был полон, все билеты были проданы.

Справа от афиши, на полях, рукой инспектора написано следующее: «В первый раз «Ревизор». Оригинальная комедия в пяти действиях сочинения Н.В. Гоголя. Государь император с наследником внезапно изволил присутствовать и был чрезвычайно доволен, хохотал от всей души. Пьеса весьма забавна, только нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество. Актеры все, в особенности Сосницкий, играли превосходно. Вызваны Сосницкий и Дюр.».

Нахохотавшись, Николай I вернулся с представления и заявил: «Ну и пьеса! Всем досталось, а мне больше всех!». Только увидев «Ревизора» на сцене в исполнении труппы Александринского театра, император смог понять ее истинный смысл. Он даже заказал некому князю Цицианову продолжение пьесы – «Настоящий ревизор» — разоблачавшее гоголевскую комедию. Оно, впрочем, не обладало весомыми художественными достоинствами и не вошло в историю, в отличие от бессмертного произведения Гоголя.

Кристина Малая, научный сотрудник СПбГМТиМИ, специально для ИА «Диалог»

Более подробно узнать о сценической судьбе пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» и экспонатах, связанных с ней, вы можете в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства.

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!