В Петербурге случился пятый театральный «Прорыв»
11 февраля 2014 | 20:27Накануне в Северной столице прошла пятая ежегодная премия «Прорыв». Этот год для премии был праздничным, практически юбилейным. За эти годы «Прорыв», учрежденный независимыми критиками Жанной Зарецкой, Андреем Прониным и театром «Приют комедианта», растет и развивается и многое за пять лет изменилось.
В традициях премии почти каждый год приглашать нового режиссера церемонии открытия. В этом году ставила вручение молодой режиссер Екатерина Гороховская. Она сделала церемонию в стиле детского праздника. На фоне белого задника (на нем детской рукой была нарисована яркая улитка, а сверху прицеплены воздушные шары всех цветов) на разноцветных креслах-мешках за столиками в виде огромных деталей конструктора «Лего» разместились все номинанты. Вместо привычных номеров-выступлений, призванных разбавить официальные вручения статуэток, народная артистка России Ирина Соколова прочитала сказку о Чебурашке, сопровождаемую проекцией диафильма.
Среди нововведений премии — «Офф-программа фестиваля», которая, по словам создателей, призвана преодолеть рамки и границы, сдерживающие вчерашних дебютантов. Это спектакли, , в том числе и московские, не вошедшие в основную программу. В этом году это: «Митина любовь» режиссера Влада Наставшева («Гоголь-центр», Москва), «Камень» Филиппа Григорьяна и «Три дня в аду» Дмирия Волкострелова («Театр Наций», Москва), а также «Любовная история» Дмитрия Волкострелова и «Маскарад маскарад» Семена Александровского («Приют комедианта», Санкт-Петербург). Новым стал и проект «Прорыв Club», в рамках которого студенты петербургских (в том числе и технических) вузов оценивали те же спектакли, что и жюри, собранное из профессионалов.
«Этими студентами занимается Соня Власова, через полгода она станет дипломированным продюсером. Мы с ней ходили по вузам и отбирали ребят, которым интересен театр. Мы договаривались с директорами театров, чтобы этих студентов бесплатно пускали на премьеры и на спектакли молодых, а потом вместе с молодыми театральными командами они обсуждали постановки», — рассказала соучредитель премии Жанна Зарецкая.
В разговоре с «Диалогом» Зарецкая подчеркнула важность обсуждения «спектаклей молодых» со зрителями.
«Обсуждения спектаклей существуют по всей стране уже давно, а в Петербурге до этих пор не было. Режиссеры сами говорили, что им хочется обратной связи, хочется понять, что видят в их постановках молодые люди. Наконец-то возникла такая связь. Ребята обсуждают театр заинтересованно, с удовольствием. Оказывается, что это очень благодарный, замечательный зритель, просто он не знал, что есть такой театр», — добавила она.
Жанна Зарецкая так же заметила очевидно положительную динамику в развитии молодого театра в Петербурге и отчасти видит в этом важную роль «Прорыва».
«На первом «Прорыве» на сцену вышел Андрей Могучий весь в черном и сказал: «Нет режиссера, нет спектакля, нет театра. Премию можно закрывать». Это было первое ощутимое поражение: мы не нашли ни одного достойного режиссера, на следующий год было уже два режиссера, на третий – три, и сейчас – три. Эта планка не опускается, и это уже хорошо. Сейчас в молодом театре есть из чего выбирать», — сказала Зарецкая.
Соучредитель премии отметила, что, хоть жюри премии традиционно разноплановое, однако «непрофессионалов» в его числе нет.
«Обратите внимание, сначала номинантов выбирает 13 профессиональных театроведов, либо людей, которые пишут о театре или делают передачи на телевидении, то есть это профессиональные зрители. В жюри же входят люди всех театральных профессий – и менеджеры, и художники, и актеры, и критики. Жюри у нас очень разноплановое, но члены его – профессионалы высшей пробы. Мы не хотим быть непрофессиональными, мы не хотим «вкусовщины»», — пояснила Жанна Зарецкая.
По словам Зарецкой, жюри не раз спорило, выбирая лауреатов.
В результате в номинации «Лучший молодой режиссер драматического театра» победил Денис Хуснияров за постановку спектакля «Платонов. Живя главной жизнью» по мотивам произведений Андрея Платонова (лаборатория «ON.Театр»). Как «Лучший молодой актер драматического театра» премию получил Филипп Дьячков — за исполнение роли Гриши в спектакле «Кеды» по пьесе Любови Стрижак («Петербургский Этюд-театр», совместно с лабораторией «ON.Театр», режиссер – Алексей Забегин). Лучшей молодой актрисой драматического театра по версии жюри «Прорыва» стала Мария Зимина — за исполнение ролей Марии Александровны и других в спектакле «Платонов. Живя главной жизнью» по мотивам произведений Андрея Платонова (лаборатория «ON.Театр», режиссер – Денис Хуснияров). В номинации «Лучший молодой исполнитель роли второго плана в драматическом театре» победила Анна Донченко — за исполнение роли Лиды в спектакле «Демоны» по пьесе Натальи Ворожбит («Петербургский Этюд-театр», совместно с лабораторией «ON.Театр», режиссер – Семен Серзин). Лучшим молодым художником драматического театра признана Полина Бахтина — за создание сценографии и костюмов к спектаклю «Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена (театр «Приют комедианта», режиссер – Юрий Квятковский). В номинации «Лучший молодой менеджер драматического театра» выиграли Александр Вайнштейн и Александр Кондратенко — за создание и развитие творческого пространства «Скороход». Специальным призом номинационного совета премии были награждены: Григорий Козлов и творческая группа спектакля «Тихий Дон» за актерский ансамбль и верность традициям студийного театра, а также Данила Козловский и Елизавета Боярская за актерский дуэт в спектакле МДТ – Театра Европы «Коварство и любовь». Специальный приз жюри получили спектакль «Чук и Гек» и актер Евгений Перевалов за роль в спектакле Театра «Мастерская» «Москва-Петушки». Специальный приз «Фонтанки.ру» достался Денису Хусниярову за спектакль «Платонов. Живя главной жизнью». Почетные премии «За продвижение молодых талантов» получили режиссеры Кирилл Серебренников и Лев Эренбург.
В своем выступлении Кирилл Серебренников подчеркнул, что самая важная и благородная миссия премии «Прорыв» — это поддержка молодых театральных деятелей, и что он был бы рад, если бы что-то подобное было и в Москве.
Наград было роздано столько, что почти все номинанты получили призы, о чем рассказала Зарецкая.
«Как видите, никто не остался без наград. Тот, кто не получил награду основного жюри, тот получил студенческий или специальный приз. Так получается, что на вкус и цвет товарищей нет: каждый кому-то дорог, кому-то важен. Поэтому на нашей премии все чувствуют, что необходимы. Это то, чего мы хотели достичь, когда придумывали «Прорыв»», — пояснила соучредитель премии.
В беседе с «Диалогом» лауреат номинации «Прорыва» «За лучшую режиссуру», которую принято считать главной, Денис Хуснияров подчеркнул, что с одной стороны ему было важно получить статуэтку, но, тем не менее, награда не имеет для него большого значения.
«Все мы эгоисты и хотим, чтобы наше творчество каким-то образом отзывалось в той среде, в которой мы трудимся, но по большому счету это не самое важное. Мы работаем, стараемся, нам хочется говорить о том, что у нас болит, а уж как это оценивает театральная общественность и зрители — другое дело. Но мне приятно получить премию в юбилейный для нее год», — сказал режиссер.
Однако Хуснияров не совсем сошелся во мнении относительно своего спектакля с жюри.
«Как сказал Серебренников, прорыв – это что-то революционное. На мой взгляд, в нашем спектакле не было никакого прорыва, он сделать довольно традиционными средствами, форма спектакля достаточно классическая. Не знаю, куда уж мы там прорвались, может быть, мы чего-то не понимаем. Здесь у меня вопрос и к себе, и к жюри», — пояснил Хуснияров.
Премия вот уже в пятый год вручается практически всем театральным профессиям, кроме театральных критиков. Жанна Зарецкая объяснила корреспонденту «Диалога», что это сложно технологически, потому как в таком случае необходимо поднять большое количество статей молодых критиков за короткий срок.
«Все-таки важнее дать премию именно деятелям, а уж критики и так не очень страдают от отсутствия внимания. В конце концов, сейчас в интернете можно писать. Если талантлив, реализуйся где угодно: в «фейсбуке», в «контакте», в любых социальных сетях. А у деятелей нет такой возможности, им надо помочь, подтолкнуть, поэтому мы пока что ограничиваемся ими», — считает соучредитель премии.
«Прорыв» завершился, лауреаты объявлены, а те самые критики могут спорить и размышлять о значении премии в театральной жизни города. Для Жанны Зарецкой это значение несомненно.
«Когда я не могла объяснить родителям то, что со мной происходит, я брала папу за руку и вела в ТЮЗ. Родителям все становилось понятно, потому что там шли спектакли «про меня». Сейчас, в последние 4 года мой сын Денис ходит на спектакли молодых петербургских режиссеров с друзьями, и я заметила, что в разговоре, когда он хочет мне что-то объяснить, он приводит в пример героев «молодого театра». Для меня это, конечно, настоящая оценка моего труда», — рассказала Зарецкая.
В этом году в номинационный совет премии вошли: театральный критик и переводчик Юрий Кобец, театровед, заместитель директора по творческим вопросам Детского музыкалььного театра «Зазеркалье» Марина Корнакова, театровед, специальный корреспондент «Петебургского театрального журнала» Оксана Кушляева, театровед, проректор СПбГАТИ по международным связям Николай Песочинский, журналист, редактор журнала «Собака.ру» Андрей Пронин, театровед, театральный и музыкальный обозреватель Дмитрий Ренанский, театровед, старший преподаватель СПбГАТИ, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп, историк театра, театральный критик Александра Тучинская, театровед, публицист Лилия Шитенбург и театровед, переводчик, эксперт Фонда имени Лихачева Анна Шульгат.
В состав жюри вошли: режиссер, лауреат премии «Прорыв» Семен Александровский, режиссер Константин Богомолов, театральный художник Олег Головко, театральный критик, главный редактор журнала «Театр» Марина Давыдова, театральный обозреватель газеты «Коммерсантъ», заместитель художественного руководителя московского Театра Наций Роман Должанский, театральный критик, соучредитель премии «Прорыв» Жанна Зарецкая, актриса БДТ имени Товстоногова, народная артистка России Марина Игнатова, первый заместитель председателя Комитета по культуре Санк-Петербурга Борис Илларионов, актер клоун-мим-театра «Лицедеи» Анвар Либабов, актриса МДТ – Театра Европы, заслуженная артистка России Татьяна Рассказова, генеральный директор Национальной театральной премии «Золота маска», директор московского Театра Наций Мария Ревякин.
Подготовила Маша Всё-Таки / ИА «Диалог»