TO SHARE OR NOT TO SHARE
15 января 2014 | 17:27Отдельная страсть петербургского зрителя - пройти на мероприятие «по гостевым спискам». И дело тут не обязательно в отсутствии денег. Деньги есть, но попасть в список – особенная заслуга – означает, что ты или знаком с артистом, или знаком с владельцем площадки. То есть это – «респект» - как принято нынче говорить. При этом, странным образом, никому не приходит в голову попросить как-нибудь у знакомого продавца колбасы отвесить полкило по дружбе. Потому что у продавца колбасы товар конкретен и цена понятна. Искусство же – пшик и абстракция. И цены его никто не считает. И никто не просчитывает хотя бы одного хода вперед. А если просчитать, то станет ясно – не получив денег за событие А, никто не сделает дальше события Б. Но представим лучшее. Вы идете на событие, и вы покупаете на него билет. Отчего-то вдруг в этот момент вы волшебным образом превращаетесь в настоящего буржуа, кондового потребителя, озабоченного соблюдением всех моральных, этических и финансовых прав человека. У вас тут же появляется куча ожиданий, требований и претензий к продукту. Вы встаете в положение вопиющего: обслужите меня, развлеките, не разочаруйте, - вы мне должны! Это неправда – искусство никому ничего не должно. Ему и так тяжело живется. И оно нуждается не только в поддержке губернатора, но и в вашей поддержке. Не стесняйтесь говорить спасибо за спектакль или концерт. Не ленитесь звать на него своих друзей. Заведите хорошую привычку рассказывать обо всем интересном в социальных сетях – и до и после события. Не ленитесь и не стесняйтесь. Ведь одно из главных по-настоящему полезных понятий, которые подарил нам Интернет – понятие «делиться» (share). Так вот – делитесь, участвуйте, не оставайтесь в стороне. И постепенно вы превратитесь из наблюдателя и потребителя в медиума, в участника культурного процесса. А, следовательно, и сам процесс, наконец, пойдет.
В Год культуры хочется говорить о ее поддержке. И об этом, собственно, не говорит только ленивый. В основном настаивают на том, что все официальные институции должны эту самую культуру холить, лелеять, пестовать и всячески поддерживать ее во всех начинаниях. И это действительно так. И они действительно должны. Но я предлагаю посмотреть на эту тему с другой стороны. А что должны культуре мы сами – обычные ее пользователи, потребители конечного продукта?
Дело в том, что мы должны ей не меньше, чем государственные структуры. Ведь, если быть честным, сколько не вливай в культуру денег, сколько не издавай хороших и важных законов, но если зритель (слушатель, читатель) сам не будет заинтересован в ее жизнедеятельности, ничего не случится.
За несколькими счастливыми исключениями, все то, что производится в нашем городе, с большим трудом собирает публику. Промоутеры, директора, антрепренеры как только не изворачиваются, чтобы собрать на свои мероприятия более-менее пристойное количество людей. Об аншлагах и «солд-аутах» приходится только мечтать. А тот, кому это однажды удалось, потом всю жизнь вспоминает сей факт со слезами благодарности судьбе. Мало того, даже на бесплатные мероприятия, как правило, сложно собрать хотя бы половину зала. Петербургский зритель подспудно чувствует в таких затеях некий подвох. Мол, где-то здесь меня точно обманывают, где-то мне не договаривают, «бесплатный сыр бывает только в мышеловке», — и так далее, по цепи ассоциаций. В итоге, если мероприятие платное – то мы, скорее всего, предпочтем сэкономить и не дадим хитрым импресарио опустошить наш бюджет. Если мероприятие свободное – то мы этих организаторов тоже перехитрим, и не дадим реализовать их коварный, хоть и неизвестный нам, план. В итоге – не пойдем.
И это касается выступлений любых артистов – и проверенных, и неизвестных нам. На проверенных сходим как-нибудь потом, «не горит» (так называемый «эффект Эрмитажа» — Эрмитаж под боком, поэтому зайдем обязательно, но не сейчас), а на новых – не пойдем, потому что есть опасность разочароваться. Мы не любим, когда опасно. Это, кстати, коренное отличие петербургского зрителя от московского. Москвич идет на все новое, руководствуясь соображением: а вдруг это хорошо, а я пропущу. Петербуржец мыслит ровно наоборот: вдруг это плохо, а я клюну.
Отдельная страсть петербургского зрителя — пройти на мероприятие «по гостевым спискам». И дело тут не обязательно в отсутствии денег. Деньги есть, но попасть в список – особенная заслуга – означает, что ты или знаком с артистом, или знаком с владельцем площадки. То есть это – «респект», как принято нынче говорить. При этом, странным образом, никому не приходит в голову попросить как-нибудь у знакомого продавца колбасы отвесить полкило по дружбе. Потому что у продавца колбасы товар конкретен и цена понятна. Искусство же – пшик и абстракция. И цены его никто не считает. И никто не просчитывает хотя бы одного хода вперед. А если просчитать, то станет ясно – не получив денег за событие А, никто не сделает дальше события Б.
Но представим лучшее. Вы идете на событие, и вы покупаете на него билет. Отчего-то вдруг в этот момент вы волшебным образом превращаетесь в настоящего буржуа, кондового потребителя, озабоченного соблюдением всех моральных, этических и финансовых прав человека. У вас тут же появляется куча ожиданий, требований и претензий к продукту. Вы встаете в положение вопиющего: обслужите меня, развлеките, не разочаруйте, — вы мне должны! Это неправда – искусство никому ничего не должно. Ему и так тяжело живется. И оно нуждается не только в поддержке губернатора, но и в вашей поддержке. Не стесняйтесь говорить спасибо за спектакль или концерт. Не ленитесь звать на него своих друзей. Заведите хорошую привычку рассказывать обо всем интересном в социальных сетях – и до и после события. Не ленитесь и не стесняйтесь. Ведь одно из главных по-настоящему полезных понятий, которые подарил нам Интернет – понятие «делиться» (share). Так вот – делитесь, участвуйте, не оставайтесь в стороне. И постепенно вы превратитесь из наблюдателя и потребителя в медиума, в участника культурного процесса. А, следовательно, и сам процесс, наконец, пойдет.
Денис Рубин, специально для ИА «Диалог»