«Против всех» станет индикатором доверия не только к власти, но и к оппозиции
24 октября 2013 | 12:39Инициатива возвращения в избирательные бюллетени графы «против всех» пошла из Совета Федерации. Озвучила эту идею председатель Верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, соавторами закона выступили несколько сенаторов.
У профессионального сообщества еще свежа память о том, как эту графу отменяли как раз те, кто сейчас выступает за ее возвращение. Они приводили веские аргументы против этой графы. Я, как раз и был одним из тех политиков, и считаю необходимым пояснить, почему взгляды на графу «против всех» поменялись. И прежде всего, хочется привести цитату Конфуция: «Только дурак в своей жизни не меняет мнения».
Я был одним из инициаторов отмены графы «против всех» в Санкт-Петербурге. Эту правку мы приняли в 2006 году, опередив федеральное законодательство. Данное решение было не выгодно партии «Единая Россия»: хотя наши потенциальные сторонники не ставили галочку напротив этой графы, но, тем не менее, по итогам выборов большую часть голосов «против всех» в силу законодательства наша партия получала. Отмена же графы «против всех» должна была усилить оппозиционные партии. Мы предлагали гражданам определиться, кого конкретно человек хочет поддержать, какая политическая сила ближе конкретному гражданину. Можно сказать, что мы предложили потенциальным сторонникам «против всех», выбрать «лучшее из зол». Могу с уверенностью сказать, у нас получилось это сделать. Избиратель стал приходить на участки подготовленным, зная за какую партию проголосует. Испорченные бюллетени и написанное от руки «против всех» как было, так и осталось редким исключением гражданского самовыражения.
«Единая Россия» нуждалась в усилении политической конкуренции, ведь без конкуренции идет деградация и «бронзовение», и мы это прекрасно понимаем. Отмена графы «против всех» эту конкуренцию усилило. У оппозиционеров появился лозунг «голосуй за кого угодно, кроме Единой России». Хотя он широко использовался на выборах в 2011 году, на сегодняшний момент он уже утратил свою актуальность. Люди больше не хотят голосовать «за кого угодно». Политическая ответственность граждан выросла.
Тем более, что политическая реформа открыла ворота в большую политику новым, маленьким партиям. Усилия по созданию крепкой политической системы с большими и мощными партиями увенчались успехом, именно эти партии побеждают на региональных выборах. Новые партии получают свои проценты, в каких-то случаях им удается провести в муниципалитеты или региональные Законодательные Собрания своих депутатов. Но даже при всем политическом многообразии остается большое количество граждан, которым не симпатична ни одна из представленных партий. Эти граждане предпочитают просто не ходить на выборы, что, на мой взгляд, не правильно. Стоит признать, что отмена графы «против всех» в 2006 году явку на выборы не увеличила. И думаю, что ее возвращение может привлечь на избирательные участки тех, кто хочет выразить свое отношение ко всем политическим силам страны. Графа «против всех» станет определенным индикатором доверия не только к власти, но и оппозиции. Уверен, политические силы быстро научатся понимать данный сигнал.
Не могу не сказать и о другой важной претензии к возвращению графы «против всех». Некоторые эксперты ставят в упрек, что возвращение графы выгодно «Единой России». Если отмена данной графы была не выгодна партии власти, то возвращение «против всех» добавит голоса, возможно, отнимет часть голосов у оппозиционных партий. Но возвращение этой графы выгодно и обществу, гражданам России, которые больше не хотят выбирать по принципу «лучшее из зол».
Возвращение графы «против всех» укладывается в логику максимально открытой политической конкуренции, именно к этому мы сейчас и идем. И повторюсь, очень важно, что бы в выборах участвовало как можно большее количество граждан, и если люди хотят выразить свое недоверие ко всем политическим фигурам в избирательной кампании, это право у них должно быть.
Совсем скоро мы увидим, насколько много этих людей. Надеюсь, что все-таки избиратели будут выбирать политические партии, а не абстрактного кандидата «против всех».
Вадим Тюльпанов, специально для ИА «Диалог»