Максим Шевченко: Бороться с терроризмом на Кавказе только силовыми методами нельзя
22 октября 2013 | 16:55
Борьба с терроризмом на Северном Кавказе должна вестись не только силовыми методами, но и с опорой на социально-политические мероприятия, а также культуру и просвещение. Такую точку зрения высказал журналист Максим Шевченко в комментарии ИА «Диалог». Также он изложил свое представление о том, как можно ликвидировать бандитское подполье на Кавказе.
«Для преодоления того уровня и масштаба террористической активности, который существует на Северном Кавказе, в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и на территории Чеченской республики, необходимо сочетание нескольких факторов. Силовой, конечно, существенный. Оперативная работа, уничтожение лидеров подполья, разрушение связей, уничтожение ячеек и хранилищ, выявление активных участников или пособников бандподполья – обязательные условия победы», – считает Шевченко.
Он также добавил, что справиться с этим без силового фактора невозможно.
«Поэтому важно иметь в виду второй пункт, без которого первый пункт будет только бесконечно воспроизводить терроризм. Это социально-политические мероприятия, цель которых сделать в среде мусульман нетерпимыми террористические методы действия. С этой точки зрения, и спецслужбы, и общество, и государство должны несколько скорректировать свое отношение к исламскому сообществу. Долгое время в Дагестане всё сводилось к попыткам подчинить всех мусульман одному духовному центру. В Дагестане очень много разных направлений ислама, это всегда приводит к конфликтам. Поэтому мне кажется, что работа с ищущими мусульманами, которых мы условно называем салафитами или сторонниками современного исламского просвещения, но которые при этом отрицают терроризм, очень важна», — отметил Шевченко.
Кроме того, эксперт добавил, что именно ищущие мусульмане являются той силой, которая может способствовать неприятию терроризма в мусульманской среде.
«Третья составляющая противодействия терроризму – культура, просвещение и создание исламского образования, в том числе, на русском языке. Нужна поддержка исламских ученых — не тех, которые нравятся каким-то экспертам, а тех, которые являются авторитетными в среде исламской молодежи. К сожалению, этого не происходит. В итоге попытки создания со стороны государства разных духовных управлений привели к тому, что лидеры этих управлений полностью утратили какой-либо духовный авторитет в среде молодежи. Зато террористы, бандиты и убийцы этот авторитет приобретают», — добавил Шевченко.
Также он отметил, что именно из-за недоверия исламской молодежи к официальным духовным структурам, она становится «добычей» террористических вербовщиков.
«Мы должны понимать, что единственная цель теракта в Волгограде – та, которую сформулировал в свое время лидер бандитов Доку Умаров. Сделать так, чтобы русское население настолько возненавидело Кавказ, чтобы захотела его отделения. Сегодня те, кто устраивают поджоги в общежитиях мусульман или кавказцев (сегодня в Волгограде какая-то бутылка с коктейлем Молотова была кинута в молельный дом), начинаются избиения мусульман – они играют на руку Доку Умарову. Все погромщики, все, кто распространяет кавказофобию, выступает за отделение Кавказа от России – это пособники Доку Умарова. Это совершенно ясно. Они соответствуют его целям», — подчеркнул Шевченко.
Напомним, накануне в Волгограде в пассажирском автобусе произошел взрыв. Следователи считают, что это был теракт, который, предположительно, совершила смертница — уроженка Дагестана Наида Асиялова. В результате взрыва погибли шестеро человек, пострадали около тридцати.