Первомай, Первомай — кого хочешь выбирай
01 мая 2013 | 18:52В воздухе кричали: «Петербург — светский город». А слышалось, что «шведский». Может, и в самом деле что-то такое есть: оказывается в Швеции ежегодно проходит фестиваль всех политических партий. Нечто похожее уже много лет и в городе на Неве 1 мая. С некоторыми зарисовками Первомая тринадцатого года — корреспонденты «Диалога».
«Я убежден, что у нас разумная оппозиция, ответственная оппозиция, и мы не допустим никаких проявлений». Такие слова под улыбки журналистов прозвучали от спикера петербургского парламента Вячеслава Макарова за несколько минут до начала шествия «первомайцев» по Невскому проспекту. В это же время где-то рядом с БКЗ «Октябрьский» в ожидании своей очереди томились коммунисты, эсеры, внушительная толпа «трудовиков». Демократов на горизонте видно не было — их шествие было самым поздним — в 12:00.
***
В колонне партии власти было 8-10 тысяч человек — партийцы и их сторонники. Вторых, разумеется, больше — автолюбители, работники ЖКХ, врачи, судостроители, представители профсоюзов Петербурга, студенты. Последние говорили, что их «согнали» на Невский в праздничный день против воли, но представиться молодые люди побоялись.
Смелые работники здравоохранения со смехом скандировали «Врачам — бесплатное жилье!» Кто-то, видя объективы фотокамер, просил сфотографировать и всячески позировал. «Единороссовское» шествие было пятнистым — местами мелькали улыбки в большом количестве, на шеях матерых мужчин размахивали флажками дети. Особый подтекст читался в зоне, где надрывно играл русский рэп с воодушевляющими речитативами о единстве — там немало людей шли с вытянутыми лицами и были явно невыспавшимися.
Не остались в стороне и всевозможные «дружинники» — оказалось, они есть практически у каждого районного отделения ЕР. Место они заняли у краев шествия. Некоторые стремились доказать свою нужность.
— Девушки, уйдите-ка отсюда, — сказал он корреспондентке «Диалога» и ее коллеге, словно настоящий русский правоохранитель, и пододвинул журналистов к тротуару.
— Нет, мы журналисты, вообще-то, и уходить не намерены.
— Я все понимаю, но…, — не договорил дяденька с недобрым видом, и, махнув рукой, пошел дальше — подопечные не стали его ждать.
С другого края колонны, рядом с видными представителями власти, горделиво, убрав руки за спину, шагали представители «Казачьей дружины». Они, в отличие от районных коллег, никого не трогали.
В облаке «медвежьей» символики были вкрапления «чоповцев». Охранники в форме и с суровыми лицами шествие фактически замыкали. Они мало чем отличались от омоновцев, прикрывающих «хвост» колонны. Там же со скоростью улитки тащилась пара милицейских машин. Практически сразу за ними шла белоснежная с синими вкраплениями «Трудовая партия». На растяжках было нечто приятное о «свободе СМИ», кричали они про повышение зарплат, социальные гарантии… Вообще, лозунги о «достойных зарплатах» были самыми повторяемыми.
Впрочем, «Трудовой партии» удалось повеселить журналистов минут через двадцать, у «Литературного кафе».
— Жулики и воры — пять минут на сборы! Жулики и воры — пять минут на сборы!
Метрах в сорока впереди «трудовиков» был хвост «Единой России».
Митинг «Единой России» на Дворцовой площади был необычайно коротким. Очевидно, для партии власти это все же больше праздник весны, чем труда. Хотя спикер ЗакСа Вячеслав Макаров в своей речи о трудящихся не забыл.
— Труд должен быть в почете и выходить на первое место. Высочайшая оценка должна ставиться именно людям труда, которые своей головой, своим талантом достигают многого, — подчеркнул он.
Вслед за Макаровым выступил вице-губернатор Игорь Дивинский. Он напомнил собравшимся, что сегодня впервые после краха СССР вновь вручат Ордена Героев труда. Завершил митинг руководитель Федерации независимых профсоюзов Владимир Дербин: «Всем трудящимся желаю праздничного настроения, достойных условий труда и хорошей заработной платы». На том и разошлись.
***
Эхо от коммунистов было раскатистое и громкое. Навскидку, их было тысячи три — корреспондент «Диалога» была у РНБ, а алые флаги вплоть до Площади Восстания были непрерывны.
— Красные в городе!
— Правительство — в отставку!
— Скоро, скоро выстрелит «Аврора!»
— Рабочим — винтовки, буржуям — веревки!
К тому времени солнце палило уже совсем по-летнему. От раскаленного асфальта Невского вверх поднималось горячее дрожащее марево, в плавящемся воздухе коммунистическая колонна была словно мираж. В этом было много символичного — словно призрак Октябрьской революции двигался к Дворцовой от Площади Восстания, шумя и растворяясь в слепящем свете.
Коммунисты и в самом деле шли к Зимнему. В белой курточке и красным шарфом среди них выделялся глава петербургской фракции КПРФ Владимир Дмитриев.
— О, «Диалог»! Полина Полещук! По мою душу? — посмотрел он с улыбкой на пресс-карту и все-все-все рассказал. Все лозунги, правительство страны нужно распустить, потому что «его курс разрушает науку, культуру, образование», а еще «все-все необходимо вернуть народу».
— Владимир Яковлевич, а почему так печально все? Ведь «мир, труд, май»…
— Сейчас для нас Первомай — это не совсем праздник, если не сказать больше. Из дня солидарности мы на сегодняшний день пришли к дате, когда мы должны выразить свой протест. Слишком много непорядка в стране, поэтому на улице мы выражаем несогласие с действующим правительством… Но, все равно, с праздником Вас!
Рядом с грустно столпившимися коммунистами, большая часть колонны которых распалась, явственно почувствовался запах перегара. На площадь пришли примерно пятьдесят-сто националистов. Неподалеку от Главного штаба они встали в узенькое колечко, в котором «пленились» фотографы, пощелкивая затворами. Националисты соорудили что-то вроде забора из транспарантов с портретами Квачкова, цифрами «282» и пятнами имперской символики. Их представители сетовали прямо в микрофон о том, что «гордиться в сегодняшней России нечем, а надо делать так, чтобы гордиться было чем».
Кто-то из топчущихся поблизости членов КПРФ подошел к этой стайке. Следующая картинка была такой — рядом с «имперцами» в потертых косухах встали бабушки и дедушки с красными ленточками и серпомолотовыми шариками, и взялись за краешки националистичексих растяжек. «Бело-желто-черные» оказались не жадными и дали всем желающим коммунистам высказаться. Голубоглазая и седовласая женщина в шляпке, лет примерно шестидесяти, громко требовала освобождения Владимира Квачкова, Леонида Хабарова и «замечательного русского человека и патриота» Александра Сергеевича Киселева. Позже она представилась спокойным и слегка девичьим голосом как Николаева Галина Степановна, врач и член КПРФ.
— Галина Степановна, а почему Вы выступаете рядом с националистами?
Не раздумывая и сверкнув взглядом, доктор ответила следующее:
— Потому, что я русский человек, а Россия погибает. Поэтому я веду защитников и борцов за свою Родину!
***
Тот факт, что демократы в кои-то веки не переругались, в полной мере осознать можно было только там, у БКЗ. Нет, конечно «Демвыбор» Владимира Милова пошел отдельной колонной, но депутатов Резника и Кобринского можно было увидеть на одной фотографии, а это уже достижение.
В колонну демократов кроме «Яблока» и бывшего «Яблока» в лице Максима Резника и движения «Весна» вошли либертарианцы, члены «Партии 5 декабря», РПР-ПАРНАС и многочисленные движения — «Демократический Петербург» и «Альянс гетеросексуалов за равноправие ЛГБТ», сильно пересекающиеся, конечно, — среди них.
Радужные флаги появились не сразу — представители полиции запретили поднимать их, ибо такая символика не угазывалась в заявке на шествие. С ними спорили, довольно долго и безуспешно. Наконец при молчаливом согласии представителя комитета по законности Николая Струментова флаги поднять разрешили.
— Я? Я что? Я ничего не разрешаю и ничего не запрещаю. Я просто пришел. Участник? Нет, я не участник, — отреагировал чиновник на предложение самому взять в руки флаг (не обязательно радужный).
Главный лозунг — «За светскую Россию без политических репрессий и религиозного мракобесия». Но каждый расставлял свои акценты. Борис Вишневский нес портрет покойной Анны Политковской, молодые ребята поддерживали Навального, а активист гей-движения нес куклу Милонова — в виде невесты с фатой. Иногда, под лучами солнца, она принимала облик ректора СПбГУ Николая Кропачева, возможно, на радость студенческому активисту Виктору Воробьеву.
Шествие было долгим, то и дело останавливались, ждали когда подтянется «хвост». Вячеслав Нотяг радовался, что демократы смогли объединиться, Борис Вишневский рассказывал об истории лозунга «Это наш город», который появился еще в 2007 году и пережил правление Валентины Матвиенко. «Младояблочница» Ксения Вахрушева — о шведском фестивале политических партий, на который похож традиционный питерский Первомай.
— Только там у них это финансирует государство, — отметила Вахрушева.
— У нас нет, но может. Удобно было бы в ГУЛАГе — все на виду, все при деле, — зло пошутил корреспондент «Диалога» и сменил тему.
Митинг наступил только около двух часов дня и долго не отступал. К этому времени на Конюшенную добралось несколько сотен человек. Было зябко (плохая «инсоляция», объяснила Вахрушева, узнавшая это слово после проверки НКО «Беллона» Роспотребнадзором), но празднично. Шевчук, Цой — их песни неизменно звучали, пока подтягивался хвост. Открыл митинг депутат Александр Кобринский. Он посетовал, что во всех странах народ организует фронты против власти, а в России — власть создала фронт (ОНФ, очевидно) против народа. Впрочем, скоро все изменится, а уголовное преследование оппозиции — признак страха власти.
— Мы должны готовиться к тому, что люди придут к своим руководителям снизу доверху и скажут, как пушкинский Иван Игнатьевич из «Капитанской дочки»: Ты нам не государь! Ты, дядюшка, вор и самозванец!
Следом за Кобринским выступил Максим Резник, несколько раз отметивший, что представляет «Гражданскую платформу». Говорил же Резник о смычке между властью и РПЦ, которая, по мнению депутата, губительна.
— Россия это уже проходила, когда политическое самодержавие, политический чекизм того времени сросся со структурой ЗАО «РПЦ», и они довели страну до того, что вместо реформ страна получила большевизм, — напомнил Резник.
Его лозунг за «Светскую свободную Россию, за нашу и вашу свободу!» встретили горячо.
Далее речь пошла о другом — о Навальном. Активист «Гражданской ответственности» сообщил собравшимся, что антикоррупционер передал смс с приветом Питеру. На митинге также выступил депутат Борис Вишневский, активисты Виктор Воробьев (он представлял «Народный альянс»), Юлия Алимова («Весна»), Ольга Ленкова («Выход») и другие. В конце мероприятия организаторы предостерегли гей-активистов о возможных провокациях на пути к метро. Но в этом месте и в этот раз ничего плохого не случилось.
***
Задержания были на Дворцовой. Политическое и физическое пространство не поделили анархисты и националисты. Задержаны около 20 человек. И это единственный инцидент на первомайских демонстрациях, утверждают в полиции.
Полина Полещук, Василий Романов / ИА «Диалог»