100.7$ 106.1€
0.59 °С
Новости Все новости

Вадим Тюльпанов: Мы мечтали о гласности еще при Горбачеве. И вот мы ее получили

21 декабря 2012 | 15:38

Период 2011-2012 годов завершил целый цикл общественно-политической жизни как в Санкт-Петербурге, так и в России. О самых резонансных событиях в северной столице и России, неоднозначных законах, проблемах нынешней и предыдущей администраций Петербурга, а также о Pussy Riot, митингах, церкви и сосульках «Диалог» побеседовал с представителем обеих столиц, бывшим спикером ЗакСобрания и сенатором Совета Федерации Вадимом Тюльпановым.

Вадим Тюльпанов, фото Российской газеты

Какие события, Вы считаете, в этом году были самыми важными для Петербурга и для России?

В России самое резонансное событие года – это выборы президента. В данном случае, Вы знаете, мы выбрали Владимира Владимировича Путина, и, на мой взгляд, если брать из политических событий, — это самое важное событие. Плюс к этому, я бы отметил также и митинги на Болотной площади. Я не помню, в этом году они были или в прошлом, но это тоже запомнилось, я считаю это одним из главных событий последнего года. Не помню, может быть, это было еще в том году. Это если брать по России.

В Петербурге, на мой взгляд, что сразу пришло на память, — это решение о переносе в Петербург Верховного и Арбитражного судов. Я считаю, что это тоже очень важное для Петербурга событие, в этом году оно мне запомнилось больше всего, потому что это застройка огромного квартала Петербурга, это закрепляет за Петербургом статус второй столицы России. На мой взгляд, это правильное решение.

Кстати, на Ваш взгляд, протест не как митинг, а как недовольство граждан уже прошел?

На сегодняшний день мы видим, что протестные митинги такой остроты не имеют и такого большого количества людей не собирают, но это не значит, что такому невозможно повториться в будущем. Просто Россия – это огромная страна с инерционным типом мышления. Накапливается желание выйти на митинг очень долго – вот оно накопилось к тем выборам, к выборам президента, после выборов в Госдуму, возможно, оно сопряжено с какими-то серьезными выборами в стране. Поэтому, так как у нас выборы теперь раз в году будут происходить, в сентябре, возможно, какие-то митинги будут. Опять же, я могу только предполагать.

К слову о петербургской власти. В этом году в СМИ было и есть много разговоров о сравнении и даже о теориях противостояния между прошлой и нынешней администрациями города. Вы согласны, что такое противостояние есть?

Вы знаете, я, в отличие от многих, может быть, не согласен с такой позицией. Есть ли такое противостояние? От лиц прошлой администрации я не вижу каких-то политических заявлений, которые могли бы заставить об этом говорить.

Тогда почему в СМИ обсуждают это?

На мой взгляд, это больше надумано, чем есть на самом деле.

Не жалеете ли Вы о том, что проекты вроде Орловского тоннеля, «Набережной Европы», продвигаемых Валентиной Матвиенко, закрыли при нынешней администрации?

Да, обидно мне, конечно, как петербуржцу. Если с «Набережной Европы» вопрос решен с судами, как я понимаю, там они будут размещаться, то ситуация с нехваткой Орловского тоннеля будет нарастать, к сожалению. Потому что у нас в городе машин меньше не становится, пробки все очевиднее с зимним сезоном.

Когда я приезжаю в Петербург, естественно, я тоже стою в пробках. Кроме того, что тоннель мог серьезно разгрузить город от пробок, он еще, по сути дела,  — единственная возможная переправа, если не считать Вантового моста, который находится достаточно далеко от центра города во время навигации. Это единственная переправа могла бы быть, но ее, к сожалению, нет. Это необдуманный поступок, на мой взгляд, что отказались от Орловского тоннеля. Возможно, его надо как-то удешевлять, но дело в том, что этот проект прошел Главгосэкспертизу. Чтобы пройти ее, нужно не менее трех-четырех лет. Время прошло, было «завоевание» этого проекта, прохождение Главгосэкспертизы, после чего уже начало непосредственно строительства. Но, к сожалению, этого не происходит. Думаю, что в будущем все равно вернутся к идее Орловского тоннеля, может, он будет называться по-другому, но в любом случае, вернутся к этой переправе, потому что переправа, которая в летнюю навигацию работает 24 часа в сутки – она нужна.

Кстати, к вопросу о работе исполнительной власти в Петербурге и уборке снега. Вы сами травмировались этой зимой, сломали коленку на ступеньках храма… Как, кстати, ваше состояние?

Ну, еще неделя прошла , надо, как минимум, чтобы прошло пять недель, надеюсь, все заживет хорошо.

Так вот, к вопросу об уборке города – на Ваш взгляд, она стала лучше, чем при Матвиенко, или хуже?

Мое мнение со стороны? Убирают не лучше и не хуже – так же убирают. Более того, я много езжу по городу, вижу большое количество сосулек, но теперь «ноу-хау» новых городских властей заключается в том, чтобы огораживать красными флажками места возможного падения этих сосулек. Причем таких мест достаточно много. Я думаю, что петербуржцы со мной согласятся, что убирают эти сосульки не так часто, а закрывают флажками повсеместно. При этом, я думаю, что, наверное, это правильное решение. Но, тем не менее, выгонять людей с тротуаров и пешеходных дорожек на сторону движения, где машины – неоднозначное решение. Необходимо, как мне кажется, закрывать флажками и тут же убирать сосульки и наледь с крыши, а не оставлять это все. Я знаю, что по несколько дней или даже неделями флажками перегорожены некоторые участки в Санкт–Петербурге.

Какое решение могло бы быть у этой проблемы с сосульками?

На сегодняшний день, мне кажется, инновационного ничего в этом плане сделать нельзя. Просто надо на этот период, возможно, набирать промышленных альпинистов – возможно, продумать целую программу для этих технических альпинистов, которые могут работать зимой. Но это, естественно, надо делать заранее, закладывать для этого какой-то бюджет, чтобы зимой как можно больше было технических альпинистов и мы были бы обезопасены от того, что сосулька упадет на голову.

Как Вы оцениваете работу Законодательного собрания Петербурга в этом году?

Я оцениваю хорошо! В общем-то, ничего не могу сказать плохого, оценка – четверка по пятибалльной системе.

Лучшая инициатива, лучший закон, принятый ЗакСом?

Я считаю, что бюджет – лучший закон, принятый ЗакСом в этом году. Есть законы, которые, так будем говорить, дали возможность говорить о ЗакСобрании во всей России, ну, Вы знаете, о чем я вам говорю. Моя позиция – по некоторым законам я поддерживаю, по некоторым – неоднозначно… Тем не менее, наш парламент заявляет о себе, и я чувствую это, потому что я представитель парламента в Совете Федерации, мне часто говорят о тех или иных законах, которые принимаются парламентом.

Кстати, о Совете Федерации – Вы считаете, закон, против усыновления американцами российских сирот – его надо доработать, или он не имеет права на существование?

Я сам закон этот, который в первом чтении назывался «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации», поддерживаю. А что касается той поправки – этого я как раз не поддерживаю. Потому что считаю, что у нас количество детей, которые могли бы обрести родителей, может уменьшиться. То есть не может, а точно уменьшится, потому что американские граждане берут детей, в том числе и больных, например, синдромом Дауна или синдромом приобретенного иммунодефицита.

Что совершенно точно я знаю, потому что я в том числе занимаюсь проблемой усыновления, — у нас есть такая программа «Единая семья», где мы через Интернет публикуем видеопаспорта детей на сайте sirota.ru. Там потенциальные усыновители могут посмотреть на своего ребенка. Как оказалось, это очень действенная мера, она уже работает четвертый год, и у нас более ста детей в год усыновляются по этой программе. В том числе, они усыновляются и американскими гражданами, в том числе и больные тяжелыми заболеваниями, такими, как гепатит, СПИД и синдром Дауна, на что российские граждане практически никогда не идут. Поэтому для этих бедных больных детей с принятием этой поправки будет заказан путь в семью. Американские семьи берут таких детей, и, как правило, в большей части случаев, излечивают ребенка, если это возможно, они принимают все меры для лечения этого ребенка.

Какой закон, по Вашему мнению, был самым важных из принятых СовФедом, и за который Вы голосовали сами?

В Совете Федерации много было важных законов, но для примера я бы отметил те законы, которые наш комитет представлял. Это, например, закон о формировании Совета Федерации. Я считаю, что формирование стало более демократичным, вы знаете от губернатора, переизбираются трое сенаторов депутатами. То есть, от власти законодательной такое повышает легитимность Совета Федерации в целом. На мой взгляд, это один из важнейших законов, скажем, политических законов, которые поддержал Совет Федерации в этом году.

Почему, на Ваш взгляд, в СМИ в этом году так часто «обижают» церковь? Если взять, например, резонансную историю с часами патриарха, и прочие подобные случаи.

Знаете, я в этом случае что могу сказать… Мы сами двадцать лет назад, ну, чуть более двадцати лет назад, мечтали, еще при Горбачеве, о гласности и демократизации страны. И вот мы ее получили. На сегодняшний день, я считаю, что у нас страна, где гласность и демократизация на уровне не меньшем, чем в самых демократических странах. Поэтому это и происходит – любые мелочи и более крупные вещи замечаются средствами массовой информации и тут же становятся предметом гласности. Не вижу в этом ничего плохого, наоборот – вижу больше плюсов, чем минусов.

Плюсы в том, на мой взгляд, что публичные люди должны следить за своими поступками, своими словами и своими делами. Нужно понимать, что, в любом случае, это может стать – и станет – достоянием гласности, и за свои слова, за поступки, за дела придется отвечать. Вот почему средства массовой информации называют четвертой властью – именно поэтому.

Многие либеральные СМИ называют событием года выступление Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Вы могли бы в чем-то с этим тезисом согласиться или нет?

Ну, отчасти да! Это такая лакмусовая бумажка, высветила… Это событие, которое всколыхнуло все российское общество, разные его слои, по-разному люди отнеслись к поступку этих женщин. Я, честно говоря, в свое время говорил о том, что я не одобряю этот поступок. Более того, считаю и считал, что это можно квалифицировать как хулиганство, которое по нашему Уголовному кодексу наказывается вот так. Более того, оно может наказываться порой до пяти до — семи лет лишения свободы. Поэтому в данном случае фигуранты этого уголовного дела получили, в принципе, не такой большой срок.

Другое дело, многие говорят, что это дело можно было квалифицировать как административное хулиганство. Есть хулиганство по Административному кодексу, а есть  — по Уголовному. Но, если подходить с чисто юридической точки зрения, то хулиганство группы лиц по предварительному сговору – это чистая уголовщина. Поэтому в данном случае этот поступок нельзя было осудить как административное нарушение и дать просто штраф и 15 суток ареста. Это я выступаю с точки зрения юриста.

В то же время, понятно, что девушки, наверное, не заслужили столь сурового наказания, это по-человечески, наверное, я могу высказывать. Но, по закону, это так, к сожалению, есть.

А какое событие Вы бы могли назвать самым хорошим из главных, что произошли в этом году, при этом значимых в какой-то степени для себя?

Наверное, это годовщина Девятого мая, годовщина Победы в Великой Отечественной войне, она всегда оставляет у меня светлые впечатления, всегда запоминается, и запомнилась мне и в этот раз. Я участвовал в возложении цветов на Пискаревском кладбище восьмого мая, восьмое мая как раз совпадает с моим днем рождения, поэтому для меня это всегда особенно памятно. И еще восьмого мая я также выступал с Василием Герелло на Исаакиевской площади, спел несколько военных песен вместе с ним.

Давайте поговорим о приятном и личном. Остается ли у Вас время на музыку, личные увлечения, чему больше всего уделяете свободного времени?

Ну, сейчас у меня стало еще меньше свободного времени, я часто летаю из Петербурга в Москву, часть недели провожу в Петербурге, большую часть провожу в Москве. Хобби у меня остались прежними – я люблю музицировать, играю на пианино, пою в семейном кругу. Раньше я любил горные лыжи, а теперь, к сожалению, на этот год мне придется это увлечение оставить, в связи с тем, что у меня сломалась коленка. На рыбалку, надеюсь, можно будет. Я зимнюю не люблю, люблю летнюю, до нее еще время есть, поэтому нога должна зажить.

И последнее – какие ожидания Вы возлагаете на наступающий 2013 год?

Я жду, чтобы у нас не было потрясений, не было Болотных площадей, чтобы граждане России были бы довольны законами, которые принимает Госдума и Совет Федерации, в любом случае, мы стараемся. Возможно, у нас что-то не получается, но депутаты тоже люди, как и любому человеку, им свойственно делать ошибки. Главное, чтоб эти ошибки не повторялись, изучались, и впоследствии можно было бы благодаря собственному опыту эти ошибки не повторять.

Ну и также я желаю всем здоровья, это самое главное, особенно я понял это совсем недавно, когда сломал коленку. Когда об этом не задумываешься, слово здоровье имеет такой легковесный смысл. А когда сам находишься в таком состоянии, что ты нездоров, в данном случае я имею в виду свой перелом, – конечно, все уже совершенно по-другому звучит, понимаешь, что здоровье – это самое важное, что есть у человека. Поэтому я желаю всем здоровья, чтоб они берегли его, никто не поскальзывался на улицах, никому на голову сосульки не падали, и люди вели бы здоровый образ жизни. Здоровье, семья и дети — вот то, что я считаю самым важным для человека.

Беседовала Полина Полещук / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!