На Петербург уверенно наступает настоящее лето, и с этим резко увеличивается число мероприятий на свежем воздухе… а ведь до Дня города ещё неделя. Заодно, как на дрожжах, растёт и наша еженедельная подборка, ведь мы пытаемся подобрать для вас сбалансированный набор культурных (и к ним приближённых) событий, которыми можно занять себя в ближайшие выходные.
Оговоримся сразу: как водится в третьи выходные мая, безоговорочный приоритет – у «Ночи музеев». О ней мы подготовили отдельный материал, а также – если ничего не случится – сделаем и итоговый фоторепортаж. Также мы уже упоминали Книжный салон и фестиваль SPbTransportFest для любителей технической тематики и особенно общественного транспорта. Всё это в дайджесте не упоминается, но держите эти события в уме, если они вас заинтересовали.
Если не считать вышеозначенных событий, то главным из числа больших мероприятий представляется Весенний праздник фонтанов в Петергофе, который начнётся в субботу, 20 мая, в 13:00 – разумеется, на Большом каскаде в Нижнем парке. В этом году событие посвящается 300-летию первого показа этой резиденции императором Петром I иностранным послам. Уместно, что называться это действо будет «Как читать Петергоф».
«В основе театрализованного представления лежит идея о том, что посетитель, гуляя по Петергофу, может узнать о величии, богатстве, искусстве и науке нашей страны – стоит только научиться правильно «читать» эту информацию. О том, как это сделать, гостям праздника расскажет сам император – Пётр Великий. Зрители смогут узнать об аллегорических значениях статуй и фонтанов Нижнего парка, чем отличается Петергоф от Версаля, и какие картины предпочитал показывать своим гостям Пётр I», – рассказывают о событии в ГМЗ «Петергоф».
В празднике примут участие солисты Мариинского и других музыкальных театров нашего города, петербургские артисты, танцоры и музыканты, а также студенты Государственного института культуры и волонтеры, всего – 200 человек. Впервые на Весеннем празднике фонтанов будут размещены два дополнительных экрана для онлайн-трансляции происходящего на главной сцене, установленной в центре Большого каскада. По традиции праздник завершится пуском фонтанов и пиротехническими залпами над Большим Петергофским дворцом.
Что приятно – посещение праздника не потребует дополнительных билетов: достаточно будет приобрести входные билеты в Нижний парк заранее на сайте или в день посещения – в кассах парка или билетных терминалах.
Лето – это всегда ещё и цветы. Сразу несколько мероприятий с флористическим уклоном можно наблюдать в эти дни в Петербурге: например, традиционный Фестиваль тюльпанов на Елагином острове. Посетить его можно будет в оба выходных дня, 20 и 21 мая.
«Тема этого года – «Парк всех влюблённых». Территорию покроют тысячи цветов. При подготовке к музыкально-флористическому празднику было высажено более 170 тысяч луковиц 50 разных сортов», – рассказал в комитете по культуре.
Как пояснили в администрации ЦПКиО, у парадных ступеней Елагиноостровского дворца развернётся концертная сцена: в исполнении оркестров, ансамблей и оперных певцов Санкт-Петербурга прозвучат романтические музыкальные произведения классиков и композиторов современности. Романтика (в том числе с этническим флёров) – в соответствии с романтической тематикой. Музыкальная программа намечена на период с 13 до 18 часов.
На площади у Конюшенного корпуса с 11:00 до 13:00 пройдёт традиционная программа выходного для посетителей серебряного возраста с выступлением духового оркестра. На Большой площади же с 12:00 до 18:00 гостей ждут «Модный базар» и другие развлечения. Наконец, на прудах с 14:00 до 18:00 будет «Музыка на воде»: артисты со струнными инструментами будут играть прямо в лодках на 3-м Южном и на 3-м Северном прудах.
Свои цветочки покажет и Русский музей: с 17 мая в Летнем саду открыт после зимнего перерыва Красный сад, где осенью были высажены более 4500 луковиц тюльпанов.
«Торжественная посадка тюльпанов в Красном саду – это многолетняя традиция Русского музея. Красный сад был воссоздан во время реставрации Летнего сада по планам XVIII века. Когда сезон тюльпанов пройдёт, на грядках сада взойдут пряные растения. Также специалисты садов Русского музея выращивают здесь овощи, которые начали возделывать в России во времена Петра I: всего 24 культуры, среди них – картофель, артишоки, спаржа», – рассказали в Русском музее.
Как пояснили специалисты, цветочные партеры – один из эффектных приемов оформления регулярного сада XVIII столетия. Тюльпаны стали сажать здесь именно при Петре I; традиция продолжилась и в XX веке.
«После посадки луковиц в октябре мы с коллегами, конечно же, ждали прихода весны, когда распустятся тюльпаны – и мы придём посмотреть на плоды своих трудов. Все луковицы взошли, и нам приятно увидеть, как преобразился сад благодаря нашим стараниям», – рассказывает художник-реставратор Отдела реставрации резных икон и деревянной скульптуры Виталий Копяков.
Там же с 17 мая открылся флористический выставочный проект «Театр примул»: гостям впервые представлены 69 редких примул-аурикул. Он размещён в павильоне музеефицированного фонтана «Лакоста».
«Театр примул» — традиционная форма показа первоцветов, которые высоко ценятся среди коллекционеров. Само понятие «театр примул» появилось в викторианской Англии, где увлечение разведением аурикул охватило все слои населения – от аристократов до шахтёров. Коллекционеры стремились продемонстрировать диковинные первоцветы с наиболее выигрышной стороны. Аурикулы размещались на специальных подставках в красивых горшках. Желающие могли увидеть цветочные композиции, оформленные согласно индивидуальному вкусу хозяев. Такие «театры» создавались в весеннее время, на лето примулы убирали в тенистые места», – пояснили в музее.
В субботу, 20 мая, в Комарово пройдут празднования, знаменующие открытие дачного сезона в Курортном районе. Праздник будет длиться почти целый день и начнётся (в 11:00) в музее «Келломяки-Комарово», где для посетителей пройдёт первая за день бесплатная экскурсия; её повторят в 15:00.
В 13:00 на концертной площадке Комаровской библиотеки начнется торжественная часть с чествованием новых почётных жителей посёлка. Перед гостями выступит Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика» под управлением Александра Канторова. Гостям предлагают приходить в одежде комаровских дачников начала XX века. Для желающих провести время активно на стадионе в 14:00 будет организована спортивно-развлекательная программа, а любителям тайн и загадок в 14:30 будет предложена экскурсия по посёлку «По следу Сталкера». Завершатся торжества в 17:00 концертом «Вечернее Комарово 2023».
Вернёмся-таки «под крышу», к нашим любимым театрам. Вот Александринский театр в выходные приглашает на премьеру спектакля «Руслан и Людмила» по одноименной поэме Александра Пушкина. Постановка была изначально задумана как увлекательное и яркое мультимедийное приключение.
«Итак, Людмила, дочь князя Владимира, похищена со свадебного ложа безвестной силой. Руслан и три его соперника отправляются на её поиски… «Руслан и Людмила» – первая работа на Основной сцене Александринского театра молодого режиссера Антона Оконешникова, хорошо известного в сфере творческого поиска и эксперимента в театре, в том числе в театре для детей. «Руслан и Людмила» – уже второй спектакль, поставленный режиссёром на пушкинский сказочный сюжет на большой сцене: после «Сказки о Царе Салтане» в ТЮЗ им. А.А. Брянцева», – рассказали в театре, напомнив, что в Александринском театре Антон Оконешников – куратор программы «Другая сцена».
В спектакле в роли Людмилы зрители увидят артистку Анну Блинову, Руслан – артист Виктор Шуралёв, Князь Владимир – народный артист России Сергей Паршин. Начало спектакля – 20 и 21 мая в 18 часов. Билеты доступны на сайте театра.
Ещё один не совсем ожидаемый гость Александринского театра в эти выходные – группа Billy’s Band, которая в 19:30 21 мая выйдет на Новую сцену со своей нечасто исполняемой музыкальной программой «Игры в Тома Уэйтса».
«Этот концерт-спектакль состоит из песен и монологов о «псах дождя», «шоколадном Иисусе» и «грустных валентинках». В ходе выступления фантазийные образы легендарного Тома Уэйтса переплетаются с лирическим героем Билли Новика. А с помощью светового рисунка и сценических приёмов музыканты создают эффект погружения и перемещают зрителя в атмосферу прокуренного бара американской глубинки – с пыльными светильниками, тёплым пивом и холодными женщинами», – рассказывают о грядущем концерте в театре.
Билеты можно приобрести на сайте театра.
Премьера – и в Мариинском театре: на исторической сцене в субботу (в 19:00) покажут оперу Вольфганга Амадея Моцарта «Похищение из сераля».
«Во власти турецкого паши оказались четверо европейцев, и, хотя суровому повелителю есть за что покарать иностранцев, он отпускает их с миром: воистину, лучшая месть – это прощение. Таково вкратце содержание оперы Моцарта «Похищение из сераля», обыгрывающей чрезвычайно модный в Вене второй половины XVIII века стиль alla turca. Национальный состав «турецкой» оперы Моцарта весьма пестрый: помимо двух турок в истории участвуют трое испанцев и одна англичанка, и все они изъясняются на сочном немецком языке, ведь «Похищение из сераля» – это австрийский зингшпиль, «игра с пением», музыкальная комедия с диалогами. В разговорных сценах развивается незамысловатое действие, в музыкальных номерах сполна проявляется гений 26-летнего Моцарта», – рассказывают о содержании и истории этого произведения в Мариинском театре.
Билеты доступны на сайте. Для тех, кому 20 мая никак не попасть в театр, повторы предусмотрены 21 мая (в 13 и 19 часов), а потом 18 июня (в 12 и 19 часов).
Совсем рядом – на той же улице Декабристов, где располагаются все три петербургские сцены Мариинского театра – есть ещё и концертный зал Яани Кирик, периодически радующий ценителей разными небанальными музыкальными представлениями. Вот и в воскресенье, 21 мая, там состоится концерт «The Beatles и барокко», в котором знаменитые песни «Ливерпульской четвёрки» исполнят академические музыканты… в стилистике XVIII века.
«The Beatles & Baroque — проект камерного ансамбля классической музыки «Music Project Factory». Изящная стилизация композиций The Beatles под манеру Баха, Вивальди, Генделя и Корелли – прекрасный повод по-новому услышать знакомые мелодии битлов в оригинальной концепции шедевров XVIII века. Представьте, как может звучать «Help! I need somebody!» в манере «Времена года» Вивальди, а «Hey Jude» – в стилистике барочной полифонии Баха?» – говорят организаторы.
Кроме авторских интерпретаций, на концерте также прозвучат классические версии произведений композиторов эпохи барокко. Начало концерта – в 18:00.
19 и 20 мая в культурном центре «GAiKA SPACE» (ул. Черняховского, 75) покажут авторский мюзикл «Лорелея. Дева Рейна» с переводом на жестовый язык. Это первый в России мюзикл, который объединит классическое пение и жестовый язык.
«Все речевые и музыкальные сцены в мюзикле будут исполняться на двух языках одновременно. Красоту и сюжет постановки смогут понять и увидеть как слышащие, так и неслышащие ценители искусства. Специально для проекта востребованные артисты мюзиклов Москвы и Санкт-Петербурга на протяжении четырёх месяцев изучают жестовый язык», – рассказали организаторы.
«Лорелея» — семейный мюзикл, который можно смотреть с детьми от 6 лет. Зрители смогут автоматически стать благотворителями: 10 процентов выручки от продажи каждого билета идут в благотворительный фонд «Анастасия». Начало – в 20:00. Билеты доступны по ссылке.
В субботу и воскресенье (а затем – далее на следующей рабочей неделе, но всякий раз в 11:30 и 14:30) Музыкально-драматический театр «Буфф» покажет премьеру – спектакли-фантазия «Мой дедушка живёт на Сатурне». Это история о школьнике, который переехал в новый город, новый дом – и, конечно, новую для себя школу. Что же ждёт его за дверью класса?
«Весёлые сценки из школьной жизни в исполнении молодых артистов театра «Буфф» понравятся детям и их родителям, потому что говорят простым языком о самом важном в жизни ребёнка – семейных ценностях и дружбе. Мальчик Вовка продолжает общаться с прежними одноклассниками и пока не знает, как завести новых друзей. А еще он очень скучает по дедушке, который был летчиком, а теперь живет на Сатурне! Музыкальный спектакль о взаимоотношениях с миром, в котором всегда есть место самому дорогому – детской мечте и близким людям», – рассказали о спектакле в театре.
Автор сценария и режиссёр-постановщик – Екатерина Соболева, ученица Исаака Штокбанта, автор многих детских спектаклей театра «Буфф». Билеты можно найти на сайте театра.
Детский театр «Карамболь» в субботу, 20 мая, представит на суд зрителей мюзикл в двух действиях по сказкам и стихам Корнея Чуковского. И называться он так и будет – «Чудо-дерево или Карнавал Чуковского».
«В сказках Чуковского столько животных, птиц и других существ, что не хватит артистов в театре, чтобы всех их сыграть! Поэтому мы прямо на глазах у зрителей переодеваемся в костюмы персонажей сказок Чуковского. А костюмы эти растут у нас на сцене – на чудо-дереве. Это – спектакль-клоунада, а мы все – клоуны. Зрители говорят, что наш Айболит смешной, а Бармалей вовсе не страшный, а вполне симпатичный разбойник. Если вы знаете песенку «Чижик-пыжик», то из зала поможете нам спеть маленькую фугу на эту тему («Тараканище»)», – говорят в театре об этой постановке.
Спектакль покажут на сцене Дворца Искусств Ленинградской области (пл. Стачек, 4). Начало – в 12:00.
Теперь о выставках. К своему 125-летию Русский музей зовёт гостей на выставку во дворе Строгановского дворца «История Русского музея в архивных фотографиях» – она будет работать с 20 мая по 5 июля.
«Выставка, посвящённая 125-летию со дня основания Русского музея, открывается в канун проведения «Ночи музеев» и за неделю до празднования 320-й годовщины основания Петербурга. Экспозиция знакомит с архивными фотоматериалами из фондов Государственного Русского музея, в которых отразились наиболее важные моменты истории крупнейшего в мире собрания отечественного искусства. На выставке демонстрируются материалы, посвященные подготовке и открытию первой экспозиции Русского музея, реорганизации музейного собрания после Октябрьской революции, включая время активных экспериментов в сфере музейного дела и формирование облика экспозиции, сохранившейся до наших дней», – рассказали в культурном учреждении.
Кроме того, в рамках этого выставочного проекта АНО «Свободные художники» представляет художественный объект «Фонтан» известного петербургского скульптора Дмитрия Каминкера. Объект состоит из авторских постамента и бронзовой скульптурной группы «Ленинградское время», которая была выполнена художником в 1970-е годы. А в 2022 году по гипсовому эскизу был выполнен данный отлив. Объект выставлялся во дворе Строгановского дворца осенью 2022 года во время проведения выставки Леонида Колибабы. «Фонтан» символизирует текучесть времени, отражает своеобразие петербургских будней и изменчивость местной погоды.
В Эрмитаже открылась выставка «ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора». ОТМА – это инициалы, которыми подписывали письма великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. На выставке, которая будет работать до 10 сентября, представлены более 270 экспонатов, в том числе – уникальный комплекс личных вещей и костюмов из собрания Эрмитажа.
«Эта выставка посвящена детям последнего императора; это та часть нашей истории, о которой всем нам нужно помнить, это семья, которая попала в жернова истории. На выставке нет трагедии, которая всем хорошо известна. Здесь – трогательная история России, быта, русской культуры, история моды. Это замечательные вещи, которыми играли дети, они в этом возрасте живут в нашей памяти. У нас замечательное содружество музеев, объединившихся в работе над выставкой: Государственный музей-заповедник «Царское село», Государственный архив Российской Федерации, Музей христианской культуры. Это удивительное возвращение материалов, которые когда-то были вместе – и вновь объединились на время», – заявил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Посетить выставку «ОТМА и Алексей. Дети последнего российского императора» можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.
С 16 мая в медиацентре «Культура Петербурга» (Некрасова,60) работает выставка слепых художников «Прикосновение». Она организована в рамках инклюзивного проекта «Многомерность культуры», который реализует Институт культурных программ. Благодаря проекту люди с инвалидностью имеют возможность бесплатно посещать театры, музеи и другие культурные площадки города. Вход на выставку осуществляется по предварительной записи на мастер-классы.
«На открытии выставки библиотека для слепых и слабовидящих представила тактильные макеты основных достопримечательностей Санкт-Петербурга: Аничкова моста, фонтана «Самсон», портика Нового Эрмитажа. Также в экспозицию войдут рельефно-графические пособия по русскому стилю в архитектуре, шедеврам русской живописи и многоформатные альбомы, посвящённые творчеству Василия Кандинского и Кузьмы Петрова-Водкина. Посетители смогут прикоснуться более чем к 30 тактильным панно и художественным полотнам», – рассказали в комитете по культуре.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства открывает выставку к 150-летию Фёдора Шаляпина, названную «Царь Фёдор» – соответственно статусу этого певца в музыкальном мире своего времени! Она пройдёт в Шереметевском дворце (наб. Фонтанки, 34) и будет работать до 22 октября 2023 года.
«Ему рукоплескали лучшие сцены Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии. Он создал свой исполнительский стиль, в котором гармонично соединялись искусство вокалиста, художника и актёра, и превратил оперу в синтез искусств: драматического и вокального. Певец был великим мастером перевоплощения. Любой его образ на сцене был законченным творением, в котором музыка и слово, грим и костюм, мимика и жест подчинялись созданию характера. Как выходцу из бедной крестьянской семьи удалось покорить своим искусством весь мир? На какой почве смог вырасти столь масштабный талант? В поисках ответов на эти вопросы авторы выставки взяли за основу книгу воспоминаний Шаляпина «Маска и душа», чтобы проникнуть в «творческую лабораторию» певца, показать внутренний процесс работы над ролью, рождение сценического образа», – говорят организаторы.
Выставка располагается в двух залах Парадной анфилады Шереметевского дворца. Первый зал посвящён детским и юношеским впечатлениям Шаляпина, которые впоследствии оказались решающими в выборе профессионального пути. Второй же полностью отдан теме сценических образов певца, среди которых – такие знаменитые Борис Годунов, Иван Грозный, Олоферн, Мефистофель. В центре Оружейного зала воссоздана грим-уборная Шаляпина в Мариинском театре – место перевоплощения артиста в своих героев и его творческая лаборатория.
Выставка сопровождается аудиоспектаклем: в его основу положены тексты воспоминаний и писем, в которых Шаляпин рассказывает о своей жизни и работе в театре. Текст читает Пётр Захаров.
Музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко продолжает праздновать полувековой юбилей. По этому поводу 18 мая открывается рекурсивная выставка, приуроченная к 50-летию открытия Музея в Иоанновском равелине Петропавловской крепости.
«12 апреля 1973 года музей «Газодинамическая лаборатория» (ГДЛ) распахнул свои двери перед посетителями. Он создавался по инициативе Валентина Петровича Глушко, главного конструктора ракетных жидкостных двигателей, он лично курировал все работы, и первые экспонаты появились благодаря ему. За свою длительную историю музей ГДЛ превратился в Музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко. Но, как и 50 лет назад, самые интересные экспонаты поступают от предприятий космической отрасли», – рассказали в Музее истории Санкт-Петербурга, к структуре которого относится и экспозиция на космическую тему.
Например, НПО «Энергомаш» – одно из ведущих предприятий российского ракетного двигателестроения, которым когда-то руководил академик Глушко, чьё имя сейчас носит завод – передало в дар музею новые экспонаты, которые можно увидеть на юбилейной выставке. Это макеты современных ракетных двигателей и макет космической системы «Энергия-Буран», одной из последних разработок В.П. Глушко. Также в экспозицию вошли новые поступления от АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва» — макеты современных спутников, которые сейчас находятся на орбите Земли.
С 19 мая в Музее печати (наб. реки Мойки, 32) работает выставка творений петербургского художника Владимира Уткина «Геометрический лес». Как говорят организаторы, это проект-размышление на тему одноименной повести советского писателя Геннадия Гора.
«Фантастическая повесть посвящена взаимодействию реального и метафизического миров, объединенных силой искусства. Главный герой – художник, стремящийся уйти от грубой реальности советского быта 1950-х годов; чудесным образом он попадает через свою картину в неизведанный волшебный край. Повесть «Геометрический лес» во многом автобиографична: Геннадий Гор сам был художником, искусствоведом и коллекционером живописи, учился у крупнейшего представителя русского авангарда Павла Филонова. В его литературных произведениях часто встречаются размышления о том, что картина – это окно в «другое измерение», – рассказывают устроители.
Музей «Эрарта» представляет ещё две новые художественные выставки – и, как обычно, на них представлены необычные творения. Первая, «Медвежья азбука» – это собрание цикла линогравюр воронежского художника Дениса Булавинцева, выполненных в визуальной традиции русского лубка, которое можно увидеть до 13 августа. Художник обращается к темам злободневным – и одновременно вечным для русской культуры.
«Это выполненная в лучших традициях русского лубка азбука для тех, кто давно научился читать, – для взрослых. Антропоморфный медведь – главный герой азбуки Дениса Булавинцева – воплощает в себе национальный характер, вбирая в себя самые разные черты загадочной русской души, в которой нередко сочетается несочетаемое. Художник изображает медведя в совершенно разных ипостасях: он то олицетворяет Святой Дух, то предстаёт в образе пропойцы. Герой Дениса Булавинцева уже давно приручен людьми – от них он перенял и пороки, и добродетели. Эта традиция уходит корнями в русские народные сказки, где медведь отождествлялся с человеком и был наделен человеческими чертами характера», – рассказывают об этой выставке в музее.
Всего работ 88, причём художник продолжает работу над серией и сейчас. Автор сам называет свои линогравюры неолубком и говорит о своем замысле так: «Тема выставки изначально навеяна штампами о России – или, точнее, штампами про штампы: что мы о них думаем, что они думают про нас… Дескать, там у них всегда зима, по улицам слоняются пьяные медведи в ушанках и с балалайками, все пьют только водку и ездят на танках. Но такой подход был только в самом начале серии, это лишь одна из граней. Дальше вымышленный мир зажил собственной жизнью. Образный строй стал более широким: в серии можно найти отсылки и к Кустодиеву, и к трём богатырям, и к советскому плакату, и к почтовым открыткам, и к монументальному искусству. Получившаяся вселенная, в общем-то, не замышлялась как прямое отражение действительности. Это достаточно отвлеченная фантазия, нечто самобытное, сочетающее одновременно черты царской, советской и современной России».
Вторая выставка в «Эрарте» – также работающая до 13 августа – называется «Лес». Автор представленных на ней работ (общим числом около 40) – Виктория Иванова; её творения объединены духом романтизма. Это масляная живопись, в которой зритель сможет понаблюдать за летаргическим сном природы; иллюстрация к сказкам братьев Гримм, переведённым на язык актуальной массовой культуры, где монстры могут быть пугающими и милыми одновременно.
«На выставке Виктории Ивановой в Эрарте представлена серия из 39 цифровых иллюстраций к самым кровожадным и пугающим современного читателя сказкам братьев Гримм. Исторически появление этого собрания связано с запросом немецкого общества на становление национального самосознания в эпоху Наполеоновских войн. Столкнувшиеся с ужасами войны романтики, когда-то боготворившие вершителя истории, поспешили отыскать для себя новых героев в народных песнях и сказаниях. Примерно в это же время философ Иоганн Готлиб Фихте заговорил о духе народа. Встретившись в сказках братьев Гримм с образами выколотых терновником глаз или сценами людоедства, невольно задаешься вопросом: не это ли проявление «духа нации»? В своей художественной практике Виктория Иванова обращается именно к этой, вытесненной литературной традицией стороне сказок Якоба и Вильгельма Гримм — к подсознательному «духу нации», – поясняют идею в музее.
С 19 мая в музейно-выставочном центре «Россия – Моя история» работает выставка-реконструкция «Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая». Это, конечно, не сами знаменитые скульптуры времён Цинь – первой в истории Поднебесной императорской династии – но их копии в натуральную величину.
«Посетителей ждут детально воссозданные в натуральную величину статуи терракотовых воинов и лошадей, реплики колесниц, оружия, предметов быта и красочных исторических костюмов. Впечатляющие спецэффекты и видеопроекции – все это позволит посетителям выставки погрузиться в мистическую атмосферу далекого прошлого и ощутить реальный масштаб грандиозной армии», – рассказали организаторы.
Выставка расположена в зале «ХХ век» и продлится до 14 января 2024 года. Подробная информация и билеты доступны на сайте.