Дети, которые любят Чехова. Актёр Виктор Чепрасов – о театральной студии «Арлекин»
24 марта 2023 | 12:00| Культура27 марта по всему миру отмечают День театра. В преддверии этого праздника мы поговорили с руководителем детской театральной студии, базирующейся в Доме культуры «Парголовский», и выясняли у него, каково это – прививать своим подопечным любовь к одному из наиболее интересных видов искусства с малых лет.
Детская театральная студия – образцовый коллектив малых театральных форм «Арлекин» – появилась в посёлке Парголово пять лет назад. За эти годы ребята выпустили множество оригинальных спектаклей, основанных на произведениях как детских писателей – таких как Николай Носов – так и по пьесам вполне «взрослых» авторов: например, Антона Чехова. Занимаются в студии дети разного возраста – от 8 до 17 лет, а руководит ею актёр и режиссер Виктор Чепрасов.
– Я закончил учиться в 2013 году и стал работать по контракту в театре «Мастерская», потом поступил в Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова, отработал там год – и понял, что после театральной академии мне этой работы мало. Я чувствовал, что не развиваюсь, и решил уйти из БДТ; тогда же мне предложили «взять» театральную студию. Это сделала моя подруга, которой предложили место в Александринском театре. Совмещать работу в студии и в театре она не смогла – и попросила меня заниматься с «детьми, которых она очень любит». У меня за плечами были уже мастер-классы, я сам прошел театральную студию. Мы начали репетировать и провели хорошую работу. Родителям и детям понравилось, и мы решили продолжить. А вообще параллельно я работаю в театре «Мастерская», стараюсь сниматься в кино, работал в театре «Мюзик-Холл», а также как режиссер я ставлю спектакли в «Театре у Нарвских ворот».
– Расскажите поподробнее о работе студии.
– Наша студия работает на базе ДК «Парголовский», там мы стараемся ставить спектакли с определенной периодичностью, чтобы выйти на формат репертуарного театра. Хочу отметить, что Дом культуры нам очень помогает, предоставляет костюмы, дополнительное время для репетиций, особенно если мы готовимся к какому-либо событию. Сейчас хотим выйти на периодичность – хотя бы один спектакль в месяц, потому что нужно постоянно репетировать и заниматься, иначе работа «разваливается». С тех пор, как я начал заниматься с группой, количество человек в ней сильно выросло. Сейчас мы готовим к выпуску 3 спектакля: «Умная собачка Соня», «Как мой папа был маленьким» и «Один день из жизни Тома Сойера», а со старшей группой продолжаем работать над Чеховым, дети очень его полюбили, им безумно нравится играть его комедии.
– А как проходит кастинг в студию?
– Мы проводим прослушивание: по двум причинам. Во-первых, чтобы ребёнок ценил то, что он поступает в театральную студию, серьёзно к этому относился и понимал, что его отобрали из множества детей. А во-вторых, так как это не всем подходит. Но, как показывает практика, очень тяжело понять это во время кастинга: дети зажимаются, сложно распознать их потенциал, поэтому шанс даётся многим. Впрочем, впоследствии кто-то отсеивается: группа из 12-13 человек обычно превращается в группу из 10 человек. В первой моей группе были дети 9-10 лет, а сейчас им по 15-16 лет, и некоторые даже собираются поступать в театральные академии.
– И как проходит прослушивание?
– Обычно я не требую учить стихи или что-то вроде того. Мне интересно посмотреть на мир глазами ребёнка, увидеть, как он мыслит, узнать, какая у него жизненная позиция. Я смотрю на ребёнка: если понимаю, что мы с ним похожи и смотрим в одном направлении, то беру его. Но предупреждаю, что театральную студию нужно посещать.
– Как часто?
– Обычно у нас занятия два раза в неделю, а когда мы готовимся к фестивалям, нам нужно гораздо больше времени на подготовку, поэтому мы используем все свободные «окошки» Дома культуры.
– В каких фестивалях ребята принимают участие?
– Самое главное наше достижение – участие в «Брянцевском фестивале». Мы не просто туда попали, а ещё и получили призы за главную мужскую и главную женскую роль. Также мы участвовали в фестивале «Тарарабумбия» и выиграли там четыре диплома, в «Театральном лукошке» и фестивале «Театр для всех». Там мы представляли две возрастные категории: старшая группа заняла первое место, младшая – второе.
– А как Вы делите ребят на возрастные категории?
– Маленькие у нас – это 8-10 лет, средняя группа – дети от 10 до 13 лет, а старшая группа – от 13 и до 17 лет. Но основная масса ребят у нас – это подростки 14-16 лет.
– У студии есть коммерческая основа?
– Театральная студия «Арлекин» бесплатная, но, так как там ограниченное количество мест, взять всех на бесплатную основу невозможно. Поэтому было решено открыть и платное отделение, туда мы дополнительно набрали желающих. Обычно получается так: когда из студии «Арлекин» дети выпускаются, я перевожу туда ребят из платного отделения.
– Так много детей занимаются, а сколько составов играют спектакли?
– У нас два состава. Это сделано не столько из-за количества детей, а потому что ребята часто болеют. Но главная причина в том, что дети хотят играть не третий гриб в левой кулисе, а важную, собственную роль, быть на своём месте. А это очень важно – понимать, что ты являешься неотъемлемой частью коллектива, и ты не можешь его подвести. Таким образом рождается ответственность. А вообще мы чувствуем себя большой театральной семьёй, дети относятся ко мне как к старшему брату. Ну или можно сказать, что мы команда, где каждый нужен… не может же команда играть без вратаря.
– Вы один занимаетесь с ребятами?
– Да, я один, но иногда нам помогает хореограф. Но ставлю и подбираю материал я. Это бывает очень сложно, потому что подростковой литературы мало. Обычно мы берем несколько рассказов и объединяем их, либо ставим спектакль по мотивам того или иного произведения, фантазируя и придумывая. А в конце, когда понятно, что история уже сложилась, приглашаем хореографа, который помогает оформить все «танцевально».
– А какие у студии планы на ближайшее будущее?
– Выпустить еще три спектакля в ближайшее время и хорошо себя показать уже в апреле на предстоящем фестивале «Золотая табуретка» в Рыбинске, где мы заявлены как «малая театральная форма», так что пожелайте нам удачи и творческих побед.
Беседовал Роман Деренский / ИА «Диалог»