Художник, который слишком сильно вглядывался в суть. В Русском музее — выставка Врубеля.
07 июня 2022 | 16:00| культураК концу своей жизни Михаил Врубель ослеп. Наверное, это самое страшное, что может случиться с художником, хотя страшного в его жизни было много. Современники скажут: «Ослеп, потому что слишком сильно вглядывался в суть». И это правда: Врубель был мастером психологического портрета и символизма. Слишком экспрессивный, слишком абстрактный, слишком непонятный для своего времени.
Не понимали даже его знаменитого «Демона». Художник возмущался: «Они путают с чёртом». А ведь Демон на одноимённой картине мастера – это не символ зла, а одинокий странник, олицетворение потерянного духа; «Демон» ведь по-гречески – «душа». На выставке в корпусе Бенуа встретились «Демон» и «Летящий Демон»: вторая работа не дописана, но всё равно видно, что на ней герой ещё более печален.
В соседнем зале – знаменитое полотно Врубеля «Царевна-лебедь» с её огромными глазами и грустно-весёлым взглядом. В этой работе словно сплелись иконопись и фольклор. А сама царевна взглядом будто прощается с нами. Но ещё более пронзительно смотрит маленький Савва (сын художника) со своего портрета. После завершения работы над полотном малыш заболел, и вскоре его не стало. А картину стали воспринимать как трагическое предчувствие самобытного мастера.
После смерти сына демоны Врубеля вырвались наружу. Долгие годы художник провёл в психиатрических лечебницах, работая в перерывах между приступами. На выставке представлены произведения и этого периода; большинство из них – черно-белые рисунки и карандашные наброски. Болея, мастер писал портреты санитаров и работников лечебниц, больничные натюрморты (смятую постель, носовые платки) и лики святых. Эта часть экспозиции заслуживает пристального внимания, так как показывает посетителям неизвестного, неидеального Врубеля. Художник сознательно лишил работы этого периода цвета – ведь, по словам Врубеля, только так зритель сможет понять, как он видел мир.
Признание к художнику пришло именно в этот момент. Между приступами болезни Врубель напишет своё последнее большое полотно – «Шестикрылого Серафима», которого критики назовут возрождением мастера. Описывать этот «венец творения» Врубеля бессмысленно: в картине сплелось много всего, её нужно видеть лично. Однако в корпусе Бенуа это делать нужно с большого расстояния: освещение «Шестикрылого Серафима» оставляет желать лучшего.
Стоит сказать, что подобно тому, как город утопает в сирени в начале лета, так же утопает в сиреневых кустах и выставка. Только здесь цветы преимущественно тёмных оттенков – сумрачные. Рисовать сирень Врубель очень любил, в ней нередко терялись его персонажи. Портреты переставали быть портретами, их заменяло буйство лилово-фиолетовых красок, одновременно тёплых и холодных, по-весеннему мрачных.
В экспозиции множество декоративных панно художника, знаменитые рисунки морской раковины. картины с хрестоматийно-фольклорными сюжетами и много рисунков, однако всё равно кажется, что этого мало, хочется ещё. Идя на выставку, следует изучить жизнь и творчество художника – или воспользоваться услугами гида, чтобы не осталось ощущения недосказанности и не сложилось впечатление, что Врубель знаменит только тем, что иллюстрировал «Демона» Лермонтова. Этими работами, к слову, можно любоваться очень долго, иным взглядом смотря на героев произведения. Демон здесь какой-то внегендерно роскошный, а Тамара – сильная и хрупкая одновременно.
Выставка однозначно претендует на звание главной экспозиции лета, хотя продлится она только до 2 августа. Сейчас выставка собирает большие очереди на входе в музей: связано это с недавним открытием или с пиком туристического сезона – неясно. Но увидеть эту экспозицию определённо стоит – так что, если соберётесь посетить выставку (которая, кстати, приурочена к юбилею художника) в ближайшее время, знайте, что людей там очень много… и хорошенько изучите режим работы Русского музея.
Роман Деренский / ИА «Диалог»