94.3$ 100.3€
-1.04 °С

Коммуналки с экскурсиями

28 октября 2021 | 16:00| Где это

Существует не очень приятная статистика относительно того, сколько жителей Петербурга живут в коммунальных квартирах. Согласно подсчётам, каждый десятый петербуржец всё ещё вынужден делить свой быт с чужими людьми. Но в этих обиталищах не только живут – туда ещё и экскурсии водят, и даже бары в них открывают. Зачем? Читайте в материале ИА «Диалог».

***

Начать, пожалуй, стоит с коммунальной квартиры, находящейся прямо во дворце: это очень по-петербургски. Коммуналка в особняке Румянцева сейчас нежилая и превращена в одну из экспозиций музея истории Петербурга. Однако в советское время часть особняка действительно занимали коммунальные квартиры, к ним вела лестница с отдельным входом. Сейчас попасть сюда можно, пройдя вереницу шикарных интерьеров особняка – и этот контраст усиливает впечатление от экспозиции.

«Экспозиция не должна была длиться так долго – просто вокруг неё был какой-то нездоровый ажиотаж. В «допандемийное» время здесь было множество журналистов, посетителей и очень много иностранцев», – рассказывает главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга Родион Зеленков.

Экспозиция представляет реконструкцию ленинградской коммунальной квартиры, в которой «живут» разные персонажи: выселенная в богато убранную комнату в 1920-х годах бывшая хозяйка всей квартиры; семья, перебравшаяся в город из деревни в 1930-1950-х; представитель «неформальной молодежи» 1960-х и художник, представитель ленинградского андеграунда 1970-1980-х. Предметы из музейного собрания 1930–1980-х годов позволяют показать быт ленинградцев из разных социальных слоев и в разные временные периоды.

«Советские коммунальные квартиры стали культурным феноменом. С одной стороны, это социальная язва, от которой давно хотят избавиться, с другой – большое благо своего времени», – добавляет Родион Зеленков.

***

А на улице Рубинштейна, рядом с новым памятником Сергею Довлатову, тоже можно увидеть экскурсионные группы, как в музее. Здесь, в доме № 23, водят экскурсии в коммунальную квартиру, где жил писатель. Сохранена его комната от заселения трудами неравнодушных активистов. А ещё совсем недавно в ней жили несколько семей мигрантов из ближайшего зарубежья. Всего в коммуналке 7 комнат, остальные 6 – жилые. Жильцы не против экскурсий. Впрочем, от Довлатова тут осталось немного – дверь, карниз, пол и потолок, остальное – бутафорское.

На двери в уборную висит табличка «Приёмная»; её не снимают, потому что, по легенде, табличку повесил здесь сам писатель.

***

Ещё одна удивительная коммунальная квартира, в которую можно попасть на экскурсию, находится на Дворцовой набережной, а вид из её окон отрывается на Неву и Петропавловскую крепость. Сложно поверить, что в доме 28 на Дворцовой набережной располагается не музей или институт (или офисное здание), а многоквартирный дом с не расселённой ещё коммуналкой. Здесь живет Дарья Валькова – москвичка, не так давно переехавшая в Петербург. В Северной столице Дарья задерживаться не собиралась, а хотела поехать путешествовать заграницу, но пандемия внесла коррективы в её планы. Девушка не растерялась, сняла комнату в коммуналке с невероятным видом – и теперь водит сюда экскурсии.

«Сначала соседи по коммунальной квартире отнеслись к экскурсиям настороженно, но потом втянулись. Когда живёшь долго в таких интерьерах, ты к этому привыкаешь и не понимаешь, что в этом необычного… а люди приходят, и они просто в восторге», – рассказывает Дарья.

Всего в квартире пять комнат: одна общая, четыре жилые. Кстати, это самый ближайший к Зимнему Дворцу жилой дом. Однако жители дома (в основном здесь элитные апартаменты) и некоторые жители квартиры относятся к экскурсиям настороженно.

«К этому не очень хорошо относятся соседи по дому. Все вроде бы говорят, что Петербург – это культурная столица, но показывать нетуристические места не готовы. Такая вот двоякая ситуация», – говорит Даша.

Но и жителей можно понять: не каждый готов видеть в своём доме толпы посетителей – тем более, что многие из них откровенно возмущаются условиями быта в коммунальной квартире. Также жильцам не нравится, что экскурсанты выкладывают фото их жилья в социальные сети.

«Сюда люди приходят, смотрят, в каком люди в г*** живут, и думают: «О, у меня всё нормально». Люди, которые здесь прожили долго… Человек, понимаете, деформируется, как и в любой профессии. Есть хирург, есть полицейский, а есть люди, живущие в коммуналках. Мы уже не замечаем многого», – делится мнением о проведении экскурсий один из соседей Даши.

Поэтому между Дарьей и жильцами возникают конфликты, которые ставят под сомнение судьбу дальнейшего проведения здесь экскурсий.

«Сами экскурсанты ведут себя недостаточно культурно; часто приходят и начинают высказывать недовольство бытом. Самое интересное, что когда приходят те, у кого всё устроено, всё в порядке – они ищут то, что им нравится. Но когда приходят люди, у которых есть какие-то свои неустроенности – они ищут эти неустроенности везде», – верно замечает девушка.

***

Эстетика коммуналок давно уже вошла в моду, и многие общественные пространства применяют этот тренд себе во благо. Но одно дело – обставить всё вокруг винтажными вещами и увешать коврами, и совсем другое – открыть бар в реальной коммуналке. «Бар, в котором живут люди» – гласит вывеска, и на этом настаивают его работники. Находится это заведение тоже на Рубинштейна (что и неудивительно). Внутри – несколько комнат. В них – барная стойка, танцпол, диваны, настольные игры и видеоприставки. Есть комната с кроватями и кухня. На кухне женщина в халате готовит за перевод на «Сбербанк Онлайн», а пожилой мужчина поиграет с вами в шахматы, если захотите – но тоже не бесплатно. Эстетика эстетикой, к тому же всё не ново, а вот мистификация жилой коммуналки удалась «на троечку». Поверить в то, что работники бара – вовсе не работники, а жильцы, нашему корреспонденту было трудно. Хотя сам факт посещения бара «по работе» не может не радовать.

Роман Деренский / ИА «Диалог»

Загрузка...
Ваш email в безопасности и ни при каких условиях не будет передан третьим лицам. Мы тоже ненавидим спам!